В Ульяновске на месте музея Ленина появится Музей СССР.

В четверг группа ученых и музейных работников при поддержке администрации Ульяновской области представит прессе и широкой общественности некий первоначальный проект концепции “Музея СССР”.

Точнее, развернутые соображения о том, каким может быть этот музей, призванный представить грядущим поколениям историю великой трагической исчезнувшей страны. Советской Атлантиды, которая сохранила в памяти многих поколений прекрасные и вполне устойчивые мифы, но не смогла уберечь себя от распада. И оставила после себя обескровленное, разоренное, не слишком приспособленное к жизни постсоветское пространство, которое надо было заново обустраивать не только с воспоминаниями о прошлом, но и с надеждами на будущее.

Ни в коей мере не предугадывая ход завтрашней дискуссии, никому не навязывая своего видения того, каким может быть этот музей, сама идея которого мне представляется в высшей степени важной, хотел бы высказать некоторые предварительные замечания – в надежде, что они помогут в будущей работе.

Я сам родом из СССР, где прошла большая и по-своему счастливая часть моей жизни. Так же как многие мои соотечественники воспринял его распад как трагедию. Считал ли я ее неизбежной? Двадцать с лишним лет назад в меньшей степени, чем сегодня. Но все равно мне трудно быть объективным – как можно без боли относиться к неизбежной музеефикации части твоего бытия. Большинство людей, живущих в нынешнем постсоветском пространстве, – это недавние советские люди, которые за последние четверть века вовсе не утратили утопических ожиданий и фобий советских людей, которые, порой, выглядят странновато в новой реальности, приобретая в ней гротесковые и, порой, страшноватые очертания. Большинство этого большинства уверено, что только они знают, как было на самом деле, и, конечно же, как должно быть. Словом, администрация Ульяновской области во главе с губернатором Сергеем Ивановичем Морозовым дерзнула сделать необходимый, но рискованный шаг, сформулировав потребность в создании “Музея СССР”.

Советская Атлантида сохранила в памяти многих поколений прекрасные мифы, но не смогла уберечь себя от распада

Он нужен нам как нужна нам память о нашем прошлом. И не надо опасаться споров, которые развернутся вокруг его создания. Уверен, что одна часть просвещенной общественности выступит против самой идеи увековечивания тоталитарного государства, другая потребует создания благостного мемориала в назидание потомкам, третья предложит соединить несоединимое. Типа того, что Ленин хороший и Николай Второй неплохой, не говоря уже о Буденном с Деникиным. На самом же деле здесь нужен историко-культурный подход нового качества, рассматривающий СССР как завершившийся социально-исторический феномен, особую цивилизационную модель, трагически противоречивую, саморазрушительную, но имеющую при всем том всемирно-историческое значение. Создание этого музея должно утвердить одну простую мысль: мы не должны бояться своего прошлого. А этот страх можно победить лишь при одном условии: ни от чего не отказываясь, прошлое нужно преодолеть. Лучшая форма наследования – это отрицание, а затем – отрицание отрицания. Хотя, как известно, “мы диалектику учили не по Гегелю”, но Гегель в данном случае совершенно прав.

В любом учебнике истории можно обнаружить даты создания и завершения существования СССР – 30 декабря 1922 года и 26 декабря 1991 года. Но по существу, что общеизвестно, создание СССР – это результат Октябрьского переворота, по старому – Великой Октябрьской социалистической революции. Вожделея мировой революции, большевистские лидеры довольно быстро проявили имперское мышление. Именно поэтому Ульяновск, колыбель вождей двух российских революций – Февральской и Октябрьской, – наилучшее место для создания подобного музея.

В России создан первый музей СССР В России создан первый музей СССР

Как известно, семья Ульяновых и семья Керенских обосновались в Симбирске, главы семейств имели непосредственное отношение к просвещению, отец Владимира Ильича Ульянова, Илья Николаевич, был инспектором, а потом и директором народных училищ, а Федор Михайлович Керенский – директором гимназии, где учился будущих лидер большевиков. (Не могу не заметить, что ульяновские умельцы превратили здание этой гимназии в первоклассный музей просвещения второй половины Х1Х – начала ХХ века, равных которому не доводилось видеть ни в одной другом городе.) Поэтому в Ульяновске, где мемориальные места, связанные с именем Ленина пополняли и будут еще долго пополнять областной и городской бюджеты, очень трудно делать вид, что 7 ноября обычный календарный день. Здесь точно знают, что эта дата, связана с событиями, которые потрясли мир. И с этим, полагаю, невозможно не согласиться.
Создание этого музея должно утвердить одну простую мысль: мы не должны бояться своего прошлого

Стыдливая игра с датами ни в коей мере не отменяет значения Октябрьского переворота – для России и всего мира. И будет в высшей степени неразумно в 2017 году постараться отметить не столетие события, роковым образом перевернувшего историю России и предопределившего поиски путей социального мира в развитых индустриальных государствах и даже в колониальных странах, а некую победную для владимирских или рязанских удельных князей битву с половцами. Февральская и Октябрьская революции – при всей их разнонаправленности – сделали субъектами исторического развития сотни миллионов людей, значительная часть которых верила в возможность построения царства божьего на земле. Именно они стремились сделать реальностью великую евангельскую утопию, и жестоко поплатились за это. Можно объяснять это особенностью русской традиции или русского характера. Но, пожалуй, весьма точное объяснение дал этому историческому феномену выдающийся русский философ Семен Людвигович Франк: “Никакие злодеи и преступники не натворили в мире столько зла, не пролили столько человеческой крови, как люди, хотевшие быть спасителями человечества”. Созданием СССР руководили именно такие люди. И об этом нельзя забывать. Впрочем, как и о том, что прадеды, деды, родители каждого из нас, ныне живущих, да и мы сами, были неотъемлемой частью этой исчезнувшей страны, оставившей горькие и величественные воспоминания.