Совместный проект Улпрессы и архитектурной мастерской «Симбирскпроект» Как считает исследователь советской модернистской архитектуры Ольга Казакова, Ульяновск «стал визитной карточкой, лицом стиля, который мы сегодня называем «советским модернизмом»… Волею судеб и архитекторов, в этом городе сосредоточились объекты очень высокого уровня, не уступающие ни столичным, ни иностранным своим современникам». Мы продолжаем публиковать вопросы о зданиях Ульяновска, выполненных в стиле модернизма. Первый, кто напишет верный ответ в комментариях, будет получать приз — книгу «Юбилейный Ульяновск».
Ну а теперь – заключительное задание: UPD: Победители определились. Газета «Ульяновск сегодня» (2010) так пересказала те события: «В конце февраля 1970 года, в самый ответственный момент, на Мемориальном центре обнаружилось тревожное «поведение» опорных конструкций главной башни, где располагался Ленинский торжественный зал. Главный геодезист В. Цитович зафиксировал угрожающие тенденции просадок четырех колонн. Именно на них опирался каркас башни с обстроем и ограждающими конструкциями весом более 4 тысяч тонн. По проекту, при полной нагрузке здания, просадка предусматривалась в пределах 50-60 миллиметров. А она уже, без эксплуатационных нагрузок (в об-строе планировалось еще разместить библиотеку на 20 тысяч томов), достигла 80 миллиметров. Но самое неприятное было то, что просадка неудержимо продолжалась по 4-6 мм в сутки! Забили тревогу. Первый секретарь обкома А. Скочилов пригласил консультантов — ученых-геологов со всего Поволжья. Срочно организовали инженерно-техническую группу, которая должна была выяснить причины и представить свои предложения по предотвращению катастрофы. Возглавил этот экспертно-аналитический совет заместитель директора ЦНИИЭП по научной работе, знаменитый инженер-расчетчик, доктор технических наук Николай Васильевич Никитин. Это был человек с мировым именем, автор уникальных проектов Останкинской телебашни, МГУ, знаменитого дворца в Варшаве и других величайших сооружений 20 века. После консультаций на совещании было принято решение расширить ростверк и заложить дополнительно сваи методом «вдавливания» мощными домкратами. Н. Никитин взялся сделать проверочный расчет на конечную величину осадки здания, и, если она не нарушит опорных узлов металлоконструкций, усиление не проводить. По расчетам Н. Никитина, осадка башни допускалась на 250 миллиметров. К середине апреля с явным затуханием здание осело на 210 миллиметров и, к всеобщему удовлетворению, деформации прекратились. Но все чего-то ждали, и ожидание было тягостным. Наконец, Николай Васильевич Никитин, взяв на себя огромную ответственность, сообщил по телефону: «Осаду снять, усиление не проводить». Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Александр Абрамов
Автор обоих проектов – Н.В. Никитин, советский учёный в области железобетонных и металлических конструкций, доктор технических наук, заслуженный строитель РСФСР.
Михаил
Ответ 100% – архитектор. НО! Архитектор – человек, следовательно и вопрос не корректный – “кто”, а не “что”!
Михаил
И Н.В. Никитин не автор, а главный конструктор.
Владимир Воронин
…а руководил строительством Фабрикант Лев Борисович.
Ему тоже была присуждена Ленинская премия за Ленинский мемориал в Ульяновске.
В середине 70-х он в Политехе читал нам лекции по ЖБК
Анатолий
Железобетонные конструкции здания, разработанные главным конструктором обеих проектов Никитиным.
rippy
Конструкция выполнена на опорах
Евгений Кирюхин
Владимир Воронин
В принципе верно: у Останкино опор-“ног” – 10, а у Мемцентра опор-колонн – 50
Александр
Видимо, использование преднатяженного железобетона.
В основании Мемцентра – 150 гигантских свай, опоры для 50 железобетонных колонн по 7 метров, на которые легла металлическая платформа — основа здания.
Затем на платформе был смонтирован каркас здания и выложены кирпичные стены, так же как и на телебашне
Александр Л
фото http://www.tvtower.ru/56_HistoryMRC/31_full.jpg
Владимир Воронин
..а где в Мемцентре использовался преднапряжённый железобетон?
…может, только в плитах перекрытия и то вряд ли…
Владимир Воронин
Общее, имхо, принципиальная конструкция тяжёлого железобетонного фундамента относительно мелкого заложения
Анатолий
“Тяжёлого” – вряд ли, весь склон пополз бы вниз.
Владимир Воронин
Фундамент тяжёл относительно веса сравнительно лёгкой каркасной надземной части.
А в целом, нагрузка на основание от здания сравнительно небольшая из-за применения в конструкции фундамента буронабивных ж/б свай
Виталий Ахмеров
Мы с интересом следили за развернувшейся дискуссией и приняли решение поощрить сразу двух участников – Александра Абрамова и Анатолия. Действительно, автор проекта Останкинской телебашни Николай Васильевич Никитин принимал участие в проектировании Мемориала. Александр Абрамов первым вспомнил об этом, а Анатолий будет поощрен за более глубокое погружение в тему. Прошу победителей сообщить свои контактные данные, чтобы договориться, где и когда мы вручим им призы.
Друзья, это был заключительный раунд текущего цикла нашей краеведческой викторины, но будут и другие. Завтра подведем итоги, еще раз вспомним победителей.
Но уже сейчас хочется сказать большое спасибо всем, кто принял участие. Мы, честно говоря, и не ожидали, что тема будет воспринята с таким интересом.
Анатолий
E-mail: far-anatolij@yandex.ru.
Bert
Верхние этажи на последних фото чудо как хороши! Ясная архитектура, отлично организующая пространство. Белый мрамор верха, темный мрамор пола, зеленый мрамор стилизованной реки на внутренней стене – все в гармонии!
Степан
После таких историй становится особенно страшно, сохраним ли вообще здание мемцентра, если планы накрыть его колпаком будут реализованы. Фактически, над конструкциями работала вся страна, лучшие умы. Теперь таких спецов по уровню нет и близко, поэтому установка любых дополнительных, утяжеляющих конструкций приведет к необратимым последствиям.
Владимир Воронин
По нынешним временам для защиты Мемценра от новодела надо не меньше четырёх пулемётов по контуру…