Каково приходится женщинам, оказавшимся в местах заключения? Раскаиваются ли они в своих поступках и как собираются жить, выйдя на свободу? Чтобы выяснить это, корреспондент «УС» отправился в ульяновскую колонию-поселение №1.
Это учреждение мы выбрали неслучайно. Дело в том, что здесь отбывают наказания за преступления небольшой тяжести – дорожно-транспортные происшествия, невыплату алиментов и другие проступки. Женский отряд отличается особой чистотой и уютом, лишь решетки на окнах говорят о том, что это не общежитие или пансионат. У каждой осужденной своя судьба, но всех объединяет одно – попав в колонию, возвращаться сюда они уже не хотят.
«Я жду тебя, мама!»
Историю 28-летней Натальи, отбывающей срок за угон автомобиля, можно назвать роковым стечением обстоятельств. Как-то после работы девушка поехала с другом в гости к его брату. Мужчины устали после напряженного дня, выпили и заснули. А в это время в незапертую квартиру решили заглянуть соседи-подростки. Парни, завидев девушку, начали приставать. Испугавшись, Наталья взяла ключи от машины и уехала домой. А протрезвевшие друг с братом заявили в полицию…
Можно ли было в той ситуации поступить иначе? Наверняка. Но девушке именно такой шаг показался наиболее оптимальным. Не думала в тот момент, что одним поступком можно кардинально изменить всю жизнь.
– Оказавшись в колонии, начала прошлое осмысливать и поняла, что слишком легкомысленно ко всему относилась, – призналась Наталья. – Здешний режим приучил к дисциплине, научилась общаться с людьми, раньше у меня это плохо получалось. Подружилась с двумя девушками – на воле сможем помогать другдругу. И сейчас строю планы, как буду жить дальше.
И планы вполне достойные – порвать со старой компанией, найти официальную работу и уделять больше внимания воспитанию девятилетнего сына. Мальчику не стали рассказывать, что случилось с Натальей. Мол, уехала на заработки. И сейчас он считает дни, когда сможет снова обнять свою маму. Ждать осталось недолго – скоро она освобождается условно-досрочно.
«Теперь я хочу жить!»
Зачастую наркоманы не осознают, что убивают себя, и каждая новая доза отнимает у них месяцы жизни. А если кто и берется за ум, то оказывается слишком поздно. Когда 26-летняя Эвелина, девушка из приличной семьи, впервые, «за компанию», попробовала героин, ей это показалось забавным. Но через некоторое время ее жизнь превратилась в настоящий ад. Девушка до сих пор с содроганием вспоминает, как, чтобы достать деньги на очередную дозу, ей приходилось продавать последние вещи. Потом они с мужем организовали дома наркопритон -желающие «уколоться» готовили наркотики прямо на кухне. Тогда же в обиход Эвелины вошел дезо-морфин, от которого ее знакомые буквально гнили заживо. Девушку ждала бы та же участь, если бы притон не накрыли оперативники.
– Наверное, мне нужно было попасть сюда, чтобы одуматься, – рассказала Эвелина. – Только здесь меня полностью излечили, и я поняла, что хочу жить. Сейчас работаю на швейном производстве, стараюсь посылать деньги родителям, они у меня уже старенькие. Надеюсь, у меня получится начать новую жизнь.
– Львиная доля попадающих сюда нуждается в помощи психолога, – объяснил заместитель начальника колонии Руслан Ха-мидуллин. – Кому-то требуется и лечение. После того как женщины трудоустраиваются, начинают работать, заново учатся общаться, следить за собой, приходит раскаяние. И они выходят на свободу уже нормальными людьми, создают семьи. Значит, мы трудимся не зря.