В Ульяновском областном Музее народного творчества 18 октября открылась первая персональная выставка картин художника-самоучки Владимира Миронова «Россиянка. ХХ век».
72-летний ульяновец Владимир Миронов – представитель наивного направления в изобразительном искусстве. Такие художники берут в руки кисть по велению своего сердца. Обычно – после выхода на пенсию, когда появляется больше свободного времени. Не имеющие специального образования, они рисуют так, как подсказывают им их чувства. Еще лет 20-25 назад творчество «наи-вистов» в нашей стране считалось маргинальным. Сейчас оно прочно обосновалось в сердцах зрителей и в музейных залах.
Кажется, что все наивные художники уже взяты искусствоведами на заметку. Но время от времени появляются новые имена, и к их числу вполне можно причислить Владимира Миронова. Открытием этот автор стал не только для сотрудников Музея народного творчества в Ульяновске. Творчество художника стало известно в Музее наивного искусства в Москве, в коллекцию которого вошла одна из его картин.
Владимир Федорович Миронов, программист и учитель физики по образованию, на протяжении жизни пробовал себя в разных сферах деятельности. На машиностроительном за-воде работал отладчиком узлов ЭВМ, преподавал в электромеханическом техникуме, занимался конструированием в проектно-конструкторском бюро автоматизированных систем управления. Был даже грузчиком и охранником.
И всегда, начиная со школьных лет, Миронов рисовал. Начинал с портретов по фотографиям друзей и родственников, потом было увлечение романтическими сюжетами из ХVIII-ХIХ веков. Позднее его потянуло к темам философско-религиозным и историческим. Образцом художника для Владимира Федоровича является Репин, которого он считает своим Учителем. Любимой картиной называет «Сикстинскую мадонну» Рафаэля.
Выставку в Музее народного творчества Миронов посвятил русской женщине, ее судьбе, которую он ассоциирует с судьбой самой России. Говорит, что хотел таким образом поблагодарить ее за труды тяжкие, за доброту и любовь к детям.
Картины, многие из которых большого формата, написаны маслом. Они то погружают в полутьму крестьянской избы, то ослепляют белым снегом с синими от солнца тенями, то полыхают оттенками неземного темно-красного цвета. Лица и фигуры людей выведены как будто рукой ребенка, часто нет перспективы, однако этот примитивизм в изображении не мешает зрителю воспринимать полотна чувствами и умом. Часть работ навеяна
воспоминаниями о деревенском детстве в селе Андреевка Чердаклинско-го района Ульяновской области, они несут в себе приметы быта и событий ХХ века.
Счастьем, домашним теплом и светом веет от картины «Пряха»: в крестьянской избе мать, оставив работу, склонилась над младенцем в люльке. Но – ударяет по нервам беда с картины «Похоронка»: темные стены избы с мрачными тенями от керосиновой лампы, мать, читающая письмо со страшной вестью с войны и не верящая очевидному, жест отца, закрывшего лицо ладонями. Между этими двумя полотнами есть незримый мостик: быть может, погиб, защищая Родину, выросший и ставший солдатом тот малыш, которого качали когда-то в люльке…
Маленькие истории заключены в каждой картине художника. Невозможно пройти, не остановившись, мимо полотна «Мясоед – пора свадеб». В сиянии солнца и снега стремительно мчит сани тройка с бубенцами, только домики симбирские мимо мелькают. Невеста на жениха не глядит – отвернулась. И жениху не по себе, потому что его бывшая зазноба на обочине дороги стоит и глаз не отрывает от пролетающего мимо нее счастья.
С распадом СССР и последующими событиями, как и многие интеллигенты, Миронов не мог не задумываться о том, почему это случилось и почему мы так живем. Его собственная версия причин и следствий представлена в художественном воплощении. Картина «Конец династии» изображает Дом Романовых в образе прикованной цепями к столбу женщины с упавшей короной, окруженной пламенем огромного пожара. Воздаяние за содеянное мы уже получили. А последующие покаяние и возрождение страны и ее народа, убежден художник, возможно посредством православной веры. Потому у него сама Богородица-заступница помогает крестьянской женщине-России вымолить прощение у Господа. Она же – на другом полотне Владимира Федоровича – благословляет Россию на будущие свершения во имя Добра и Любви. Насколько наивны или, наоборот, справедливы такие представления автора, – судить зрителю.
На открытии выставки творчество Миронова оценили также профессионалы. Заслуженный художник России Борис Склярук – кстати, это он направил пришедшего к нему Миронова с фотографиями своих работ в Музей народного творчества – отметил, что во всех картинах присутствует трепет души их создателя, его неравнодушие к окружающему миру. Он видит жизнь по-своему и воплощает ее на своих полотнах, ни на кого не оглядываясь, и потому мы прощаем ему неточности рисования. А художник Людмила Слесарская призналась, что у нее пошли мурашки по телу, когда она посмотрела работы Владимира Федоровича. Ее поразило его глубинное понимание нашей истории.