Завершив бумажные дела, связанные с прошедшими выборами в законодательное собрание Ульяновской области, президент «Горячев-фонда» и лидер коалиции с партией «Яблоко» Олег Горячев встретился с нами, чтоб поделиться впечатлениями о них.
– Итак. Олег Юрьевич, какие основные ощущения у Вас после выборов – разочарование, неудовлетворенность, злость?
– Вовсе нет. Не находясь в политике несколько лет, не имея отделений партии на местах, всего после двух месяцев работы трудно было рассчитывать, что мы пройдем в Законодательное собрание. Тем не менее, «Яблоко» считает выборы в Ульяновске очень для себя успешными. Во многих регионах эту партию чиновники просто не допустили до выборов, а среди 16, где ее включили в списки для голосования, мы показали самый лучший результат – почти 3% голосов. По Ульяновску эти пресловутые проходные 5% мы практически набрали уже сегодня. А в таких районах, как Ленинский и Засвияжский, преодолели их. Второй важный показатель: Ульяновская область – единственная в стране, где мы шли на выборах вровень со «Справедливой Россией». А гак повсеместно «Яблоко» эсерам значительно проиграло. В-третьих, ульяновское «Яблоко» – единственная из местных политических партий, прибавившая голоса избирателей в сравнении с прошлыми выборами. Так что сотрудничество с партией «Яблоко» будет продолжено.
Когда я говорил во время выборов, что возвращаюсь в политику всерьез и надолго, это были не просто красивые слова. В следующем году мы начнем широкомасштабную акцию по сбору подписей за отставку правительства области. Прошедшие выборы – лишь начало долгого и сложного пути, основная конечная цель которого – губернаторские выборы 2016 года. А как промежуточные этапы – выборы 2015 года в городскую думу и мэра Ульяновска. Мы обязательно будем выдвигать свой объединенный список кандидатов в депутаты гордумы. Не исключено, что на мэра я буду выдвигаться сам. К этому призывает меня и руководитель партии «Яблоко» Митрохин, который теперь готов всерьез финансировать наше участие в выборах. В отличие от минувших, когда помощь Москвы была минимальной. Если позволит финансирование мы уже вскоре начнем издавать в области газету партии «Яблоко» и организуем регулярную телепередачу. И, конечно, одна из наших основных задач в ближайшее время – создание ячеек партии на местах.
– Кстати, сколько вы затратили на выборы?
– Очень мало. Всего 2 миллиона рублей. Миллион вскладчину собрали наши сторонники. И столько же выделила партия «Яблоко».
– Ваши впечатления от выборов в ЗСО?
– Помимо объективных причин, мешающих нам активно вести агитацию на селе (у партии «Яблоко» вообще не было ячеек в некоторых районах), были и субъективные причины, Я увидел, насколько власть стала наглее, циничнее и беспринципнее в отстаивании своих целей и интересов. Давайте говорить честно. На селе выборы как таковые давно перестали существовать. Там самым наглым образом попираются все законы, нормы и правила, В некоторых районах число открепительных талонов доходило до 10% от общего числа голосовавших. Происходил массовый вброс в урны «левых» бюллетеней. Приписывалось число голосовавших. Неужели вы верите в то, что на селе реально пришли голосовать 70 – 80 процентов населения?! Раньше у нас такой дутой явкой отличался только Карсунский район. Теперь по фамилии главы администрации этого района появился даже новый термин – «чубаровщина». Так вот, в нынешнем году эта чубаровщина стала повсеместной. Главы администраций районов соревнуется между собой, кто ниже прогнется перед Морозовым и отчитается за большую явку избирателей и большее число проголосовавших за «Единую Россию».
В районных газетах каждой оппозиционной партии отвели для бесплатной рекламы мизерную площадь. Большие надежды мы возлагали на специальный номер газеты нашей коалиции, который собирались разнести по всей области тиражом в 300 тысяч экземпляров, Поначалу ульяновская «Почта России» согласилась по договору оказать нам эту платную услугу. Но потом ее руководство начало мяться и, в конце концов, придумало, как под благовидным предлогом нам отказать. Якобы в начале месяца (а выборы были, напомню, 8 сентября) почтальоны слишком заняты разносом пенсий и нашу газету смогут доставить только… после 10 сентября! Представьте себе, какое давление было оказано кем-то на почтовиков, если они отказались от возможности заработать около 400 тысяч рублей.
По всем районам была дана команда сдирать наши листовки. Они нигде дольше 15-20 минут не висели. Доходило до того, что, например, в Кузоватове глава районной администрации Вильчик лично ходил по райцентру и соскабливал их со стен. Если бы всего этого не было, мы бы объективно набрали не менее 10 -12% голосов избирателей.
– В связи с тем, что Вы упомянули Морозова, задам провокационный вопрос. У многих сведущих в политике на минувших выборах неизменно возникал вопрос, как такое возможно: у Вас хорошие, дружеские отношения с губернатором, и в то же время Вы его резко критикуете и призываете к отставке правительства? Например, мало кто сомневался, что публикуемые нашей газетой острые антиморозовские статьи заказаны Вами.
– Отвечаю как на духу. Во-первых, мы с вами знаем, что к вашим статьям о Морозове я не имею никакого отношения. С другой стороны, наше противостояние с Морозовым действительно не было игрой. О какой игре может идти речь, если мы – единственная партия, открыто потребовавшая отставки областного правительства. Требуем мы этого и сегодня.
– Сергей Иванович знает, что его друг Олег требует его отставки?
– Конечно.
– И как он реагировал?
– В ответ он на совещаниях в период выборов меня костерил и требовал от под-чиненных меня мочить и долбать: «Вы что, хотите, чтобы Горячев на выборах победил?!» Спасибо ему и его банде, что меня хотя бы не сняли с выборов. Но это не мешает нам с Сергеем Ивановичем продолжать встречаться и дружить семьями.
– Вы уже виделись после выборов?
– Да, конечно. . неужели, не поднимали тему выборов?
– Представьте, ни словом ее не вспомнили. Сергей Иванович мои взгляды знает, понял, что меня не переделаешь, и мы эту тему закрыли и больше не трогаем. Я считаю, что в XXI веке люди с разными политическими взглядами должны научиться жить в дружбе и добрососедстве. У нас с Сергеем Ивановичем нормальные человеческие отношения, Нас связывает одна очень важная вещь – память о моем отце. Морозов искренне уважительно к нему относится и очень многое сделал для увековечивания его памяти, за что я ему благодарен. Но он -член той партии и команды, чьи мировоззрение и взгляды для меня неприемлемы, как были неприемлемы и для моего отца, Пока в морозовском правительстве находятся люди наподобие Чепухина, Тюрина, Рябова и иже с ними, я буду продолжать требовать отставки правительства.
– Представляю, как ваши взаимоотношения заморочили голову чиновникам рангом пониже. Их от этого не клинило?
– Еще как! Многие ничего не могли понять и не знали, как им себя со мной вести – здороваться или подальше обходить. Вспоминаю в связи с этим один курьезный случай. По всей области мои листовки сдирают, а в одном районе они висят. Приезжают к тамошнему главе едросовские штабисты и ругаются: «Ты что делаешь?!» А он недоумевает: «А я думал, что Олег и губернатор друзья…» Наутро в районе уже ни одной моей листовки не осталось.
– Неужели Ваш друг Морозов не предлагал Вам какой-нибудь пост в своем правительстве, чтобы и Вы стали членом его команды?
– От команды Морозова нам поступало очень много предложений. Например, возглавить карманные партии типа коммунистов России или патриотов России и отнимать голоса у коммунистов. Но мы не продаемся. Для меня стать депутатом ЗСО не самоцель. Мне с самого начала предлагали идти на выборы кандидатом от «Единой России» и гарантировали стопроцентное прохождение, но я сразу отказался. Это противоречит моим принципам. Я хочу бороться за создание в ЗСО реальной оппозиции. Поэтому чисто по-человечески я не могу понять, как коммунист Куринный мог брать в долг деньги у олигархов, а коммунист Крутиков – раздавать другим толстосумам «корочки» своих помощников. Мне кажется, что некоторым нынешним оппозиционным париям оставаться всегда в оппозиции даже выгодно. Они не стремятся победить, Им нужно, чтобы во власть прошли коррупционеры, их можно было долбить и разоблачать, поддерживая симпатии своего электората и устраивая торг с властями, выбивая себе «хлебные» должности типа главного врача крупной бюджетной больницы и так далее.
Хотя сейчас ситуация в Ульяновске выигрышна для оппозиционных сил – это однозначно. Посмотрите результат выборов по городу – суммарно оппозиционные партии набрали больше голосов, чем «Единая Россия». Если бы избиратели так же проголосовали на выборах в городскую думу, едросы уже не имели бы в ней большинства. Отсюда еще один важный урок, который мы извлекли – нужно добиваться повышения явки избирателей в Ульяновске. Это общая задача для всех оппозиционных сил.