Проблемы ЖКХ по-прежнему являются для ульяновцев главными. Наступил отопительный сезон, соответственно этому резко возросла плата за услуги. Вместе с тем выясняется, что отдельные управляющие компании к работе в зимних условиях оказались не готовы. Тут и там слышны жалобы на холод в квартирах, «игры» с тарифами и платёжками … Могут ли рядовые потребители коммунальных услуг в этих условиях постоять за себя и что для этого надо делать?
Свой вопрос мы адресовали председателю комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Законодательного собрания Ульяновской области Геннадию Антонцеву.
– Геннадий Анатольевич, законодательная база ЖКХ постоянно пополняется. Поступающую информацию предлагается не просто прочесть «по диагонали», но изучить, чтобы успешно применять на практике. Между тем, речь идёт о структуре, трудной для понимания даже специалистами. Как в этих условиях решать проблему с обучением рядовых потребителей?
– Собственник должен захотеть научиться, освоить хотя бы азы. Рекомендую для изучения основ управления домом прочесть несколько глав из Жилищного кодекса, касающихся прав и обязанностей собственника и управляющей компании. Этого, считаю, для начала будет достаточно. К сожалению, многие люди сегодня даже не знают, кто такой собственник и как защищать свои права. Потому что не знают элементарных вещей. Их надо начать изучать.
На одном из семинаров запомнилось выступление молодой женщины из города Чебоксары. «Сложно управлять домом? – спросила она. – Да вы попробуйте. Я через полгода знала всё». Это, заверяю вас, увлекательнейшее и достойное занятие – управлять собственным домом. Но, не устану повторять, насильно учиться не заставишь.
-Желательно при этом, чтобы желания и стремления каждого совпадали с интересами других жильцов …
-Понимаю, что вы хотите сказать. Психологию людей в один день не изменишь: это долгий и трудный процесс. Опять же, пожилые люди в силу возраста трудно восприимчивы к получению новых знаний, у них не всегда хватает сил на защиту своих прав. Молодёжь подробностями оплаты за жилищно-коммунальные услуги себя не утруждает, исповедуя модный нынче постулат: решать проблемы по мере их поступления. Попробуйте доказать, что наиболее правильным будет делать так, чтобы эти проблемы не наступали никогда. Но, видимо, надо обязательно хотя бы раз наступить на грабли, чтобы начать что-то понимать.
Остаётся прослойка из людей среднего возраста. По уровню зарплаты они чаще всего находятся «на грани возможного», но ещё достаточно активны для того, чтобы задаваться вопросами: почему так много платим? за что выставляют огромные счета? насколько они обоснованы? Такие люди отсиживаться не будут. Они обязательно начинают искать ответ на вопросы. И очень хорошо, что сегодня есть куда и к кому пойти за советом и помощью.
-Начинать тяжело. Заглянешь в платёжку, а там столько понаписано … Ну, думаешь, всё пропало.
-Ничего страшного. Всегда говорю при встречах с людьми: «Не беритесь за всё сразу. Выделяйте из общей цепи самую большую проблему, решайте её и тогда начнёте понимать, как решать остальные вопросы»». Понимаю, что первоначально у человека может возникнуть ощущение полного бессилия: здесь и капитальный ремонт, и ОДН, и тарифы … Но надо обязательно добиться первой, пусть и небольшой, победы. Тогда придёт уверенность в своих силах и возможностях.
-Но разве победа не должна достигаться общими усилиями? Даже обладая солидным набором знаний, я вряд ли смогу в одиночку решить проблемы целого дома.
-Сможете. Наш закон имеет одно «слабое» место. Попробую объяснить. Добросовестный плательщик вправе требовать, чтобы ему столь же добросовестно оказывали коммунальные услуги. И когда он этого добивается, то его победа становится общей для всех жильцов, потому что он живёт в многоквартирном доме, где услуги одни на всех. Помните кампанию по корректировке оплаты за горячую воду? Это была инициатива всего нескольких активистов. А подписали обращение 4235 человек. Деньги были сэкономлены для жителей всего Нового города. При этом более половины населения до сих пор не знает, почему у них из платёжек исчезли цифры в пять-шесть тысяч рублей.
-Но не станете же вы отрицать, что очень часто жильцы того или иного дома буквально в штыки встречают начинания активистов, которые живут с ними, что называется, стенка в стенку.
-Не стану. Скажу даже больше. Избирают жильцы старшего по дому, поддерживают его какое-то время, а потом делают крайним во всех своих бедах. Это трудности роста, которые всем нам необходимо пережить. Другого не бывает.
-Часто приходится слышать утверждение о том, что управляющие организации более чем наполовину являются муниципальными. Вместе с тем, вопрос о переводе коммунальных структур в распоряжение государства поставлен, что называется, ребром: создан Облкомхоз. Где истина?
-Управляющие компании районов города Ульяновска, например, созданы в форме открытых акционерных обществ, то есть по форме они являются частными. Да, у них есть в учредителях муниципальные предприятия, например, «Теплоком», «Горсвет» … Но они опосредованы и прямого воздействия на них власть не имеет.
В этой ситуации важно и другое. В коммуналке многие чиновники, вплоть до глав администраций районов, мало понимают. Извините, но это так. Я побывал в Уфе, послушал выступление главы города и был в шоке: коммунальные проблемы он знает назубок. Откуда? Оказывается, он бывший министр ЖКХ республики. Мы в коммуналке не наведём порядок до тех пор, пока у нас первые лица в администрации всех уровней не будут хорошо подкованы в этой сфере, пока не поймут, что сегодня ЖКХ – это первая и наиважнейшая отрасль городского и районного хозяйства. Это улица, дом, квартира каждого человека. Люди живут в многоквартирных домах, следовательно, проблемы ЖКХ должны стать главной заботой руководителя любого уровня.
-Геннадий Анатольевич, ваш посыл мне понятен. Открытым остался один вопрос. Мы сегодня ждём порядка в коммунальном хозяйстве. Вопрос поставлен однозначно: передать его в государственное управление. Мы жили под этим управлением многие десятилетия. А в результате получили разваленную жилищно – коммунальную систему. Как структура, которая не делала ничего столько лет, хочет сегодня всё восстановить?
-Разделяю ваши опасения. Сегодня частники молчат, они разъединены, их голос почти не слышен. Ничего удивительно после этого, что власть на них «не обращает внимания». Вместе с тем, хочу уточнить, что муниципалитеты остаются собственниками около 10 процентов жилья. У них есть возможность влиять на исполнение своей воли частными организациями. Тем более что люди доверяют власти больше, чем ныне существующим управляющим компаниям. Ожидается, что государственные организации будут смелее, чем частные, станут более чётко и оперативно обозначать проблемы, которые требуют решения с участием власти.
Сегодня существуют две основные точки приложения сил: собственники и власть. Понимание ситуации у губернатора Ульяновской области Сергея Ивановича Морозова есть. Очередь за руководителями районов. Тогда, при наличии политической воли и усилий собственников система заработает и порядок в жилищно-коммунальной сфере будет наведён.

Виктор Никитин