Порядка 200 человек пришло в сентябре на открытый урок студии танго. Даже сами организаторы не ожидали такого интереса к их любимому занятию. Корреспондент «СК» решил узнать, с чем связано внезапное увлечение аргентинским танго, и выяснилось, что оно вовсе не внезапное. Москву тангомания охватила в конце 1990-х годов, быстро распространившись почти на всю Россию, а до Ульяновска «добралась» около пяти лет назад. Знатоки танго Анна и Сергей развеяли несколько неверных представлений об этом танце.

Оказывается, танго сейчас танцуют не только дети в школах спортивного бального танца. Более того, аргентинское танго не имеет ничего общего с бальным танго. С другой стороны, это и не танец пенсионеров. И, как ни удивительно, танго далеко не способ выражения страсти или демонстрация сложных танцевальных па.

Собственно, за вечер я ни разу не услышала этого словечка «па».

Рассказывая о танго, говорят: «Шаг». А «приходят в танго» все по-разному. Например, Аня училась хореографии в УлГУ, в студенческие годы танцевала балет, народный танец. А в 25 лет, прогуливаясь по набережной Волги, случайно услышала звуки музыки и, еще не осознав, что это танго, подошла к компании людей и попросилась на занятия. С тех пор прошло три года, и теперь у нее своя студия. А Сергей профессиональный дизайнер, владелец ателье детской одежды. Он танцует всего полгода, но очень увлечен танго и может говорить о нем бесконечно.

Внутри – буря эмоций

– Подавляющее большинство людей считают танго чем-то ярким, страстным, с закидыванием ног, – говорит Сергей. – Такое представление сложилось еще в 1970-80-е годы, когда танго стало доходной статьей экспорта наряду с кинобизнесом. На мой взгляд, танго – единственный парный танец, направленный не на публику, а вовнутрь танцующей пары.

Внешне танго может выглядеть как легкое покачивание или даже стояние с несколькими движениями, а партнеры переживают бурю эмоций. Танго и зародилось в попытке концентрированно уложить в мелодию все те переживания, которые женщина получает от близости с мужчиной. По легенде, в домах терпимости Аргентины мужчины коротали время за танцами с девушками в ожидании, когда освободится женщина для удовлетворения других желаний.

– Я слышала, что мужчины танцевали как раз друг с другом?

– Мужское танго развивалось параллельно. Это был своего рода поединок, но без драки и поножовщины, он выражался во взглядах и движениях, в демонстрации намерений. Сейчас я воспринимаю мужское танго как бизнес-партнерство, в котором может быть выражено лидерство то одного, то другого, конфликт интересов, распря. – А как можно описать женское танго?

Искусное соблазнение, как в фильме «Фрида»?

– Во «Фриде» действительно была игра, направленная на мужчин, – говорит Аня. – Но чаще всего женское танго похоже на встречу двух подруг. Ощущения такие, словно ты берешь близкую подругу за руку, и она без слов все понимает.

– Что же происходит во время танго между женщиной и мужчиной?

– Очень многое, – снова отвечает Аня. Человек не читающий, с низким духовным уровнем не может танцевать, ведь ты должен уметь что-то передать партнеру во время танца.

Есть избитая фраза, что танго выбирает человека, а не человек его. Танго – это, прежде всего, взаимодействие. Партнер ведет, а партнерша слушается… – Подчиняется?

– Нет! – возражает Аня. – Танго – это диалог.

Мужчина начинает, женщина отвечает. Для женщины важно умение быть с партнером, слушать музыку через тело мужчины, через его движения.

Приглашение взглядом

– Недавно состоялся танцевальный вечер, милонга – это вечеринка только для знакомых или можно приходить всем желающим?

– Обычно приходят знакомые знакомых, рассказывает Сергей. – Но двери открыты для всех. Для танго важны не уроки, не танцы вдвоем у себя дома, а именно милонги, где можно практиковаться и танцевать с разными партнерами. Ведь танго – социальный танец. Правила поведения на танцполе строго регламентированы. Один из замечательных ритуалов милонги – это кабасео, то есть приглашение взглядом. В клубах всегда есть женская и мужская половины – так удобнее выбирать партнершу, ловить взгляд. Мужчина может подойти к женщине только после того, как она ответила на его взгляд, улыбку и кивок. Если мужчина сразу предлагает даме руку – это моветон. Мы наблюдали на одной из милонг в Москве, как мужчина подошел к женщине, а она демонстративно игнорировала его, и ему ничего не оставалось, как уйти ни с чем. Кабасео исключает этот момент фиаско. Кстати, у Ани была проблема с отказом.

– Ничего подобного, я легко ухожу от взгляда. Сложно лишь тогда, когда мужчина сразу подошел к тебе: ты видишь, что он взволнован – как отказать?

– Понимаю. Иногда сложно решиться на приглашение: она красавица, богиня, а ты кто?

Не каждый мужчина решится заговорить с женщиной, а на милонге вы еще не знакомы, но уже должны обняться! Танго танцуют в открытом объятии, когда одна рука лежит в руке–партнера, вторая – на его спине, и в закрытом: такое объятие очень близкое, похожее на то, как обнимаются друзья. А ты должен не только обнять чужого человека, но и довериться ему, раскрыться перед ним. Это шокирует не только женщин, но и мужчин. Бывает, приходит человек на урок, прикасается к партнерше строго в тех местах, где нужно, и танцует, словно со змеей.

Она может уйти, он – нет

– Еще один интересный момент на милонге – мужчина не может прервать танец. Дело в том, что танго танцуют тандами – заходами по четыре танго. За 12-15 минут танцующие успевают установить связь, почувствовать друг друга. Затем следует кортина – музыкальная пауза. Затем танцующие ищут новых партнеров.

Так вот, женщина может уйти в любой момент танды. У мужчины такого права нет.

– Для женщин это знак, что с человеком чтото не то, – поясняет Аня. – Почти наверняка с ним больше никто не будет танцевать на этой милонге.

– Пары могут договориться танцевать вместе и вторую танду, – продолжает Сергей. – Но если они танцуют и третью танду подряд, это своеобразное приглашение на утренний кофе. Все понимают: пара уйдет домой вместе, а это уже моветон…

Анна Школьная