По российским регионом идет волна противостояния муниципальных властей с рекламными компаниями. В этом году во многих городах власти стали демонтировать рекламные конструкции, тем самым доставив рекламщикам серьезную головную боль. Сыр-бор разгорелся из-за принятых весной поправок в федеральный закон «О рекламе». В Ульяновске местные муниципалы просто закрыли на проблему глаза. Итог? По факту  наружная реклама в городе размещена вне правового поля, другими словами, незаконна.

Что поменялось? Отныне схема размещения всей наружной рекламы должна утверждаться муниципальной властью. Предполагается, что таким образом мэрия сможет влиять на архитектурный облик города. Рекламные конструкции на земельных участках, зданиях и другой недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также на участках, госсобственность на которые не разграничена теперь должны распределяться между рекламными компаниями централизованно, через торги. Существование любой рекламной конструкции без соответствующего разрешения – незаконно и такие конструкции, согласно поправкам в закон, подлежат демонтажу.
В Ульяновске торги пока не проводились, соответственно все рекламные конструкции, расположенные на земле муниципалитета, в настоящее время юридически подвешены в воздухе, не имеют законного статуса и городская администрация может (и должна) их демонтировать, но (по договоренности с рекламщиками?) не делает этого. Ожидается, что весной торги все же проведут и тогда билборды вновь приобретут законный статус. НО! По нашей информации, за аренду земли под этими ныне незаконно размещенными рекламными конструкциями мэрия продолжает брать деньги. Вопрос к законности происходящего.
О том, как в Ульяновске реализуются новые положения закона «О рекламе», мы попытались узнать в мэрии. В комитете архитектуры и градостроительства работает отдел городского дизайна. Контроль над размещением рекламных конструкций – одна из его функций. Мы дозвонились до специалистов этого отдела, но они согласились давать комментарии журналистам лишь с разрешения своей руководительницы – Татьяны Трифоновой. Мы пытались до нее дозвониться в течение 3-х рабочих дней, но так и не застали ее на месте. Интересно, с чем связана подобная закрытость  в отношении конкретной проблемы?
Нам пришлось ограничиться тем, что нам рассказали представители рекламного бизнеса.
– В Ульяновске сложился на редкость цивилизованный рынок наружной рекламы. Город не изгажен рекламой, ее количество на душу населения гораздо ниже, чем в среднем по России. Хотелось бы, чтобы этот рынок сохранился и после всех нововведений, – говорит руководитель одной из рекламных компаний нашего города Максим Кучеренко.
Кучеренко также подтвердил нам, что сегодня все рекламные конструкции, находящиеся на муниципальной земле, юридически «повисли в воздухе», но сносить их никто не собирается. В этом нет смысла, поскольку на торгах весной будут разыграны те же места, что и сейчас используются под рекламу. Срок, на который между муниципалитетом и рекламными компаниями будут заключаться договора аренды на землю, пока неизвестен. Это может быть 5, 7 или 10 лет. Из соображений окупаемости, для бизнеса предпочтительнее, разумеется, более долгий срок аренды. Планируется, что земельные участки будут выставляться на торги не по одному, а лотами (в каждом лоте – до 25 участков в разных районах города).
Итак, сегодня Ульяновск покрыт сетью фактически незаконно размещенных рекламных конструкций. Однако это, насколько мы поняли, не мешает мэрии собирать с предпринимателей арендную плату. Можно представить, какие это деньги. Большие вопросы возникают к законности подобных выплат. Буквально на днях чиновники образовали очередную антикоррупционную комиссию, в которую даже пригласили местных общественников, в том числе главреда Улпрессы Дмитрия Ежова.

Мы предлагаем считать данную публикацию началом работы комиссии и обращением к мэрии и правоохранительным органам.