По мнению знаменитого актера, современному российскому обществу, как никогда, необходим светлый гений, способный разбудить души яркими стихами. В минувшую субботу на сцене Ульяновского дома музыки он представил программу «Пой песню, поэт…», приуроченную ко дню рождения Сергея Есенина.
Отважный милиционер в «Шестом», герой Сталинградской битвы генерал Родимцев «Ангелах смерти», хореограф в «Зимнем вечере в Гаграх» – классические работы блистательного Сергея Никоненко. Но мало кто помнит, что в 1971 году Сергей Петрович стал первым, кто воплотил на советском экране образ Сергея Есенина. Фильм «Пой песню, поэт» режиссера Сергея Урусевского под музыку Кирилла Молчанова состоял из нескольких новелл, посвященных жизни и творчеству великого поэта. И вот, 42 года спустя, проект возродился в виде музыкально-поэтической программы. Стихи Есенина со сцены ульяновской филармонии звучали под аккомпанемент городского оркестра народных инструментов, словно возвращая зрителей во времена, когда выступления поэтов собирали едва ли не больше слушателей, чем концерты современных эстрадных звезд. Живой звук, эмоциональное чтение в лицах и красках заставляли забыть обо всем и проникнуться силой, имя которой – поэзия. Каждый находил в стихах что-то свое, близкое по духу, что еще более усиливало эмоциональный накал концерта. А просьбы почитать «на бис» напрочь разрушали миф, что поэзия современному зрителю неинтересна. И это при том, что в зале были отнюдь не только ульяновцы старшего возраста.
– Хорошие стихи будут востребованы во все времена^ – поделился мнением после выступления Сергей Никоненко. – А уж тем более Есенина. Я во многих городах выступал, после концертов люди уходить не хотели. Вечные темы – любовь, переживания, тревога за судьбу родины. Некоторые очень злободневно звучат, будто написаны вчера. в – А что же современники? – Ну, если уж сам Есенин писал, что «И без меня в достатке дряни», то представляете, что можно сказать о нынешних стихоплетах (смеется). Я, например, после роли поэта тоже начал писать стихи, но у меня хватает ума их не публиковать. Так, почитать дома, для друзей. Потому что поэзия и простое стихосложение – две разные вещи. Талант поэта
– от Бога. Вспомните, Пушкин в 26 лет написал «Бориса Годунова», Есенин – «Пугачева». Гоголь в 27 лет удивил Россию «Ревизором». Откуда у этих совсем молодых людей появились такой слог, знание жизни, философия? Только свыше. Прекрасно, что они не зарыли свой талант, а явили его миру, чтобы мы по сей день наслаждались их произведениями. И когда кто-то говорит, что Есенин был просто алкоголиком, я лишь привожу такой пример. Со дня знакомства с Александром Блоком в марте 1915 года до смерти в декабре 1925-го Есенин издал 31 книгу. А ведь их нужно было написать, и как написать…
– Возрождение проекта «Пой песню, поэт» включает еще какие-то мероприятия помимо концертов?
-Еще к 100-летию со дня рождения Есенина мы решили восстановить квартиру, где он когда-то жил, потом жили его мать и жена. Более того, в разное время в соседнем доме проживали Пушкин, Блок и Андрей Белый. Это потребовало огромных усилий, квартира давно была разрушена. Московские власти хотели возвести там современное здание из бетона и стекла. Но это было все равно, что для французов разрушать дом, где жили Бодлер, Стендаль, Мольер и Беранже. Думаю, они бы его сохранили. И нам удалось отстоять. Теперь там музей Сергея Есенина.
– Каковы же, на Ваш взгляд, перспективы российской поэзии? Будут ли у нас еще великие имена?
– Я с нетерпением жду 2014 год. Обратите внимание на закономерность: в 1814-м первые стихи опубликовал Пушкин, в 1914-м – Есенин. Вполне возможно, что где-то уже подрос тот мальчик, который поразит нас своей лирой в ближайшем будущем. И спустя сто лет в России будет новый гений.
Дмитрий Сильнов