В Ленинском мемориале работает фотовыставка «Валерий Щеколдин «Обратная перспектива».
Щеколдин – почти наш земляк. Во всяком случае в нашем городе он жил с 1950 по 1980 годы. Здесь же начал заниматься фотографией профессионально. Работал внештатным фoтoкopJ респондентом в газете «Ульяновский комсомолец». Его «коньком» стала социальная тема.
С 1975 года сотрудничал с журналом «Семья и школа». В 1995 году уехал в Москву. Снимал на территории России и бывшего Советского Союза, в Чечне и в других «горячих точках». Герои фотографий Щеколдина – старики, дети из детдомов, подростки из исправительных колоний и тюрем, обитатели домов престарелых.
Как фотограф он снискал признание в России и за рубежом. В Германии за журнальные публикации получил приз арт-директоров (1998) и приз за лучшую фотографию (1999). Был премирован на выставках «Интерфото» в Москве (1996, 1999).
Фотовыставка «Обратная перспектива» в Ленинском мемориала переносит зрителей в эпоху СССР. Многие снимки сделаны Щеколдиным непосредственно в Ульяновске. На них наши земляки несут по площади Ленина на первомайских и октябрьских демонстрациях портре-ты членов ЦК КПСС, транспаранты с надписями «Слава КПСС!», на городских улицах с праздным любопытством ждут появления приехавшего в город Леонида Ильича Брежнева… Кажется, что не так уж давно это было. Невольно всматриваешься в запечатленные лица толпы: а нет ли среди них знакомых? И еще понимаешь, что, в принципе, по прошествии лет мало что изменилось. Место старых кумиров в нашей жизни заняли новые. Насколько лучше они свергнутых – вопрос из разряда спорных.
Живя в Москве, Валерий Щеколдин продолжил серию снимков об агитации и политической пропаганде в СССР. Автор даже придумал для себя направление -«соцкретинизм» и стал последовательно
выявлять абсурд системы. В этом смысле символическим стал его репортаж создания огромного портрета одряхлевшего Брежнева и его монтаж на стене к какому-то коммунистическому празднику. Монстрообразное изображение лидера СССР собирают по квадратам с помощью подъемного крана. Потом вся эта пропаганда, построенная на лжи, развалится по частям вместе со страной.
Валерий Щеколдин пишет: «Когда я делал свою серию снимков о ненаглядной наглядной агитации и примитивной политической пропаганде, к которой вроде бы никто не относился всерьез, но которая, однако, делала свое дело, я понял.что воспринимать ее надо с юмором. Сейчас это время уже стало историей, но истории имеет странное обыкновение повторяться. Не знаю, кто как, а я люблю перечитывать старые книги, пересматривать старые фотографии и мысленно переноситься в старое время».
В экспозиции немало снимков, вызывающих и горькие, и добрые чувства. Вот стоит на медосмотре в военкомате по пояс голый призывник. Это весенний призыв 1981 года. Значит, служить юноше в Афганистане, где велика вероятность сложить ему голову… Или – встреча однополчан на 9 мая, со слезами, всплеском сильных неподдельных чувств пожилых уже людей, надевших по этому особому случаю свои старые гимнастерки…
На выставке представлены 94 фотографии Валерия Щеколдина из фондов Мультимедиа Арт Музея/музея «Московский дом фотографии».