7 ноября в Малом зале регионального парламента состоялось общественное обсуждение законопроекта «Об организации социального питания в Ульяновской области». В мероприятии приняли участие заместитель Председателя Законодательного Собрания Ульяновской области Игорь Тихонов, руководитель фракции партии «Единая Россия» в региональном парламенте Ростислав Эдварс, председатель комитета Законодательного Собрания по аграрным вопросам, продовольствию, развитию сельских территорий, природопользованию и охране окружающей среды Виктор Антипов, депутат регионального парламента Андрей Толмачев, заместитель Председателя Правительства Ульяновской области Александр Чепухин, уполномоченный по правам человека в Ульяновской области Галина Эдварс, профессор Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г.Разумовского Нина Валентинова, представители министерства образования Ульяновской области, министерства здравоохранения Ульяновской области, руководители сельхозпредприятий и перерабатывающей промышленности. Провела встречу ректор Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г.Разумовского Валентина Иванова.
Целью законопроекта является обеспечение гарантий качества и безопасности социального питания, защита прав получателей услуги и организация системы социального питания в Ульяновской области. Согласно законопроекту, социальное питание в регионе должно обеспечиваться государственными и муниципальными учреждениями, а также исполнителями, прошедшими конкурсный отбор на право заключения договора об организации социального питания. Исполнитель обязан организовать социальное питание в соответствии с требованиями нормативов и в рамках заключенных контрактов, осуществить полный цикл оказания услуги: закупку продуктов, приготовление, хранение, доставку готовой продукции, организацию приема пищи.
– Целью нашего закона должна стать поддержка сельхозпроизводителей, – отметил Ростислав Эдварс, – но если мы говорим о социальном питании, то самое главное – обеспечить стандарты качества. Мы должны добиться, чтобы гарантом этого качества выступал некий оператор, логистический центр, объединяющий сельхозпроизводителей и поставщиков продукции. Это должна быть замкнутая производственная цепочка, которая позволит оператору не экономить на качестве продуктов, а сельхозпроизводителю – быть уверенным, что его продукция будет гарантированно закуплена. Мы понимаем, что все упирается в определение справедливой цены. Если, к примеру, у производителей молоко стоит 15 рублей за литр, то оно не может столько же стоить у поставщиков этого молока. Так, в Ульяновске три года не изменяется цена социального питания, хотя все продукты дорожают. Это не может не сказываться на качестве. Поэтому правильно, что при разработке закона мы говорим о введении стандартов питания.
Еще более жесткую позицию занял заместитель Председателя Законодательного Собрания Игорь Тихонов:
– Этот закон имеет крайне важное социальное значение. И здесь на первый план выходит не вопрос цены на продукты и интересов местных сельхозпроизводителей, – мы должны, прежде всего, говорить о гарантиях прав граждан на качественное, здоровое питание. Главная задача законопроекта – эту гарантию обеспечить и поставить жесткий заслон на пути тех компаний, которые, организуя питание в бюджетных учреждениях, заботятся только о своих интересах. Здесь не цена важна, а важны стандарты и нормы. И надзорные органы, органы власти, научное сообщество должны принять участие в их разработке. Когда эти стандарты появятся, мы поймем, насколько мы способны их обеспечить. И тогда мы поставим организаторам питания вполне конкретную, четкую задачу – соблюдать эти правила и стандарты.
Кроме того, отметил Игорь Тихонов, наряду со средствами бюджета в законе должна быть предусмотрена возможность привлечения в эту сферу инвестиций.
По словам заместителя председателя правительства Ульяновской области Александра Чепухина, социальное питание и обеспечение его стандартов может стать с одной стороны одной из действенных мер поддержки регионального агропромышленного комплекса, а с другой – стимулом производства продукции, соответствующей выработанным стандартам качества. В этом случае будет исключена возможность поставки, к примеру, молочных продуктов с использованием пальмового масла или овощей, выращенных с большим количеством химических удобрений. В Ульяновской области есть в достаточном количестве сельхозпроизводители, которые готовы обеспечить население экологически чистой сельхозпродукцией, однако она стоит ощутимо дороже. Это мешает качественным продуктам дойти до потребителя и выиграть конкуренцию с дешевыми, некачественными аналогами.
– Я считаю, что закон «Об организации социального питания в Ульяновской области» должен быть принят как можно скорее, – отметила Валентина Иванова – тогда те наработки, которые будут подготовлены региональной властью в области социальных стандартов, получат реализацию в каждой школе, больнице. Финансы должны выделяться в соответствии с нормативами питания для различных категорий людей, которым нужна бюджетная поддержка. Как только будут определены эти категории, количество получателей услуги, то мы сможем просчитать объем необходимых бюджетных средств. Вторая составляющая, которая обязательно должна быть учтена в законе, – заключение долгосрочных договоров между специализированными компаниями и региональными сельхозпроизводителями. Бюджетные деньги региона должны поддерживать местные предприятия сельского хозяйства.
Предполагается, что законопроект о социальном питании будет рассмотрен Законодательным Собранием в первом чтении в декабре. В региональном парламенте будет создана межведомственная рабочая группа по доработке законопроекта, куда войдут депутаты, представители правительства Ульяновской области, надзорных органов и научного сообщества. Участвовать в разработке стандартов социального питания для разных категорий потребителей готовы и ученые из Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г.Разумовского. По словам Нины Валентиновой, у Ульяновской области есть хорошая возможность (наряду с авиационным и ядерным) создать полноценный кластер по социальному питанию.
Следует отметить, что Ульяновская область – один из первых регионов Российской Федерации, где вопросы организации социального питания решили урегулировать законодательно. Аналогичные законы в настоящее действуют лишь в Москве, Санкт-Петербурге и Республике Мордовия.