Обзор событий и прессы начала ноября
Две недели праздников не принесли ожидаемого единства и умиротворения. Информационная повестка резко сменила характер. Прекратилось раскачивание информационной лодки. Многим показалось, что разговоры о системных проблемах, наконец, затихли. Но вместо этого острыми иглами в читателей полетели десятки более мелких тем.

Бегство или зачистка?
По традиции начнём с обзора жизни областного руководства. Информационная политика изменилась, начиная с самого высшего уровня. Подмечено, что поменялась постановка выступлений губернатора Сергея Морозова. Озвучку сложных вопросов он переложил на своих подчинённых, играя теперь роль верховного модератора. Сумма открытости при этом пока не изменилась. Новый куратор ульяновского открытого правительства Константин Долинин пока никак себя не проявил, если не считать фотографий с Дня народного единства.

Пока о происходящем внутри коридоров власти мы узнаём только по выброшенным «из-под ковра» фигурам. Вслед за уходом Дмитрия Фёдорова, который сразу же оказался под прицелом контрольных органов, полетели и другие головы. Постоянно попрекаемый главой правительства Анатолий Васильев покинул свой пост министра и переходит на работу в Заволжский район Ульяновска. Не сработался с губернатором и глава физкультурно-спортивного комитета Владимир Лазарев. Формальная причина его увольнения – провалы в работе с московскими распределителями бюджетных средств.

Все три увольнения так или иначе связаны с изменением структуры системы исполнительных органов области, её новый вариант в конце недели был опубликован на сайте правительства. По итогам аппаратной борьбы, перестановок и сокращений очень забавным образом иногда располагаются карточки в новом пасьянсе. Обязательно находятся недовольные и проигравшие. И, увы, не всегда самые способные управленцы остаются работать на своём месте. Так ли происходит сейчас, оставим судить читателям.

С почётом и без нареканий уходит из обладминистрации зампред Тамара Девяткина. Её Сергей Морозов представил как нового ректора педагогического университета при президенте Анатолии Бакаеве, уточнив, что отдаёт очень важного для него самого соратника. Давно ходившие слухи подтвердились. Место зампреда осталось вакантным, но, скорее всего, его займёт министр образования Екатерина Уба. Проведённая рокировка оценивается наблюдателями двояко. С одной стороны место ректора окончательно стало синекурой для друзей губернатора. Но, в то же время, зарплата у ректора УлГПУ не самая высокая по сравнению с другими университетами, а Тамара Владимировна не понаслышке знакома с проблемами образования. Так что работать ей придётся и по должности, и по призванию. Уровень компетенции областного правительства с уходом Девяткиной, без сомнения, заметно снизится.

Череда отставок затронула и городской уровень власти. На аппаратном совещании в администрации Ульяновска объявлено о добровольной отставке руководителя городского комитета жилищно-коммунального хозяйства Владислава Игонина. В чём провинился блюститель расстрельной должности, не уточняется, но в связи с его уходом глава города Марина Беспалова посоветовала написать заявление и Ильдусу Юсупову, председателю комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта.

А к нему-то накопилось очень много претензий со стороны горожан и прокуратуры. Последней каплей, видимо, стал крупный штраф, который грозит горадминистрации за неисполнение ранее выданных предписаний ФАС. Антимонопольная служба возбудила административное дело в отношении должностного лица комитета дорожного хозяйства за передачу без конкурса в фактическое безвозмездное пользование МУП «Ульяновскдорремсервис» дорожной техники города. Пока Юсупов продолжает исполнять свои обязанности даже при публично раскрытых махинациях. Дорожникам не привыкать открыто игнорировать нормы и законы.

Все комментаторы происходящего кадрового исхода задаются двумя вопросами. Первый: а с кем в итоге будут работать губернатор и мэр? Призваны последние резервы в лице редактора Захара Мисанца, который долгое время был оппозицией, а теперь призван главой региона в ряды народных контролёров. Кстати, обращение Сергея Морозова к населению поддержать народный контроль вернулся пока только гулом равнодушия. Мол, сами довели – сами и контролируйте.

Второй вопрос, который звучит всё чаще: а собираются ли работать дальше наши губернатор и мэр?

Ларькам тут не место
Зачищают в Ульяновске не только чиновников, но и объекты малого бизнеса. Обострилась ситуация вокруг киосочной торговли. Мэр города бросилась в решительное наступление. По её мнению, киоски уродуют город, являются рассадниками криминала, алкоголизма и антисанитарии, местом заточения несчастных узников капитализма, работающих за гроши на алчных барыг. Губернатор области изначально занял нейтральную позицию, призвав к осторожности.

В начале месяца состоялась встреча ларёчников с чиновниками, на которой стороны попытались построить диалог. Тщетно. Малым бизнесом, как всегда, были озвучены десятки мелких частных проблем, а городом заявлена чёткая позиция по постепенному избавлению от ларьков и приведению оставшихся к единому архитектурному стилю. Глава города выступила даже в качестве экономического регулятора, порекомендовав киоскёрам бросить торговлю и заняться производством хлебобулочных изделий. На стороне Марины Беспаловой оказались блогер Камиль Багаутдинов, разведчиком затесавшийся в ряды комиссии Дмитрий Ежов и депутат Василий Гвоздев. Открыто защищать предпринимателей никто, кроме, (как выяснилось обиженного на мэра в частных вопросах) Исаака Гринберга не взялся.

Тот же расклад мы видим и по маршруткам. На неделе в борьбу против них включился и губернатор. Начал издалека, предложив разработать единый бренд для общественного транспорта и очистить его от рекламы. Экономическая сторона отказа от рекламы сразу удивила многих комментаторов. А уж создание «бренда общественного транспорта» и вовсе обескуражила авторов «Улграда»: как можно создать бренд того, чего нет? Зачищать регион у нас уже умеют, а вот из созданного, по большому счёту, – только бренды, девизы и гербы.

Сирийский синдром и безопасность россиян
Помимо экономических проблем города, есть ещё и те, которые можно отнести к разряду экзистенциальных. Когда на заседании облправительства на неделе говорили о снижении экспорта наших товаров из-за проблем у Сирии, многие, наверное, вспомнили недобрым словом американцев и прониклись сочувствием к маленькому, но гордому государству на Ближнем Востоке. Сирия – это не только последний рубеж антиамериканской борьбы за самостоятельность России, но крупный покупатель ульяновского оружия.

Совершенно иначе участие ульяновцев в сирийском конфликте увидел Игорь Корнилов, написав о необходимости реабилитации военнослужащих, возвращающихся из ближневосточной зоны напряжённости. Напомним, что несколько недель наши десантники провели в море у берегов Сирии в ожидании приказа о высадке на берег. Миротворческой операции так и не случилось, но много дней военные томились в душных трюмах с повышенной влажностью, вдыхая пары горюче-смазочных жидкостей и отсыпаясь по очереди. Один контрактник погиб в результате несчастного случая, как официально сообщили, на учениях в Беларуси. Вернули разведчиков домой только на время – обещали послать на юга ещё раз.

Психологическое напряжение бойцы снимали на этой неделе бурным отмечанием Дня военной разведки. Собственно это и стало причиной беспокойства Игоря Корнилова. Один из разведчиков нашего элитного подразделения в завершение праздника закидал двух ульяновских музыкантов двумя наступательными грантами. Ещё четыре РГД, припасённые десантником для самообороны, остались неиспользованными.

В Ульяновских СМИ оперативно появилась непроверенная информация, что конфликт молодого военнослужащего и двух музыкантов возник в кафе на Нижней Террасе. На улице перепалка пьяных джазистов и разведчика закончилась дракой и взрывами. В таких сообщениях всё явно указывает на самооборону разведчика: кидал, чтобы напугать, поэтому музыканты-драчуны почти не пострадали от грозного оружия.

Сомневаясь в версии самообороны, предположим всё же, что опытный разведчик ошибся, приняв музыкальные инструменты в руках духовика «Академик-бэнд» за оружие, а самих музыкантов за американский спецназ. Ведь, он бросал гранаты, несмотря на опьянение, предусмотрительно прячась в укрытие. Тут явное проявление «сирийского синдрома», когда боевые навыки срабатывают в мирной жизни. Это – недоработка врачей и психиатров!

У наших комментаторов есть и другие вопросы к ответственным лицам. Господа миротворцы, почему ульяновские десантники носят домой боевые гранаты? Хорошо, что не противотанковые, но и не хлопушки. И куда смотрят антитеррористические службы? В Волгограде ещё не остыл взорванный автобус, а у нас уже прямо по городу носят без боязни взрывпакеты. Страдают не только хулиганы, но и мирные жители Нижней Террасы, их лица, окна и машины.

К городским властям у нас только один вопрос. Почему население города не было предупреждено о новом опасном празднике, в который лучше не выходить на улицу? Надеемся, что «день милиции» прошёл более мирно, ведь наша полиция нас бережёт.

В целом, за последние недели в городе произошло несколько вопиющих случаев, которые ставят под сомнение высокие места Ульяновска по критерию безопасности в рейтингах городов. Насилуют школьниц, школьники ломают друг другу челюсти, роженицы выпадают из скорой помощи. Очень нетолерантный к людям у нас город, если не считать гостеприимных «резиновых квартир» для иммигрантов.

Поганой метлой по толерантности
Наконец-то появились и в Ульяновске люди, которые озаботились не только борьбой с американцами у наших границ, но и с их агентами в тылу. Они в буквальном смысле встали на защиту наших задов от поползновений заграничной заразы, разлагающей устои российского общества. В сети было распространено анонимное обращение «Родительского Всероссийского Сопротивления» к губернатору Ульяновской области за подписью некоего поборника русских традиций М.Р.Мамиконьяна. Поводом стало открытие в Ульяновске Центра толерантности на базе Ульяновской областной научной библиотеки им. В.И. Ленина. По мнению взывающих, на официальном сайте Центра размещён список литературы, в котором есть издания, пропагандирующие гомосексуализм, педофилию и инцест.

Позже прошёл пикет «Нет Центру толерантности в Ульяновске!», который объединил неизвестных активистов, обычных слесарей из народа и философов ульяновских вузов. Гневные жители города заполнили автографами несколько подписных листов, требуя закрыть рассадник разложения. В сговоре с американцами были уличены ульяновский министр культуры Татьяна Ившина и библиотекари. Более того слово «гомосексуалисты» было обнаружено на сайте ещё одного государственного учреждения – Института повышения квалификации учителей – в методических рекомендациях по проведению урока толерантности в школах! С надеждой на наказание чиновников протестанты ждали ответа от губернатора, но его так и не последовало.

На защиту толерантности встали журналист Жан Миндубаев, директор Ульяновской областной научной библиотеки Светлана Нагаткина и заместитель директора по внешним связям Ольга Даранова. «Получается, кому-то не хочется спокойствия и разумности в России? Кому-то выгодно сеять семена раздора и нетерпимости?» – приходят к риторическим вопросам защитники, обсуждая пикетчиков. «Основная цель Центра – развитие и укрепление национально-культурных контактов, формирование толерантности в межэтнических отношениях в поликультурной среде региона, – оправдывается Ольга Даранова – речи о том, что будет вестись поддержка нетрадиционных человеческих взаимоотношений, не было».

Противная сторона заявляет, что они не являются «сторонниками побивания камнями», но вот сторонники несторонников пишут в комментариях: «Толерасты добьются только того что их народ будет уничтожать чисто физически» и «Не пора ли этих ублюдков поганой метлой вымести из нашей страны?!»

Из анонимных источников в областном министерстве искусства и культурной политики нам удалось узнать, что базирование злосчастного центра на территории библиотеки – это случайный выбор. При открытии центра речь, действительно, шла только о толерантности в межнациональных отношениях и предполагалось привлечение к этой работе национальных обществ Ульяновска. Теперь, надо думать, боязнь метлы и физической расправы отпугнёт общественность от этого проекта. Возможны и последствия, связанные с несоблюдением закона о запрете пропаганды гомосексуализма среди детей. Правда, кто внёс больший вклад в этот процесс –писательница Людмила Улицкая или её шумные противники – уже не разобрать.

Туристы из прошлого
Важной темой недели должно было стать создание в Ульяновске Музея СССР. Его презентация и обсуждения в очередной раз прошли на нескольких площадках у нас и в Москве. На сей раз к ней подключился такой тяжеловес, как Михаил Швыдкой. На нескольких интернет-сайтах было организовано голосование на предмет актуальности музея. В большинстве случаев, как и при обычном опросе, голосующие идею поддержали. Но кое-где именно ульяновская аудитория начала сомневаться в необходимости для города столь грандиозного проекта.

Чуть ранее Сергей Гогин написал большую статью по данному вопросу, изложив историю вопроса, которую постоянный комментатор Улпрессы Виктор Каменев ответил словами Ленина: «По форме верно, а по сути – издевательство». Каменев обвинил «либералов» в шельмовании проекта.

Отметим, что ползучее переосмысление значимости Музея СССР для города происходит по одной простой причине – ульяновцы пока не видели какой-либо пользы от широкомасштабных действий власти. Существующий проект, как говорят, не цепляет. Вредная общественность уже отбила один парк у гостиницы, так что битва за туристическую инфраструктуру пока идёт не в пользу туристов.

Интересный эффект наблюдается и в среде иногородних комментаторов. «Музей создан, и это прекрасно!» – восклицает один из комментаторов на «Ридусе» под сообщением о московской пресс-конференции. «И музей СССР и база НАТО», – вторит ему другой аноним. В принципе, уже и не нужно ничего создавать в Ульяновске: все и так убеждены, что Музей СССР существует. Он уже пополнил коллекцию гениальных ульяновских мемов, которые заменяют нам реальную жизнь и живут своей собственной судьбой в виртуальном пространстве.

Если серьёзно, то мы всячески поддерживаем этот проект, но сохранять его в виртуальном состоянии бесконечно долго нельзя. Виртуальность развивается по своим законам. Пора бы уже создавать инфраструктуру, дружелюбную к туристам, и, следовательно, к горожанам, а также завозить потихоньку этих самых туристов, не дожидаясь пока 33 миллиарда упадут на головы жителей региона в далёком 2022 году.

Как дела с инфраструктурой? У нас проблемы не только с гостиницами, но теперь ещё с кафе и ресторанами, не то что с городской средой. Со средой у нас вообще полный абсурд, в котором главным вопросом является частота пешеходных переходов в центре, а не удобство жителей. Радует, что губернатор уже дошёл до рестораторов. Может и дорожное движение отрегулирует, и общественный транспорт пустит, и дороги отремонтирует.

А кто будет кормить?
И последняя тема, как обычно, финансовая. Бюджет в первом чтении принят. Скептики побеждены умными статьями главы бюджетного комитета Заксобрания Алсу Балакишиевой. На заседании правительства области чиновники озвучили план по повышению доходов и сокращению расходов, который коротко называется планом оптимизации. Всё теперь будет по закону и по плану.

На заседании своего кабинета Губернатор обмолвился, что скоро будет высвобождена большая масса людей, и их нужно будет кормить. Но и оставшиеся на работе бюджетники ничего не получают от пресловутой оптимизации, и то и дело с их стороны звучат жалобы на низкую зарплату. На неделе Александр Брагин сравнивал зарплаты ректоров и преподавателей вузов, на что получил резонные замечания, что «средняя зарплата» слишком завышена, так как включает и сверхвысокие доходы ректоратов. Плач слышен и от учителей, и от медиков, и от работников культуры. С разной периодичностью и интенсивностью.

Кризис, о котором наперебой стали говорить чиновники, оправдывая жёсткие бюджетные параметры, касается не только тех, кто получает деньги из бюджета. Необъяснимым образом стали расти цены на различные продукты, не только на яйца и морковку. В очереди – картошка и молоко. Пока ФАС ищет заговорщиков, журналисты гадают, на какие товары, включающие подорожавшие компоненты, поднимутся цены в ближайшем будущем. Всем пора заводить домик в деревне и переходить на натуральное хозяйство, считает наш коллега Виталий Ахмеров. Ну а самым активным, по нашему мнению, надо взяться уже за выявление английских шпионов, манипулирующих ценами на российском рынке.

Губернатор Сергей Морозов очень порадовался статье, в которой говорилось, что экономика России неожиданно оживилась. Статистика, между тем, этого пока не подтверждает. Ульяновское подразделение статслужбы сообщает, что в сентябре 2013 года промпроизводство региона просело на 10% в сравнении с сентябрём предшествующего года. Падает промышленность и от месяца к месяцу. Посмотрим, какие будут достижения к концу года. Пока готовимся к сложным временам.

Острых осколков будет больше. Читайте Улпрессу. Мы купируем боль.