Виктория Чернышева
Глава администрации Ульяновска Сергей Панчин подписал в пятницу постановление об отзыве разрешения на строительства отеля “Мариотт”. Напомним, гостиницу хотели возвести в парке на улице Минаева. Против такого решения высказались жители окрестных домов и защитники зелени.
Разрешения “зеленого скандала” ждали накануне – на итоговом заседании межведомственной комиссии (в которую входил и корреспондент “РГ”). В течение недели ее члены работали в трех группах – рассматривали документы, выслушивали экспертов, определяли правомерность выдачи разрешения на строительство. Выводы комиссии (в том числе, особые мнения, например, о том, что строить отель, который закроет вид на красивейший храмовый комплекс – градостроительная ошибка) выслушал ульяновский губернатор Сергей Морозов. Свое мнение он озвучил в блоге:

“Мне, как высшему должностному лицу региона, пришлось вмешаться в ситуацию вокруг строительства гостиницы на улице Минаева, поскольку противостояние муниципалитета и застройщиков с представителями общественности зашло в тупик. В ходе работы комиссии выявлен ряд спорных моментов и несоответствий – где-то не соблюдены границы, есть вопросы по чистоте и оформлению документов. Как гарант поддержания спокойствия в регионе, я не имею права не считаться с мнением даже небольшой группы жителей области. Поэтому обращаюсь к администрации Ульяновска с настойчивой рекомендацией не начинать работы до полного урегулирования конфликта. Считаю, что правовым решением конфликта должно быть решение суда. Учитывая, что застройщик понес материальные затраты, даю поручение контрольному управлению правительства провести проверку, и в случае выявления нарушений как юридических, так и морально- этических норм, представить заключение с привлечением к ответственности по данному вопросу всех, кто виноват в данном противостоянии, и наказать таковых. Считаю это справедливым решением для всех сторон конфликта, поскольку в любых обстоятельствах мы должны следовать закону”.

После заседания комиссии у дверей регионального правительства губернатора ждала группа защитников парка, которая очень эмоционально высказала свое мнение насчет происходящего. Одна женщина хотела даже встать перед Морозовым на колени – со слезами на глазах она просила спасти парк. Завершением достаточно нервного диалога стало заявление главы региона, что он рекомендует городским властям отменить разрешение на строительство. Что и было сделано на следующий день.

Сергей Панчин в своем твиттере объяснил такое решение именно рекомендацией губернатора. В ближайшее время комитет архитектуры и градостроительства администрации Ульяновска направит застройщику – ООО “Нью Сити” – уведомление об отзыве разрешения.

– Мы пока не видели самого решения городских властей, не знаем, какие основания приведены для отказа в разрешении на строительство. Поэтому прокомментировать, будем ли оспаривать это постановление в суде, я пока не могу, – пояснил корреспонденту “РГ” представитель компании – застройщика Виталий Иванов.

Громкий “зеленый скандал” вскрыл несколько болезненных проблем. Во-первых, несмотря на то, что в регионе издано специальное постановление правительства Ульяновской области, по которому все потенциально спорные проекты должны проходить через общественные слушания, обсуждения в Общественной и Экологической палатах, на градосовете и так далее, гарантий, что подобных конфликтов не будет, нет. Документ этот рекомендательный, а потому застройщики, в принципе, могут и отказаться от общественных слушаний (что и произошло в истории с “Мариоттом”).

Но считаться с мнением самих горожан необходимо – об этом, на одном из последних заседаний Совета Общественной палаты заявила ее руководитель Нина Дергунова. По ее мнению, “мэрия сработала недемократично, как это уже не раз было при решении проблем в сфере “точечной” застройки. Общественная палата неоднократно заявляла городским чиновникам о необходимости согласовывать принятие решений с населением, однако наши призывы до сих пор остаются неуслышанными”.

Еще одна проблема – непонятный статус зеленых зон, которые сами ульяновцы считают парками, а официально таковыми они, как оказывается, не являются. Многие градостроительные документы, на основании которых выдаются разрешения на строительство, противоречат друг другу. Так, место, где хотели строить “Мариотт”, в текстовой части Правил землепользования и застройки, утвержденных ульяновской гордумой, значится как “Парк И.Н. Ульянова (новый), площадью 7,2 гектара”. А в картографическом приложении к этим Правилам никакого парка нет – есть зона общественной застройки.

Представители городской администрации назвали это “технической ошибкой”. Но возник вопрос: возможно, и другие парки, которых в Ульяновске остается все меньше, также могут посчитать “ошибкой”. Для крупного города, где каждый год увеличивается количество автомобилей, уничтожение деревьев – проблема важная.

На заседании межведомственной комиссии были высказаны и другие точки зрения на ситуацию.

– Я вижу массовую картину нарушения прав субъектов малого бизнеса. Ситуация, которую мы рассматривали сегодня, – квинтэссенция огромного количества проблем в этой сфере. У меня множество обращений от предпринимателей, когда незаконные действия должностных лиц рушат судьбы людей. Поэтому сегодня мы говорим о том, что надо все вопросы решать законно. А если кто-то считает, что закон плохой, его надо менять, но не с вилами на плече, а в соответствии с установленной процедурой. Сейчас получается, что при любом раскладе виноват застройщик. Почему он несет ответственность? Ответственность должно нести должностное лицо, которое нарушило закон. А разобраться в этом может только суд, – заявил уполномоченный по защите прав предпринимателей Ульяновской области Анатолий Сага.

Защитники парка, уже почти три недели несущие круглосуточное дежурство возле стройплощадки, уходить со своего “поста” пока не намерены. По крайней мере, до тех пор, пока из зеленой зоны не уберут поставленный здесь в середине сентября забор.