Проблемы ЖКХ по-прежнему являются для ульяновцев главными. Наступил отопительный сезон, соответственно этому резко возросла плата за услуги. Вместе с тем выясняется, что отдельные управляющие компании к работе в зимних условиях оказались не готовы. Тут и там слышны жалобы на холод в квартирах, «игры» с тарифами и платёжками … Могут ли рядовые потребители коммунальных услуг в этих условиях постоять за себя и что для этого надо делать?
Свой вопрос мы адресовали председателю комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Законодательного собрания Ульяновской области Геннадию Антонцеву.
– Геннадий Анатольевич, законодательная база ЖКХ постоянно пополняется. Поступающую информацию предлагается не просто прочесть «по диагонали», но изучить, чтобы успешно применять на практике. Между тем, речь идёт о структуре, трудной для понимания даже специалистами. Как в этих условиях решать проблему с обучением рядовых потребителей?
– Собственник должен захотеть научиться, освоить хотя бы азы. Рекомендую для изучения основ управления домом прочесть несколько глав из Жилищного кодекса, касающихся прав и обязанностей собственника и управляющей компании. Этого, считаю, для начала будет достаточно. К сожалению, многие люди сегодня даже не знают, кто такой собственник и как защищать свои права. Потому что не знают элементарных вещей. Их надо начать изучать.
На одном из семинаров запомнилось выступление молодой женщины из города Чебоксары. «Сложно управлять домом? – спросила она. – Да вы попробуйте. Я через полгода знала всё». Это, заверяю вас, увлекательнейшее и достойное занятие – управлять собственным домом. Но, не устану повторять, насильно учиться не заставишь.
-Желательно при этом, чтобы желания и стремления каждого совпадали с интересами других жильцов …
-Понимаю, что вы хотите сказать. Психологию людей в один день не изменишь: это долгий и трудный процесс. Опять же, пожилые люди в силу возраста трудно восприимчивы к получению новых знаний, у них не всегда хватает сил на защиту своих прав. Молодёжь подробностями оплаты за жилищно-коммунальные услуги себя не утруждает, исповедуя модный нынче постулат: решать проблемы по мере их поступления. Попробуйте доказать, что наиболее правильным будет делать так, чтобы эти проблемы не наступали никогда. Но, видимо, надо обязательно хотя бы раз наступить на грабли, чтобы начать что-то понимать.
Остаётся прослойка из людей среднего возраста. По уровню зарплаты они чаще всего находятся «на грани возможного», но ещё достаточно активны для того, чтобы задаваться вопросами: почему так много платим? за что выставляют огромные счета? насколько они обоснованы? Такие люди отсиживаться не будут. Они обязательно начинают искать ответ на вопросы. И очень хорошо, что сегодня есть куда и к кому пойти за советом и помощью.
-Начинать тяжело. Заглянешь в платёжку, а там столько понаписано … Ну, думаешь, всё пропало.
-Ничего страшного. Всегда говорю при встречах с людьми: «Не беритесь за всё сразу. Выделяйте из общей цепи самую большую проблему, решайте её и тогда начнёте понимать, как решать остальные вопросы»». Понимаю, что первоначально у человека может возникнуть ощущение полного бессилия: здесь и капитальный ремонт, и ОДН, и тарифы … Но надо обязательно добиться первой, пусть и небольшой, победы. Тогда придёт уверенность в своих силах и возможностях.
-Но разве победа не должна достигаться общими усилиями? Даже обладая солидным набором знаний, я вряд ли смогу в одиночку решить проблемы целого дома.
-Сможете. Наш закон имеет одно «слабое» место. Попробую объяснить. Добросовестный плательщик вправе требовать, чтобы ему столь же добросовестно оказывали коммунальные услуги. И когда он этого добивается, то его победа становится общей для всех жильцов, потому что он живёт в многоквартирном доме, где услуги одни на всех. Помните кампанию по корректировке оплаты за горячую воду? Это была инициатива всего нескольких активистов. А подписали обращение 4235 человек. Деньги были сэкономлены для жителей всего Нового города. При этом более половины населения до сих пор не знает, почему у них из платёжек исчезли цифры в пять-шесть тысяч рублей.
-Но не станете же вы отрицать, что очень часто жильцы того или иного дома буквально в штыки встречают начинания активистов, которые живут с ними, что называется, стенка в стенку.
-Не стану. Скажу даже больше. Избирают жильцы старшего по дому, поддерживают его какое-то время, а потом делают крайним во всех своих бедах. Это трудности роста, которые всем нам необходимо пережить. Другого не бывает.
-Часто приходится слышать утверждение о том, что управляющие организации более чем наполовину являются муниципальными. Вместе с тем, вопрос о переводе коммунальных структур в распоряжение государства поставлен, что называется, ребром: создан Облкомхоз. Где истина?
-Управляющие компании районов города Ульяновска, например, созданы в форме открытых акционерных обществ, то есть по форме они являются частными. Да, у них есть в учредителях муниципальные предприятия, например, «Теплоком», «Горсвет» … Но они опосредованы и прямого воздействия на них власть не имеет.
В этой ситуации важно и другое. В коммуналке многие чиновники, вплоть до глав администраций районов, мало понимают. Извините, но это так. Я побывал в Уфе, послушал выступление главы города и был в шоке: коммунальные проблемы он знает назубок. Откуда? Оказывается, он бывший министр ЖКХ республики. Мы в коммуналке не наведём порядок до тех пор, пока у нас первые лица в администрации всех уровней не будут хорошо подкованы в этой сфере, пока не поймут, что сегодня ЖКХ – это первая и наиважнейшая отрасль городского и районного хозяйства. Это улица, дом, квартира каждого человека. Люди живут в многоквартирных домах, следовательно, проблемы ЖКХ должны стать главной заботой руководителя любого уровня.
-Геннадий Анатольевич, ваш посыл мне понятен. Открытым остался один вопрос. Мы сегодня ждём порядка в коммунальном хозяйстве. Вопрос поставлен однозначно: передать его в государственное управление. Мы жили под этим управлением многие десятилетия. А в результате получили разваленную жилищно – коммунальную систему. Как структура, которая не делала ничего столько лет, хочет сегодня всё восстановить?
-Разделяю ваши опасения. Сегодня частники молчат, они разъединены, их голос почти не слышен. Ничего удивительно после этого, что власть на них «не обращает внимания». Вместе с тем, хочу уточнить, что муниципалитеты остаются собственниками около 10 процентов жилья. У них есть возможность влиять на исполнение своей воли частными организациями. Тем более что люди доверяют власти больше, чем ныне существующим управляющим компаниям. Ожидается, что государственные организации будут смелее, чем частные, станут более чётко и оперативно обозначать проблемы, которые требуют решения с участием власти.
Сегодня существуют две основные точки приложения сил: собственники и власть. Понимание ситуации у губернатора Ульяновской области Сергея Ивановича Морозова есть. Очередь за руководителями районов. Тогда, при наличии политической воли и усилий собственников система заработает и порядок в жилищно-коммунальной сфере будет наведён.
Виктор Никитин
Карина
Я живу в доме где управляет муниципальная компания, тарифы у нас не меньше а больше. Мы задыхаемся в грязи – дворник убирает тольколь одну дорожку около подъезда, остальное у них в уборку не входит не газоны и не детская площадка, а уж о подрезки кусто и речи нет. Приедишь в новый город где обслуживают частные компании чисто и на газоноах под балконами сейсас смотрю и люству сгребают. А приедти на верхнию или на нижнию увидете какая грязь это даже внешне а в подъезды не зайти вонь и грязь уборщицы в мунмципальных компаниях не предусмотрены видно как уборка придомовой территории. Муниципальные привыкли за 70 лет власти кребсти только деньги в свой карман и спросить в некого и претензии предъявить не кому власти не предъявишь и тариф по жилищному кодексу власть может сама устанавливать если собственники отказались повышать.У нас на вехней мы не голосуем пишут сами протокол что мы я кобы голосова но подпишут баушкой старой, которая спросит а что тут милок , а чиновник бабуля это чтоб тариф не повысили, бабуля и подпишет. А тут они муниципальные и раз через постановление мэре и повысят. В соем доме я живу много лет за последнии 6 лет в моем доме по текущему ремонту ни чего не сделали. Говорят денег нет все уходит на содержание. И вот думаешь а может и лучше к частнику можно предъявить претензии, а вот к власти нет. Приглашаю всех к нам на вехнюю посмотрите как обслуживает муниципальная компания.
Уиктор
Вопрос, почему я должен разбираться во всех тонкостях жкх, если я плачу налоги? Для этого есть и управляющие кампании, и контролирующие работу УК, и все за это получают день, идущие из моего кармана. А нас пытаются убедить, что мы сами все должны контролировать и платить за это деньги!
Уиктору
Потому что у тебя психология крепостного быдла! Тебе барин миску баланды налил и ты схавал. А что почему и как в этой миске появилось-тебе знать не интересно? Собственник тем и отличается от быдла, что сам устраивает свою жизнь, сам себе готовит тарелку еды, а не миску баланды с барского стола.
Я тут рядом в лесу
… умник, а не заткнуться бы тебе???!!! Я нанял чиновников, чтоб они решали многие мои проблемы. И они их до некоторых пор решали. И вдруг, не спросив меня эти чинуши сбросили с себя одну из своих обязанностей. Мало того, что они сбросили, да еще и не хотят хотя бы меня защищать от этих барыг, которым он сбросил свои обязанности. И я задаю вопрос про то, что ушло ли наше гребаное государство совсем из этой сферы и бросило нас на растерзание абсолютно безконтрольным барыгам???? А ты, чинуша, молчи!!!!
Лесному жителю
Слышь лесник! Брось курить мухоморы уже. Оглянись по сторонам! В стране давно есть класс собственников. И он довольно активно свои права защищает. В отличие от быдла, которое нахаляву приватизировало жилье, а теперь не знает как его содержать. Я не чиновник и свой дом построил сам. И содержу его. И не кричу что мне государство что-то должно. Нанял он чиновников…не смеши мои тапочки. В америках есть емкая поговорка: Не спрашивай что тебе должна дать родина, спроси себя что ты дал родине. Так что иди лесом…
Я тут рядом в лесу
))))))))))) построил сам …….. государство тебе ничего не должно???? Ты то и есть былище!!!!!!
Читающий
Выдыхай бобер! Выдыхай! 8-)))
Я тут рядом в лесу
Ну ты то, чую, задолбал Родину подарками!!!! Поэтому амириканьцев и цитируешь!!! Хватит народ смешить, чиновник!!!!!
SARMAT
Очень нужное и толковое интервью. ЖКХ – жить, как хозяин. А хозяин должен знать, куда и за что платит. Именно это имеет в виду товарищ Антонцев. И он прав. Все бегом-бегом приватизировали жилье, стали формально собственниками, а психология осталась старая, типа “пусть управдом думает”. Нет ребята, теперь вы собственники, и уж добейтесь всем миром, чтобы на местах общедомового назначения не гадили, да и сами не гадьте. Это ваша собственность, а не колхозная. Так что, Геннадий своим интервью начал хорошее дело коммунального просвещения. Хотелось бы, чтобы чиновники от ЖКХ последовали его примеру и каждый по своему направлению просвещали жильцов по вопросам ЖКХ. Да и в УК неплохо бы создать бесплатные курсы и чтобы занятия вели руководство и бухгалтеры УК. Глядишь меньше воровать бы стали, да и жители могли бы в ходе этих занятий задавать свои вопросы.
Работник ЖКХ
Ах Генадий, хороший специалист, но трудно ему, и врать нельзя и правду сказать нельзя, вот и обходится хитрыми фразами. Да создать гос УК вешь, но как быть с существующими ДУКами, которые уже и так государственные? А вот и ответ: оно опосредованно и прямого воздействия на них власть не имеет. Ха Ха Ха. Прям картина маслом: на совещании Беспалова говорит нужно сделать то то, а директора ДУКов в едином порыве встают и говорят, что вы, никогда мы этого делать не будем, Вы для нас никто, мы же такие же частники, у нас свои задачи, и подчиняется мы только, вот тут трудности, потому как непонятно кто же этот некто, которому они подчиняется? Может это совет директоров, который может “повлиять” на строптивого директора? Конечно, но кто же в совете директоров? А в совете директоров: КУГи, представители районной администрации, представители МЭРии, ну и представитель того МУПа, который формально является учредителем. кто из них такой смелый, что может “послать” матушку по известному адресу? Ну это примерно так же, “весомо” если бы учредитель какого нибудь ООО заявил, что он ни приделах, так как директор ему вообще неподконтролен.
111
Если я собственник, то почему всё должен добиваться “всем миром” и на общем собрании? Вы в этой “собственности” не можете трубу отрезать без разрешения, а про “подъездно-подвально-территориальную собственность” – вообще не понятно чья она и в каких размерах. Скорее всего навязанная и не оформленная.
648887
Как в том анекдоте: трудности роста сменились ростом трудностей
Эксперт
Все эти разговоры так и останутся разговорами. Проблема в том, что лечить нужно болезнь, а не симптомы. Но лечить болезнь никто не собирается, духа для этого не хватает. Могу ответственно заявить: никакой реформы в ЖКХ еще не было, а, следовательно, и нет никаких оснований для улучшения ситуации.
Давайте вернемся в историю: 1 марта 2005 года – дата вступления в силу ЖК. Вступление этого документа готовилось долго, несколько лет разработчики ЖК стажировались в Германии, на основе их законодательства и строилась вся реформа в РФ. Ниши нормативные документы практически полностью копируют немецкое законодательство. Почему выбрали Германию, у них стояли схожие проблемы после объединения страны, поэтому они уже прошли весь путь. Специфика в том, что в других развитых странах есть своя особенность: там жители не являются собственниками жилья, а лишь нанимателями (это МКД). Т.е. есть МКД, но у него один собственник, который и сдает жилье в аренду. Поэтому там законодательство гораздо проще, есть требования к одному собственнику, а уж он определяет средства на ремонт, обслуживание, а, следовательно, и аренду. В России по другому: есть МКД, а у него сотня собственников.
Почему вообще началась реформа? Ответ прост: у государства нет денег (ну или оно так считает) на поддержание системы ЖКХ. Отсюда вывод: государству необходимо самоустраниться, передав все на откуп рынку, который сам все и отрегулирует. Рынок действительно может все отрегулировать и создать более эффективную систему с точки зрения экономики. Я подчеркиваю, с точки зрения экономики. Эффективна экономическая модель ЖКХ – это не одно и тоже, с точки зрения социальной и общественной эффективности. С точки зрения экономики – не можешь платить – выселяйся, переезжай в более дешевое жилье, пригород, деревню, на улицу – это твои проблемы. С точки зрения социологии это неправильно. Но, к сожалению, система выстроена таким образом, либо экономическая эффективность, либо социальная справедливость. Напомню «шоковую» терапию Гайдара по снятию ограничения цен. В России уже выросло целое поколение, которое просто не знает, что такое пустые прилавки и пол килограмма колбасы в месяц на человека. Нет митингов протеста по поводу цен, отсутствия продуктов и т.д. Есть претензии по уровню доходов, когда для одних буженина за 1000 рублей приемлема, для других 15 рублей за буханку хлеба дорого.
Вернемся к реформе ЖКХ.
Еще раз идея проста: есть собственник, есть его собственность, а раз так, то он должен эту собственность содержать. В теории все правильно, на практике имеется много «заложенных» мин.
1 мина. Высшим органом управления является собрание собственников. В теории правильно на практике полная чушь. Модель предполагает следующее: собственники, понимая, что сами они не в состоянии эффективно управлять своим имуществом (управление это вообще целая наука), нанимают управляющего: Председатель ТСЖ или УК (назовем их дальше управляющий). Данная система предполагает как минимум три вещи: во-первых: управляющий компетентен (обладает необходимыми экономическими, юридическими и техническими знаниями), во-вторых: собственники ему полностью доверяют, в третьих: управляющий действует только в интересах собственников.
Задача собственников теперь сводится к одному: ответить, отвечает ли их управляющий этим условия или нет. Кажется все просто, но на самом деле собственники в принципе не способны это сделать. Для того, что бы оценить компетентность, необходимо как минимум обладать сопоставимым уровнем компетентность, что в принципе не реально (т.е. именно большинству собственников). Поэтому отношение к управляющему формируется на основании неких субъективных факторов, которые зачастую вообще не имеют к делу никакого отношения. Усилиями власти вообще создан образ управляющих как неких воров и жуликов, цель которых обобрать население (почему так раскроем позже). Больше половины собственников заранее не доверяю управляющему, остальная половина уверены, что он конечно сукин сын, но вроде бы свой сукин сын, другие еще хуже. Т.е. по большому счету собственники по своему субъективному ощущению выбирают между плохим и очень плохим. (Доказать это элементарно: придите на любое собрание возьмите слово и обвините управляющего в воровстве, большинство вас тут же поддержит, и наврят ли хоть кто то поддержит управляющего. При этом всем, если вы попытаетесь сагитировать жителей на переход к другому управляющему, с вероятностью в 99% у вас ничего не выйдет, вот такой парадокс.). Из этой проблемы вытекает следующая: как вести себя управляющему? Вопрос не праздный. (Для примера: какой врач хороший, а какой плохой: один отравляет вас на хирургический стол, берет скальпель и проводит операцию, подвергая вашу жизнь риску, другой не беря на себя ответственность, рекомендует вам пить побольше болеутоляющие лекарства.).
Отсюда проблема: профессионалы уходят с рынка, их место занимают случайные люди, но которые могут создать ощущение комфортности.
Про доверие уже сказано. По практике: если управляющий говорит, что нужно, что то сделать, а 2-3 собственника скажут, что этого нельзя делать, то с вероятностью 99% собственники отклонят предложение управляющего. Отсюда проблема: управляющий ориентируется не на профессиональное суждение, а на то, как будут на это реагировать собственники. (Задайте себе вопрос: каков процент излечения больного, если доктор ориентируется не необходимые процедуры, а на то, что скажут родственники и соседи больного?).
Ну и последнее: может ли управляющий эффективно отстаивать интересы собственников, если они (как работодатели) заранее уверены, что он: во-первых жулик, во-вторых: все его предложения сводятся к одному – обобрать население.
2 мина. Государство никак не может определиться что важнее: экономическая эффективность, либо социальная справедливость.
Для примера рассмотрим платежи за отопление. Наглядный пример 307 Постановление правительства. В чем его суть: на доме стоит прибор учета, весь год жители платят по нормативу, в конце года корректировка. Приходит поставщик тепла и говорит: вот в Ульяновске норматив установлен 0,19, мало, а мне что бы покрыть затраты нужно 0,21. Ему говорят, ничего страшного, в конце года разницу тебе доплатят в виде единоразового доначисления. Это экономический механизм: сколько потребил, столько и заплати. Далее вступает в действие социальный фактор. Приходит январь и власть начинает «искренне» удивляться, что там за беспредел творится? Кто позволил? Что там за тринадцатая платежка? Так вот же у вас в законе написано, ежегодная корректировка. Запретить. Дальше вопрос: кто оплатит разницу в 0,02 ГКАл на 1 м.кв.? Молчание. Как ни будь вопрос решится. То же самое с ОДН (это уже 354 Постановление). Есть постановление Правительства РФ – всю разницу на собственников. Потом грозный окрик: вы что там с ума посходили? Прокуратуре разобраться и завести уголовные дела. На что завести дела? На выполнение постановления правительства? То же самое можно написать про кап. Ремонт. То вводим платеж, то отменяем его.
Про какие инвестиции в ЖКХ можно вести речь, когда выполнение Постановления Правительства РФ автоматом приводит к куче проблем.
Минус: реальные инвесторы не понимают, что им делать и держаться от этого сектора экономики подальше, на смену им приходят «псевдо» инвесторы, которые много обещают, но ничего не делают.
3 мина. Государство заигралось. В принципе поиск «козла отпущений» это нормальный управленческий ход, для «спуска» пара и решения сиюминутных задач. Но нельзя этим заниматься в течении 10 лет. Не способное определиться с тем, что важнее экономическая эффективность или социальная справедливость, неспособная привлечь реальные инвестиции в ЖКХ, не желающая направлять ресурсных часть доходов в ЖКХ, вычленила одной из следствий – неэффективное управление и борется с ним. При существующей системе взаимоотношений в ЖКХ основной проблемой называть УК, это все равно, что врачи при гепатите, основной проблемой назовут пожелтение кожи больного, а рецептом лечения- замазать больного зеленкой: нет желтого цвета, нет болезни.
Живайкин С.А.
Подпишусь под каждым словом! Разссказано все четко, по существу. Диагноз поставлен совершенно точно! НО не указан курс лечения…
Я тоже считаю, что надо собственникам повышать уровень своих знаний в области ЖКХ. Но как? У многих из них простой вопрос – а за что я платил 10 (20, 30 и т.д. лет) ? И попробуйте им объяснить – за что они платили.
А по большому счету конечно никакой реформы в ЖКХ не получилось. Не с того начали. Прежде чем выдовать свидетельства на право собственности на квартиру, надо было сдать хотя бы элементарный экзамен на знание основ законодательства в ЖКХ. Мы жа на права водительские сдаем прежде чем за руль сесть. Так и здесь надо было сделать – хочешь стать собственником – докажи что ты понимаешь всю меру ответственности и знаешь как управлять своей собственностью.
Терпящий услуги ЖКХ
А у самого часом рыльце ни в пуху ???
Yurit
Статьи Media73 школята по сравнению только с этим комментарием! Вот кого писать надо и цитировать “журналисты”!
Читающий
Наш всенародный любимец айфонов и айпадов уже высказал мысль, что нужно вернуть лицензирование в систему УК и ТСЖ. Типа докажи умение управлять МКД и получи бумажку на право работать в этой сфере.
нетролль
http://skobars.livejournal.com/2614720.html «По подсчетам коллекторов, неплатежи по услугам ЖКХ в России выросли за год на 27,2% до 152,9 млрд. рублей. Причем треть всех недоимок уже передана в работу выбивальщиков долгов, так как просрочка по ним превышает несколько месяцев». Очень интересное будущее на примере столичного региона. Любопытно – не разбираться, почему люди не могут платить за коммунальный бардак, а выселять практически на улицу .
АНТОНЦЕВ!
НЕ УСПЕЛ ДЕПУТАТОМ СТАТЬ – ПОШЕЛ ШЕСТЕРЕТЬ ГУБЕРНАТОРУ?
БУДЬ МУЖИКОМ, А НЕ ПРОСТ-Й!
живайкин-МОЛОДЕЦ
СМАЧНО ОБЛИЗАЛ ОБЛИЗАВШЕГО!
БРАВО!
Живайкин С.А.
Будь мужиком, а не трусом жалким – подпишись под своими словами.
Простой обыватель
Господин Антонцев вместо общих бла-бла-бла лучше бы сказал, когда будут тарифы на ГВС, предписываемые ПП 354 и зачем тихой сапой согласовали энергетикам необоснованное повышение температурного графика до 135/70? Чтобы они могли больше бабла содрать с населения по ОДПУ? А песня про то , что норма 0.19 для энергетиков мала – бред, доказанный теми же ОДПУ, наш дом за 5 оприборенных лет ни разу не потребил тепла на нужды отопления больше 0.19 Гкал /кв м.