Старшие по домам, находящихся под управлением «Аметиста», по инициативе своей управляющей компании объединились, чтобы вместе выработать критерии качества предоставления обслуживания жилых домов. Но оказалось, что это не так-то просто…
В первом заседании рабочей группы приняла участие глава профильного Комитета Законодательного Собрания Ульяновской области Алсу САДРЕТДИНОВА, и директор УК «Аметист» Дмитрий ТАРХАНОВ. Старших по домам на встречу собралось 40 человек. Жильцы задавали вопросы, высказывали претензии. По конкретным темам (ремонт подъезда, благоустройство придомовой территории и т.п.) руководителями компании тут же давались разъяснения. В целом, диалог получился весьма конструктивным, в первую очередь, в части эффективного взаимодействия УК и жителей по решению текущих вопросов. Сложнее решить проблемы, которые остаются системными для всей сферы ЖКХ.
Заседание данной рабочей группы подняло глобальную проблему: не только в Ульяновске, но и в целом в российском ЖКХ отсутствуют критерии оценки качества работы управляющей компании, оценки степени ее открытости, качества предоставляемых ею услуг. Нет такой объективной шкалы, глядя на которую, мы бы могли поставить оценку нашей УК и сказать, хорошая она, плохая или отличная. То есть, оценивая работу своей УК, каждый руководствуется какими-то своими ощущениями.
В народе прочно укоренилось представление о том, что все управляющие компании воруют, что они обманывают жителей. Но конкретно, что и сколько воруют, как правило, люди сказать не могут – просто такое ощущение, и все тут. Также часто в адрес УК звучит: «Только деньги собирают, но ничего не делают!». Как ответить на такую претензию, как доказать людям, что УК работает? Ведь на чердаках и в подвалах, где чаще всего работают сотрудники УК, люди не живут, и, соответственно, они не видят, что там кто-то что-то делает.
Когда в доме все хорошо, ремонтники туда-сюда не шныряют, и создается впечатление, что УК бездействует. А вот когда внутренние инженерные сети выходят из строя, и ремонтники по квартирам начинают ходить, тогда вроде как «что-то делают»… Хотя понятно, что именно в первом случае, когда ремонтники по квартирам не шныряют, как раз и означает, что УК справляется со своими обязанностями. А вот второй случай – это, напротив, показатель плохой работы компании. Но по ОЩУЩЕНИЯМ вроде как суетятся, значит «работают».
– На рынке ЖКХ действительно много недобросовестных игроков, но это не значит, что все такие, что все обманывают и воруют, – сказал Дмитрий Тарханов, обращаясь к старшим по домам. – Мне скрывать нечего, я готов предоставить любые документы и открыть любую информацию, если недостаточно тех отчетов, которые мы выкладываем в открытый доступ на своем сайте. Сметы и объемы работ отдали, тариф раскрыли, пожалуйста, смотрите: что еще? Вы мне скажите, что еще показать, что сделать, чтобы доказать, что управляющая компания «Аместист» не ворует и не обманывает? Рано или поздно рынок ЖКХ начнет развиваться, и недобросовестные игроки так или иначе уйдут. Останутся те, кто работает честно и открыто. Но вы скажите тогда, как мне доказать, что «Аметист» – это честная и открытая компания, что мне для этого нужно сделать и какие документы показать?
К сожалению, законодательство РФ никак не помогает нам с оценками УК. Несмотря на обилие правовых актов, отсутствует система критериев. Да что говорить, не утверждена даже типовая форма отчета УК, и каждая компания «играет» на свой лад. Нет понимания, в каком виде должен быть готовой отчет: одни собственники считают, что это должно быть коротко, на одном листочке – все четко и понятно, другие требуют развернутый многостраничный труд с полным раскрытием по всем пунктам. УК, в свою очередь, выкладывают на сайты некие таблицы, которые может быть и понятны специалистам, но рядовым жителям – как филькина грамота. Неразбериха в отечественном законодательстве вносит большую долю сумятицы в работу нашего ЖКХ.