И, пожалуй, в завершении небольшого цикла “дней Димитровграда в блоге” один из самых нетипичных постов о городе Д, которые мне доводилось видеть. Летняя экскурсия по окрестностям Мелекесса с борта яхты, плывущей по реке Черемшан. Если это вас ещё не впечатлило приведу остросюжетный отрывок из публикации: Валерий: Речное хождение Старое-престарое выражение – “Не может зваться настоящим моряком тот, кто ни разу не ходил под парусом”. Думаю, что к реке это тоже применимо. Сегодня утром (это первое пасмурное и прохладное утро за прошедшую неделю) около девяти часов я впервые приехал в яхт-клуб на водозаборе. Сам водозабор – место в Димитровграде известнейшее, в частности, для большинства населения соцгорода – это ближайший пляж на Черемшане, к тому, отличающийся от главного пляжа, за мостом Гау, своей чистотой. А вот в яхт-клубе я до этого не бывал никогда, и в этот раз был, честно говоря, приятно удивлен. Этот яхт-клуб, если я не ошибаюсь, был создан еще в 70-х годах как личное заведение для отдыха при НИИ атомных реакторов – тогда это был безраздельный владетель всего города и того, что вокруг него. Второй яхт-клуб, принадлежащий Димитровградскому автоагрегатному заводу, в свое время тоже считался недурным, но сейчас, особенно после полного развала предприятия, переживает, так сказать, не лучшие времена. Здесь же, в яхт-клубе НИИАРа, царит чуть ли не элитная атмосфера. “Чужих” людей здесь почти нет: все члены клуба – это или действующие, или бывшие, или ушедшие на покой сотрудники НИИ со своими семьями. Не знаю, каким образом, но этот факт я лично ощущал повсеместно. С людьми со стороны здесь очень строго: не только в плане того, чтобы стать членом клуба, но и в чисто бытовом масштабе. Не так давно сюда приехали машины со свадьбы, просили охранника пустить пофотографироваться на причал – но пришел председатель, которого здесь все называют просто “адмирал”, и выставил их за дверь. Думаю, это оправданные меры. Честное слово, нигде в городе я не видел такой чистоты. Нигде не видел таких аккуратных причалов, таких ухоженных цветников, таких свеже-зеленых газонов. А вкупе с нетиповой застройкой (которая мне напомнила финский функционализм), зелеными берегами вокруг и великолепными соснами у воды – здесь просто очень уютно, приятно и красиво. Чем-то даже напомнило картины Прибалтики В одном из эллингов на берегу обнаружил интересную вещицу, которую я в сумме изучал, наверное, минут двадцать. Как следует из надписи, на главной карте изображено Куйбышевское водохранилище на участке от Тетюш до Тольятти. Картина взята, судя по всему, из атласа единой глубоководной системы (его можно найти в интернете), потому что здесь отмечены не только очертания берегов и примерные глубины, но и линии судовых ходов плюс вся плавучая обстановка. В целом, эта часть карты была мне известна, порадовало то, что теперь я примерно знаю, где искать в Ундорах на берегу знаки щелевого створа. А вот эта часть карты, в увеличенном масштабе, на порядок интереснее. Найти подобную вещь в сети нереально. Дело в том, что здесь отмечены те судовые ходы и те знаки обстановки, которые не выставляются где-то со времени создания карты. Скоростную линию Ульяновск-Димитровград закрыли в 93-м, потом, наверное, еще пару лет каждой весной на Черемшане по старинке выставляли буи. Потом бросили, но на карте они остались. Вот подробное изображение участка Черемшана от Волги до Никольского. В Никольском отмечен причал, рядом с ним – остров Борок. Пройти по реке, как видно, можно только по темной синей линии – это затопленное русло Черемшана. Вокруг него – мелководья или, хуже того, плывуны с затопленным лесом. О существовании причалов в Сускане, Приморском и Рязанове я даже не подозревал. Конечно, сейчас там от них ничего не осталось. А это – вообще эксклюзив. Черемшан в Димитровграде. Конечно, русло не чистилось уже двадцать лет, но линия старого русла, а значит, и глубокой воды, осталась прежней. Протралить – и можно идти на машине более серьезной, чем яхта. Несколько дней назад, как сказал наш капитан Михаил, промер глубин на самых проблемных участках показал, что сейчас, еще по глубокой воде, до яхт-клуба НИИАРа может пройти судно с осадкой 2,5 метра (!). Это даже для меня было неожиданностью. Значит, не зря мне говрили, что по высокой воде до водозабора при желании может пройти даже трехпалубный теплоход – ему и радиусы поворотов позволят. Проблема только в том, что причала приличного здесь нет. Он имеется в бывшем речном порту, где до сих пор стоит дебаркадер. Но туда из-за крутых поворотов русла способен пройти только двухпалубный теплоход – правда, практически в любое время навигации. Это хорошая новость. По схеме можно проследить наш примерный маршрут на сегодня. Внизу, справа, есть отметка “дом бакенщика”. Мы прошли до нее и потом примерно еще столько же – до траверза Козьих островов. Прошли бы и дальше, но в выходном журнале отметили крайней точкой именно острова. Значит, дальше соваться не стоит, мало ли чего. Но для полноты картины нелишним будет сказать, что опасаться в тот день нам, толком, было нечего. Из гавани яхт-клуба мы выходили минут двадцать при ветре в о,5 баллов. Тишина и покой, причем не в меру. Но идем – под парусом. Есть теперь, чем гордиться. Слева по борту, на так называемой “косе” – еще одно небезызвестное в городе место. На бумаге эта земле тоже принадлежит НИИАРу, к тому же, это природоохранная зона, но, как можно видеть, документы несколько расходятся с действительностью. Домики (домики, ага) здесь имеют практически все роды сильных града сего, причем коса обросла этими коттеджами в ту пору. когда во главе Димитровграда стоял господин Морозов. А все попытки устроить проверку по этому факту, которые предпринимал сначала НИИАР, а потом городская общественность, заканчивались грустно, потому что Морозов теперь уже не мэр, а губернатор. Но у меня, честно говоря, этот вид не вызвал особого возмущения – просто я сомневаюсь, что здесь в ином случае было бы что-нибудь приличное. А так хоть не унылый пустырь, а аккуратные коттеджи. Несколько лет здесь имел место прелюбопытнейший случай, когда один из выпускников УлГУ (тогда в Димитровграде был еще филиал УлГУ, а не МИФИ, как сейчас) в качестве дипломной работы выбрал проект реконструкции косы в городскую зону отдыха. Однажды он приехал на водозабор, взял лодку, и двинулся вдоль косы, примерно как мы сейчас. Но он еще и взял свою профессиональную фототехнику – причем не для того, чтобы взывать потом в интернете к справедливости, а чтобы просто заснять интересующий его участок суши. Потом… существуют несколько версий того, что было потом, но вернулся молодой человек домой потрепанный, после изрядного внушения и с утопленным в реке фотоаппаратом, предварительно простреленным из хозяйской двустволки. Короче говоря, туристы, фотографируйте косу аккуратно. Под едва задувающим ветерком мы выходим в русловую часть Черемшана Справа – лежбище для лодок всех мастей. Это тоже часть клуба, но попроще. Помимо брендовых городских трех сосен, в кадре есть еще одна деталь. Чуть левее отсюда – городской водозабор. А небольшой белый буран – это, соответственно, водосброс. Сбрасывается здесь вода, которая охлаждает шесть рекаторов НИИАРа. Ничего опасного в ней, как ни странно, нет. Потянулись просто берега. Нравятся мне, наверное, только за то, что родные. Нигде больше таких нет. Спросили однажды самарские гости на яхте: что это там за такие аккуратные коттеджики на берегу? – Да так, колония. Вот ведь разделение: на Борке – тоже колония, но цапель. С цаплями, конечно, поспокойнее. Под легкий ветерок, 1-1,5 балла, мы пошли вниз по течению в сторону Дома бакенщика. Тишина, прохладно – о чем ее здесь мечтать? Правда, погода это неходовая. В такую тишь, например, яхт клуб никогда не проводит свои регаты, потому что можно в принципе не уложиться во время. Самый почетный маршрут – одиночное плавание до Борка с огибанием острова и обратно. Это сорок с лишним километров в один конец, при свежем ветре можно управиться часов за 12. Вдалеке, за полем камыша у берега – корпуса и трубы НИИАРа Вот это место на берегу – Дом бакенщика. Точнее, тут был дом бакенщика, когда были бакены, за которыми он следил. Не стало их, не стало бакенщика, не стало дома бакенщика – но название осталось и прижилось. Сюда удобно дойти на яхте за полчаса и отдохнуть на чистейшем пляже, в тишине, у кромки воды и соснового бора. Сюда нет другой дороги, кроме как по воде. Пока я спокойно фотографировал дом бакенщика, по сути случайно получилась эта фотография. Сейчас, всматриваясь в это взгляд, начинаю подозревать, что лучше бы я ее не делал За той одинокой косой – Черемшанский плес. Уже Волга Цапли, крачки, чайки… их тут немерено, особенно в камышах, где есть, чем поживиться. А здесь отдыхают. До траверза Козьего острова шли галсами, почти всегда против ветра, а потому было ощущение, что мы несемся против волн на внушительной скорости. Замечательно. Сам остров толком заснять не получилось – то такелаж мешал, то просто открывались такие ракурсы, что по ним в принципе невозможно понять, что это именно остров. Дорога к цели в этом случае однозначно интереснее самой цели. Обратно мы шли по факту быстрее, потому что по ветру, хотя по ощущениям – чуть ли не стояли на месте. За ориентировочно час до клуба с горем пополам поставили мотор, и очень кстати: сразу выглянуло солнце и начало печь как раз на обещанные 35 градусов. На причалах уже парило, зато народу на берегу прибыло: кто в теннис играл в эллингах, кто на террасе отдыхал, кто просто лежал в тени сосен на замечательной лужайке. Вот теперь – все. Прочитавшим спасибо. |
|