Представляем вашему вниманию стенограмму разговора про судьбу ульяновского кино, состоявшегося две недели назад в прямом эфире Улпрессы. Гостями авторской программы Дмитрия Ежова “Итоги” тогда стали директор центра развития туризма Сергей Лаковский и продюсер Александр Крутов.

Сегодня мы поговорим об Ульяновском кино. Вопрос довольно интересный и актуальный, у многих вызывает кучу вопросов. В гостях люди, которые имеют непосредственное отношение к этому процессу: Александр Крутов – бизнесмен, продюсер и Сергей Лаковский – руководитель Ульяновского областного ресурсного центра развития туризма и сервиса.
Дмитрий: Когда в твиттер я забросил тему, что мы поговорим о кино. И возник вопрос, а что было-то? И я вот лично сам, в первую очередь вспомнил фильм «901 километр». Когда он появился, я был удивлен, потому что все-таки что-то у нас полнометражного формата есть. Александр, расскажите поподробнее о полнометражном ульяновском фильме «901 километр» о процессе, о кино, и там уже перейдем на общий разговор.
Александр: Мы занимаемся кинопрокатом на протяжении 10 лет. У нас три кинотеатра. На протяжении всех лет мы покупали или брали в прокат фильмы – голливудские блокбастеры, и только потом идут отечественные картины, которые, как правило, до последнего времени не набирали никакой кассы. Только в последнее время «Высоцкий», «Легенда №17» и сейчас «Сталинград». Я думаю, эти фильмы стали неким событием в России по количеству людей, пришедших на наше кино. Два года назад мы задумались о том, сложно ли произвести сам кинопродукт, снять самим. А задумались мы только по причине того, что уже 5 лет как после выхода «Аватара» кино стало проще и дешевле снимать, поскольку появилась цифра. Раньше все снималось на пленку, это был грандиозный процесс – были большие киноаппараты, большие кинокамеры и был большой производственный процесс по монтажу и проявке самой пленки. Все это накладывало большой отпечаток. Все это очень трудоемко и дорого стоило. И вот люди придумали цифровые видеокамеры и сейчас кино снимают и на телефоны, и на мыльницы. Но чтобы выпустить качественный продукт, нужны качественные цифровые камеры. И после того, как эти камеры появились, процесс стал в производственном плане дешевле. Мы приступили к съемкам полнометражного фильма «901 километр». Андрей Безденежных, которого, к сожалению, уже нет в живых, создал гениальный сценарий. Развязки этого фильма никто не ожидал. На всех фокус-группах и в 64 городах все оценили сам сценарий и тему. В прокате картина шла как молодежный триллер, впоследствии во всех статьях её стали называть социальной драмой. После того, как сняли этот фильм, столкнулись с большим количеством проблем, проблем по постпродакшену: озвучивание, цветокоррекция, правильная подача и продвижение на рынок. Мы оказались к этому не готовы, потому что не знали эту сферу. После того как прошли эту школу, мы решили в этом году организовать форум региональных кинопроизводителей, который состоялся в этом году в Ульяновске. То есть собрать таких же «чайников», как и мы, которые с нуля начали поднимать этот процесс в Екатеринбурге, Ярославле.
Дмитрий: То есть вы решили собрать людей, которые сами снимают кино?
Александр: Да, люди, которые на свои средства и камеры делают это, но не знают, что делать с готовым продуктом дальше. Они звонят в Москву, им говорят, что там своего контента хватает, ваши низкобюджетные фильмы мы не хотим, мы не знаем вас как режиссера, как продюсера. Мы пригласили на форум московских продюсеров, которые оценили качество картин и решили, можно ли их продвинуть дальше или нет. Вот это было главной целью нашего кинофорума. И главное, что мы увидели: из 25 городов мы оказались лучшими.
Дмитрий: По каким критериям все формулировалось?
Александр: К нам приехало 9 продюсеров, продюсеры полного метра, продюсеры документального кино, продюсеры анимационного кино. И вот они, специалисты, посмотрев, сказали, что уровень «901 километра» и уровень двух короткометражных фильмов, которые снялись в нашей Ульяновской Киношколе в «Русском Береге» в рамках туристических программ превзошли все ожидания. Там был качественный сценарий, качественная идея, качественные съемки. Там действительно была режиссура и действительно был правильно поставлен звук, там действительно хорошая картинка. У нас ребята, которые снимали, во-первых владели навыками – они учились в Москве, во-вторых, в большинстве своем в прежней жизни они снимали клипы, то есть они знали как работать с камерами, они знали что такое режиссура, сценарий, правильно выставленный свет и цветокоррекция. Они сказали, что наш продукт из 47 фильмов, показанных на этом форуме здесь в Ульяновске, оказался лучшим, что приятно.
Дмитрий: Приятно слышать. А по именам, просто прозвучала фамилия..покойный Андрей Безденежных, фамилия многим известная, в свое время ведущий журналист «Молодежной газеты», поэт. Кто еще является участниками процесса создания картины?
Александр: Борис Куломзин – идейный и духовный организатор киношколы, талантливый режиссер. Опыт как клипмейкера, рекламщика. Сам был когда-то оператором. Известные клипы, которые ему сейчас заказывают солидные фирмы из Самары, Казани, Ульяновска. На данный момент ему нет равных. Троицкий – оператор, который сейчас работает практически только в Москве. Работает в хороших компаниях. Что касается актеров, то это последний выпуск актерского факультета УлГУ . Между прочим, насколько я знаю, 3 человека взял драм.театр, и они снимались у нас в главной роли: Мария Прыскина, Александр Лебедев и Женя. Хотя там проводится отбор очень серьезный.

Дмитрий: Сергей, я знаю там твои телодвижения. Вы в принципе где-то пересекаетесь, но идете таким отдельным путем, потому что здесь какие-то свои проекты и хотелось бы задать вопрос, а куда это будет идти? То есть цель? Я знаю о проектах на «Русском береге», все хотят увидеть фильм ВВС, который снимали этим летом в «Русском Береге», потому что съемки превратились тогда в региональное событие. Этим люди дышали, очень многие ездили и по телевизору я видел. Не каждый день к нам ВВС приезжает в конце концов. Где фильм? Что происходит? Каковы перспективы?
Сергей: Работа над фильмом еще не закончена. У Владимира Кильбурга , продюсер, который создал «Антикиллер 2» и «Антикиллер 1»,просто не закончена его работа, еще до конца нужно вопрос с деньгами решить и у него много навалилось другой работы. Он взял еще слишком сложную тему, а тема такая – представить миру кто же такие русские. Насколько мы были в этом съемочном процессе, пока сложно говорить, там все еще сыровато. Ульяновский блок, который снимался здесь, так и является постановочным. Видимо еще дозревает эта тема, она еще не дозрела, но это неминуемо будет.
Следующая тема, которая широкому кругу неизвестна. Канал «Россия» в этом году снимал с нашей помощью фильм,и он будет показан. Он уже в сетке стоит в следующем году по второму каналу о волжской цивилизации. Об этих сотнях городов, которые здесь есть сейчас, и порядка сотни было затопок. Здесь цивилизация, которая была в 5-7 веке была огромна. Я просто хочу сказать, что известные древляне, поляне и прочие племена, перечисленные в «Повести временных лет» оставили после себя совсем незначительное количество городищ, а то, что здесь находится под названием Именьковская культура. Именьково – это случайное название по деревне. Здесь сотни населенных пунктов. Об этом в этом году снимали. При том, что интересно, снимали они все за свой бюджет, мы в этом не участвовали. Были выбраны 4 места: Карелия, Южный Урал, Дальный Восток и Среднее Поволжье, то есть наша земля. Это на самом деле для москвичей открытие, да и мы-то не знаем. Мы сами не знаем землю, где мы живем.
Следующий момент, который, надеюсь, будет реализован – историческая эпохальная картина, снятая на нашей территории. Она потребует большой концентрации сил, ресурсов. На эту тему мы разговаривали с Егором Кончаловским. Он глубоко интересуется Средним Поволжьем. Я так понимаю, он еще не снял главный фильм в своей жизни. Мы с рядом актеров пишем синопсис. Очень интересная тема, это будет связано с нашествием монголов на нашу землю, причем связано с таким удивительным фактом, который мало кто знает. После взятия Пекина ситуация в войске Чингисхана была доведена до крайней жесткости, у монголов не хватало продовольствия и они съели каждого 10-го. Они взяли Самарканд, взяли Иран, Закавказье, разбили грузин, армян. Они дошли до Адриатики, они разбили союз половцев и русских, которые противостояли им на Калке. Монголов было в три раза меньше, чем людей в союзе половцев и русских князей. Единственное место, где их разбили – здесь. На Красной реке, это место под Суваром. Это место недалеко от «Русского Берега». Единственное место, где были разбиты монголы – это было здесь, на нашей территории. Егор мечтает снять фильм голливудского формата. Он изучает это. Он учится снимать про степь. Он говорит, вот представляете такую картинку: двести тысяч воинов в армии монгольской идет, у каждого по 2-3 лошади и начинается пурга, все метет, холод. Они сбиваются все вместе. Огромная степь накрывается, они живут на лошадях, под лошадьми. Метель заканчивается и войско просыпается. Сугроб падает. Вот эти вещи он хочет экранизировать. Но ту драму, которые мы предложили, которую мы сейчас описываем. Это тема легендарная, она хранится в чувашском народе. Это бабий бой. Через 3 года после того, как монголы здесь были разбиты, приходит карательный отряд из Монголии, который настроен покарать за это, там были страшные злодеяния. И фактически, первые, кто встречает карательный отряд, который перерос потом в Батыево нашествие, были женщины. Это были женщины, которые погублены этим отрядом. Это будет входить в одну единую картину. Это наша территория, где мы живем, хотя нам и кажется, что живем в дыре. Один из историков, приехавший к нам сказал, что Симбирская платформа это сердце Евразии. Все эти перекрестки, пересечения, здесь происходили такого рода вещи. Самое главное, здесь скорее формировалась русская идентичность, поэтому не просто так на нашей земле приземляются всякие международные форумы. И.В. Золин, который к нам приезжал недавно. Он вычислил территорию, которая на душу населения родила наибольшее количество талантов и гениев. Оказалась Симбирская губерния. На самом деле, многие, приезжающие сюда отмечают, что мы мыслим большими пространствами. Мы рожаем людей, которые меняют ход истории. Мы в итоге снимем здесь большую картину. Дело в том, что тогда мы загрузим нарождающуюся поволжскую киностудию. Просто её нужно будет реализовывать.
Также мы разговаривали с москвичами. Есть интерес к некому русскому реалити-шоу, по типу «Форт-Боярда». Если мы выстроим декорации, будут специалисты, то проекты уже можно сюда завозить. А технику можно будет купить под этот проект.
Мы можем здесь построить «узел связи» – это креативное пространство, где собираются интересные люди, которые там живут. Через эти узлы связи могло бы прокатываться то, что снимается этими людьми, то есть нужно кому-то показать, обсудить. То, что мы сняли, нужно презендовать на всеобщее обсуждение. Мы хотели бы замкнуть на себе поток регионального кинопроизводства. Мало того, мы думаем о том, как показывать его. Центральный узел связи будет Симбирск. Мало того, у форума, который здесь реализуется, идет дрейф в сторону евразийского культурного форума. Это очень хорошо ложится на идентичность Волги, на идентичность России в целом. На самом деле, большое счастье, что мы живем здесь, и эта земля только начинает открываться, притом разнообразные люди по-своему это нащупывают, ищут. В итоге это все соберется в великолепную мозаику.
Дмитрий: Я наблюдатель этого процесса. В целом я никогда не понимал проведения больших форумов. Вот здесь я что увидел – начинает выделяться смысловая подложка, совершенно конкретный процесс с кинопроизводством. Каково ваше видение форума? Какие решения приняты?
Александр: Как интересно складывается кино, история и туризм. Каким образом сюда затащить совершенно новых людей, создать тот поток туристов, который был в СССР, только с одним брендом – Ленин. Но как оказалось, у нас были динозавры, разбили Батыя и все это факты. Через призму кино и истории. Какой еще регион сможет похвастаться такими людьми, которые пытаются через эту призму поднять этот город и эту область на другой уровень.Каждый год мы другим путем идем, как говорил наш земляк. Через историю, через кино, привлечение сюда других идей, на которых вытащить сначала нас, а потом может и замахнуться на всю Россию. Вот в чем суть.
Что касается форума, совершенно четко были прослежены свежие идеи, четыре вещи, которые нужно реализовать. Какое количество людей, режиссеров, студий желают показать то, что они сделали, которые не имеют широкий выход на Россию. В Москвехватает своих продюсеров. Я умею делать вот это. А куда мне с этим? Пришла мысль сделать Ульяновск кинорынком, который будет продавать или продвигать региональный кинопродукт, будь это картина с Владивостока или Калининграда. Тем людям, у которых нет выхода на центральный регион. Продюсеры, которые приезжают сюда и они видят самобытный продукт. Мы все знаем, когда был снят фильм Звягинцева «Возвращение». Когда он объездил все мировые фестивали, человек снимал все в Сибири, полный метр, три актера и такой резонанс в мире, а совершенно случайно. Только потом признали Звягинцева. Пусть эти продюсеры приедут и посмотрят на этих самобытных ребят у нас. Во-вторых, главное, что мы хотим – это создание собственной киностудии, где была бы сформирована четкая база со всей инфраструктурой. К нам обращаются англичане, москвичи: у вас классная природа, два моста, у вас водохранилище, а не река. Мы говорим с удовольствием, однако, техника пока такая… Говорят: нет, извините. Очень далеко и дорого осуществлять логистику по технике. Кильбург пока снимал, он привез целый автопоезд – это дорого. А нам нужно создать здесь базу, чтобы они к нам приезжали, грубо говоря, только с паспортом и с актерами на главные роли. В-третьих, создание киношколы. Те люди, которые приезжали бы сюда снимать, они пользовались нашими материалами, нашим потенциалом и нашими специалистами. Пусть они будут на втором плане, но это сейчас. Через 5 лет они будут на первом плане. И, конечно, реализовывать количество рабочих мест. Наша киностудия была бы рассчитана на 286 человек
Дмитрий: Насколько это реально? Что мешает? Сколько нужно денег?
Александр: самое важное, что денег никто никаких не просит. Все делает инвестор. Нам нужно было место,которое отвечало бы интересам кинопроизводства (например ландшафты для натурных съемок) и интересам туристической привлекательности (на киностудии будут интерактивные экскурсии позволяющие за стеклом наблюдать процесс съемок).Такое место предложил Губернатор. Мы с немецкими специалистами сделали проект. Его все одобрили.На последнем заседании комитета по инвестициям в соцсфере Губернатор С.И Морозов, Мэр города М.П Беспалова и новый главный Архитектор города В. Блохин пообещали в кратчайшие сроки оформить документы на землю и придать проекту статус приоритетного.

Вопросы из твиттера:
От кого требуется помощь для воплощения проекта в жизнь?
Сергей: главное, чтобы политическая воля не забывала про свою волю. Форум это один из ключевых инструментов нашего развития. Отказаться от него будет стратегической ошибкой. Нет денег, а получится он. Деньги приходят к идеям, а не идеи к деньгам. У нас есть бюджетное ограничение, что не надо уйдет, а что живое останется.
Дмитрий: В культуре сейчас много говорят о новом директоре Мемцентра.Вы не хотели бы его возглавить?
Александр: К счастью у меня есть большой проект по киностудии,которым я живу и который нужно в ближайшие 2-3 года запустить. Что касается нового директора, то решать Губернатору и Министру культуры. Я слышал называли в качестве претендентов на эту должность имена нынешнего директора Дворца культуры “Губернаторский”, нынешнего директора Драмтеатра, заместителя мэра по социальным вопросам, слышал даже о человеке из Москвы… На эту должность нужен хороший менеджер от культуры

Фильм «902 километр будет? Какова судьба «901 километра»? Сколько он собрал в прокате?
Александр: В прокате собрали на ТВ-3 и ТВ-1000 порядка 1.700.000 рублей. Мы практически этот фильм отработали в ноль. Мы считаем, это очень хорошо. В мае должны были приступить к съемкам восьмисерийного телесериала по мотивам «901 километра» для НТВ. К сожалению, съемки не заладились из-за технического оборудования.

Фильм ВВС смонтирован?
Сергей: Этот фильм не был заказан Ульяновской областью. Ульяновская область была участником этого проекта, основные съемки провели на своей территории. Все зависит от генерального продюсера – Владимира Кильбурга. У нас не было контракта, что фильм снимают у нас от и до. Когда выйдет фильм зависит от продюсера. Он выйдет, может, в следующем году.
Дмитрий: Главный пункт – очень хочется политической воли губернатора и чтобы он сам поверил в эти процессы. Вот поверить людям. А вот они процессы, продукты.
Александр: Здесь есть люди, которые это двигают.
Сергей: В итоге-то он наберет процесс. Когда поверят. Это очень сложно, но я верю, что здесь будут весной ходить китайцы с фотоаппаратами. Будет еще что-то, и когда эти моменты прорастут здесь, будет другой уровень и другой город. Другие люди будут приезжать ,люди будут возвращаться. Недавно познакомился с председателем молодежного правительства. Он вообще с Сыктывкара, переехал в Москву, а полгода назад переехал к нам. И говорит, что в Москве жить невозможно. Если мы сделаем город, где есть большое что-то, большие смыслы, то сюда и люди приедут такие. А если мы самомаргинализируемся, будем думать только о производствах… Это скукота. На самом деле идет хорошая битва о нашем будущем. Пора начинать всем вместе этим заниматься.