Об этом глава региона заявил на совещании по профобразованию и профориентации школьников.
Сергей Морозов поручил разработать комплексную программу внедрения профориентационной работы в детские сады и школы региона, отметив, что данная работа должна вестись с дошкольного возраста.
«В соответствии с возрастными особенностями у детей младшего возраста можно начинать формировать представления о профессиях уже на базе детских садов. В образовательные программы дошкольных учреждений включены мероприятия по ознакомлению малышей с профессиями через развитие речи, продуктивную деятельность посредством дидактических игр, художественной литературы, сюжетно-ролевых игр, музыкально-творческой деятельности. Акцентировать внимание на профориентационной работе помогает взаимодействие с родителями, организациями-шефами и социальными партнёрами: учреждениями культуры и здравоохранения», – рассказала Екатерина Уба.
Профориентационная работа ведется и в общеобразовательных учреждениях. Так, например, в 9 классе введён предмет «Основы профессионального самоопределения». В его рамках учащиеся знакомятся с различными сферами профессиональной деятельности и проходят соответствующее тестирование. «Трудовое воспитание и обучение невозможно без практики на предприятиях. Именно здесь и можно подумать о ее возрождении на учебно-производственных комбинатах, но с новым содержанием, новыми формами в новых экономических условиях», – добавила Екатерина Уба.
Кроме того, особая роль отводится распространению профессионального обучения в общеобразовательных школах, что позволяет значительно повысить эффективность социализации ее выпускников. По словам Министра, это позволит не только познакомить школьников с миром рабочих профессий, но и привлечь будущих абитуриентов в техникумы и колледжи региона.
Для справки:
Для развития у учащихся интереса к инженерно-техническому направлению в Ульяновской области работают профильные школы: Зимняя школа «Политехник» (организатор: ФГБОУ ВПО УлГТУ); Детская ядерная медицинская академия (организатор: ОГБОУ ДОД ОДТДМ, ФГБОУ ДОД УлГПУ). На базе ОГБОУ СПО «Ульяновский авиационный колледж» создаётся Молодёжная авиационная академия. Планируется создание финансовой академии. Практика создания профильных академий позволяет учащимся погрузиться в мир профессий и получить дополнительные знания и практические навыки для получения профессионального образования.
В Ульяновской области в программе «Школьная Лига РОСНАНО» участвует два общеобразовательных учреждения: МОУ «Октябрьский сельский лицей» Чердаклинского района и МБОУ «Лицей физики, математики, информатики №40» при Ульяновском государственном университете.
В восьми муниципальных образованиях Ульяновской области («Город Ульяновск», «Город Новоульяновск», «Город Димитровград», «Сенгилеевский район», «Майнский район», «Николаевский район», «Павловский район», «Старомайнский район») имеются детские объединения научно-технической направленности: «Информатика», «Компьютерное моделирование», «Картинг», «Робототехника», «Астрофизика», «Практическая электродинамика», «Радиотехника», «Конструирование», «Математика».
Инновационные формы профориентационной работы:
– действующие детские академии (правовая, ядерная);
– организация и проведение профильных смен, АРТ-Профи;
– состоявшийся в этом году I съезд выпускников учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования;
– активное обсуждение создания в Ульяновской области профориентационного детского научно-исследовательского центра.
В зависимости от возрастного периода в организации работы по ранней профориентации выделяются 4 этапа. В частности, 1 этап (1-4 кл.) направлен на формирование ценностного отношения к труду. 2 этап (5-7 кл.) развивает у школьников потребности в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности, представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»). 3 этап (8-9 кл.) включает в себя групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям. А 4 этап (10-11 кл.) формирует у школьников профориентационные компетентности, коррекцию образовательно-профессиональных планов, личностный осознанный выбор направления образования.
ПРЕСС-СЛУЖБА ГУБЕРНАТОРА И ПРАВИТЕЛЬСТВА