«Классическая музыка бессмертна, но чтобы слушатели поняли ее, необходимо донести до них те чувства, которые хотел выразить автор». Так полагает знаменитый норвежский дирижер и шоумен Эспен Селвик, выступивший с оркестром «Губернаторский» в Ленинском мемориале в минувшую субботу.
Селвик не впервые гастролирует в наших краях, и всякий раз его концерт становился событием для любителей классики. Главная составляющая его успеха у публики проявилась уже на репетиции. Пятый концерт для фортепиано с оркестром Бетховена в трактовке норвежского дирижера звучал особенно ярко, эмоционально, проникновенно. Весь оркестр играл, затаив дыхание, словно переживая каждый музыкальный ход.
– Селвик умеет выразить энергетику произведения, – объяснил скрипач Александр Бухарин. – Его чувства передаются нам, и кажется, что даже привычные мелодии звучат как-то особенно.
– При этом он очень приятен в общении, сдержан и интеллигентен, – подключилась к разговору пианистка Марина Кан, гастролирующая с дирижером. – На репетициях царит полное взаимопонимание, на концертах ощущается необычайный эмоциональный подъем, хочется выложиться по максимуму.
– Да, я люблю, чтобы выступление было настоящим шоу, а не просто – вышли-сыграли-ушли, – рассказал Эспен Селвик.- Даже если где-то публика встречает с прохладцей, стараюсь расшевелить ее, зажечь огонь в сердцах. Для этого нахожу новые эмоции в музыке, чтобы люди прочувствовали тот колоссальный позитив, который композиторы заложили в свои симфонии. Вспомните, тот же Бетховен был глух, жил очень бедно, страдал от жесточайшей депрессии, но его музыка по сей день заставляет людей радоваться. Очень жаль, что сейчас немногие ищут утешение в мелодиях, предпочитая заливать свои проблемы алкоголем.
– А среди российских композиторов у Вас есть любимые авторы?
– Разумеется. Мне безумно нравится Чайковский, Шостакович, Глинка, Римский-Корсаков. В их музыке есть все – и веселье, и глубочайшая душевная боль. Я гастролировал по всему миру, и везде произведения русских композиторов принимали с восторгом. Вообще тема русской классики мне очень близка и понятна. Когда-то мои предки, норвежские викинги, доплывали до России на своих кораблях, наши народы прекрасно ладили друг с другом. А князь Рюрик даже основал первую царскую династию (смеется).
Жаль, что немало остается малоизвестных авторов, чья музыка почти не исполняется. Но таков уж закон жанра – слушатели предпочитают популярные композиции.
– Может ли сегодня появиться композитор, который создаст что-то подобное тому, что творили Моцарт или Чайковский?
– Все вполне возможно. С одним лишь исключением – современный композитор должен быть не только гением, но и толковым менеджером, уметь продавать свою музыку. Использовать для этого все нынешние ресурсы, в первую очередь Интернет.
– Своим любимым инструментом Вы называете валторну. Опыт игры на ней накладывает какой-то отпечаток на работу с оркестром?
– Оркестр должен быть подобен шведскому столу – в нем должно быть все. Каждый инструмент по-своему незаменим. И я стараюсь, чтобы все звучали должным образом.
– Многие известные рок-группы в свое время устраивали концерты и даже записывали альбомы с симфоническими оркестрами. На Ваш взгляд, насколько совместимы столь разные стили?
– Я большой поклонник рок-музыки, считаю, что это искусство очень высокого уровня. А когда большой оркестр исполняет рок-композицию, это звучит просто потрясающе. Например, как песня группы «Оиееп» «Who Wants to Live Forever» («Кто хочет жить вечно»). Очень трогательно и романтично. Я сам писал произведения для электрогитары и симфонического оркестра. И вообще «Оиееп» и «Led Zeppelin* – мои любимые группы.
– Вы как-то сказали, что Ульяновск и современная Россия в целом вызывают у Вас смешанные чувства. Что вы имели в виду?
– Россияне, и ульяновцы в частности, мне очень нравятся, я вижу, что у них огромный потенциал для развития. Но одновременно они испытывают массу проблем, которые не дают им по-настоящему раскрыться. Искренне желаю, чтобы все ваши трудности разрешились, и вы стали могучими и счастливыми.
Беседовал Дмитрий Сильнов