Ульяновский государственный педагогический университет (УлГПУ) оказался в списке вузов с признаками неэффективности, который опубликовало министерство образования и науки РФ по итогам мониторинга в 2013 году. Мнения относительно критериев оценки вузов и работы самого УлГПУ корреспонденту ИА REGNUM высказали бывший и нынешний ректоры учебного заведения – Анатолий Бакаев, сменивший недавно пост ректора на должность спикера ульяновского Заксобрания, и Тамара Девяткина, бывшая зампредправительства области, возглавившая УлГПУ в ноябре.
Оба собеседника агентства высказали сомнения относительно корректности использованных министерством критериев оценки вузов. Кроме того, и Бакаев, и девяткина уверены, что к оценке эффективности педагогических вузов требуется качественно иной подход, чем к остальным.
По мнению Бакаева, возникает парадокс: российские студенты одни из лучших в мире, а большинство педагогических институтов и университетов, по итогам мониторинга министерства образования и науки РФ, признаны неэффективными. “Студенты талантливые, а вузы – неэффективные, – отмечает он. – Это происходит потому, что оценку вузам дают исходя из таких параметров как средний балл ЕГЭ поступивших абитуриентов, общая площадь учебно-лабораторных зданий, наличие иностранных студентов. На мой взгляд, это неправильный подход”.
“Для того, чтобы соответствовать критериям, лежащим в основе мониторинга 2012 года, в 2013 году Ульяновский педуниверситет был вынужден принять студентов из Китая, – сказал Анатолий Бакаев. – Безусловно, им очень нравится у нас учиться, в процессе учебы у ребят возник серьезный интерес к русскому языку, который считается одним из самых сложных в мире. Сейчас КНР готовит выпускников к тому, чтобы они получили высшее образование именно у нас. Но неужели без выполнения этого условия вуз не был бы нужен? На дискуссионной площадке партсъезда “Единой России” я внес предложение серьезно пересмотреть существующие критерии эффективности вузов. Необходимо учитывать социальную роль высших учебных заведений. В Ульяновской области 90% выпускников педагогического университета успешно трудоустроены, начиная от системы среднего общего образования и заканчивая органами власти. Многие являются победителями профессиональных конкурсов, известными общественными деятелями. На протяжении 80-ти лет работы выпускники вуза всегда были востребованы в области и стране. Педагогические вузы традиционно являются самыми социально-ориентированными в России, и оценивать их эффективность необходимо с учетом этих особенностей”.
По мнению ректора УлГПУ им. И. Н. Ульянова Тамары Девяткиной, мониторинг состояния вуза был составлен по показателям 2012 года, а достижения за последний год в него просто не вошли. Кроме того, при составлении мониторинга педагогические вузы нужно рассматривать в отдельной категории.
“В прошлом году я как заместитель председателя правительства региона работала со специалистами Минобразования по теме этого мониторинга, и мне уже тогда приходилось доказывать необходимость нашего педуниверситета на территории Ульяновской области, – рассказала Тамара Девяткина. – Хочу сказать, что критерии оценки вузов сейчас изменились, от регионов поступало много предложений и возражений. На сегодняшний день есть понимание того, что педагогические вузы надо выделять в отдельную группу, поскольку существуют специфические вещи, которые необходимо учитывать. И с этим согласны многие эксперты”.
По словам Тамары Девяткиной, в последнем мониторинге рассматривались показатели УлГПУ за 2012 год и, соответственно, отражена необъективная картина состояния вуза на сегодняшний день. “Во-первых, в этом году прием абитуриентов произошел более качественно, и они поступили с более высоким баллом, – продолжает Тамара Девяткина. – Также значительно продвинулся вуз и в области научных изысканий, открытием малых научных предприятий, лабораторий. Кроме того, в этом году к нам приехала целая группа из Китая – ребята учатся на филфаке. За 2013 год серьезно улучшена и материально-техническая база, а в декабре будет открыт бассейн. Словом, много таких изменений, которые в мониторинг этого года не вошли”.
Напомним, что мониторинг эффективности вузов 2012 года вызвал массу критики со стороны научного сообщества и общественности. Студенты признанного неэффективным московского РГТУ даже организовали забастовку с требованиями пересмотреть позиции Минобразования относительно их вуза. В феврале 2013 года президент РФ Владимир Путин рекомендовал правительству проводить мониторинг ежегодно, скорректировав критерии оценки. В конце ноября 2013 года на специальном заседании МОК будет решаться вопрос о признании вузов, указанных Минобразования, неэффективными. Согласно мониторингу министерства образования и науки РФ, в 2013 году более чем в 18,4% российских вузах, а также 20,4% филиалах обнаружены признаки неэффективности. Такие вузы может ждать расформирование, реорганизация или составление детальной программы повышения эффективности.
толераст
А они думали, подобного рода рокировочки не имеют под собой серьезных подводных течений? Еще будут пот вытирать, мечтая стать свидетелями, а не обвиняемыми…
Девяткина таблицу умножения не знает!
8х7=?
Маркетолог
8х7=150 тыс. руб. в неделю. Эту таблицу знает хорошо.
Пъяный конному не пеший
“Два собеседника из агентства” – это не вся область!
Бакаеву и Девяткиной
В 2012 году не прошли мониторинг из-за плохого предыдущего ректора (Грушевского), в этом году не прошли из-за плохих критериев.Что же все-таки мешает плохому танцору?
yazvennik
Эдак падение “ястреба” Девяткиной может продолжиться и дальше…Хотя, меня не покидают смутные сомнения, что это все какая-то многоходовочка, давно просчитанная и подготовленная этим хитромудрым стратегом – новым ректором. Если будет ликвидация пединститута через укрупнение, допустим с УлГУ, то тут еще неизвестно, кто станет ректором этого новообразования Костешко или Девяткина…По рангу, по харизме, а главное по знакомствам,причем не только на региональном уровне, чаша безусловно перевесит в сторону бышего зама Морозова.
Но мне кажется, что в этой статьей не зря говорят о всех “педвузах, выделенных в отдельную группу”. Не удивлюсь, если Девяткина предложит объединить все педвузы Поволжья во главе СЕБЯ в большой Единый Поволжский педагогический университет. А если размахнуться по-морозовски (ну или по-остапбендеровски))), то можно вполне ожидать предложения по укрупнению ВСЕХ вузов Поволжья, опять же, во главе себя любимой. Кстати, почему нет? Тема укрупнения сейчас чертовски актуальна и, я бы даже сказал, модна (всесторонняя экономия, которая объявлена в стране в преддверии кризиса) – школы укрупняют друг с другом и даже с детскими садами, а почему бы не замахнуться на вузы?; человек, первый предложивший эту идею – будет иметь известное преимущество перед остальными конкурентами на пост этого укрпуненного ректора; плюс такой известный человек в Поволжье как Девяткина может с грехом пополам устроить всех губеров Поволжья (согласитесь, более известного человека из ректоров с наибольшим кол-вом полезных знакомств, в Поволжье вряд ли сыщешь).
Не удивлюсь, что именно так все и будет. Не верится просто, что такой многоопытный политик не просчитала такой легко просчитываемый момент как мониторинг неэффективности и не воспользовалась бы этим. Не зря же она стала ректором именно перед объявлением результатов мониторинга. То есть, сейчас будет информационная подготовка всеобщего недовольства и негодования, запугивание всех и вся демонстрациями и митингами. А потом Девяткина предложит свой спасительный ПЛАН. И она снова на коне, аплодисменты, крики браво, новый вуз, Ульяновск – превращается в поволжский центр науки и просветительства, поток китайцев и юаней не иссякает..)))
Петр Дуюн
Рейтинги обставляют как бы «объективными» деталями, но это продукт сомнительный. А ведь затем могут последовать и серьезные финансовые меры. Последнее и опасно.
Мне кажется, что о репутации вуза надо судить по выпускникам, а они, это точно, очень востребованы.
Если в самую распрестижную московскую гимназию придут устраиваться выпускники из Ульяновска и столичного вуза, то с большей охотой возьмут провинциала.
Знаю множество примеров, как именно наши педагоги трудятся в больших городах, востребованы, уважаемы. Причем устраиваются учителя не только из областного центра – из районов, сельских школ. Они обладают неоценимым преимуществом, умеют и хотят учить детей, терпеливо вдалбливают знания, а не делают вид, что осваивают новомодные методики.
Плохо, что вузы трясут, пугают. Это не добавляет оптимизма студентам, которым надо встать на ноги, найти работу, утвердиться.
С уважением.
Анна
За два года развалили ВУЗ и придуряются, что не виноваты! Обложку делают, а внутри все разрушили! Даже диссертационный Совет по педагогике оба года не работает и, видимо, уже не будет! ПОЗОР!
Мастер
Такой вуз развалил наш всевышний!!! Училища закрыл. Убогий….
Ирина
Не буду судить о востребованности выпускников данного вуза, но только педагогический в нашем регионе давно перестал выполнять свою функцию: готовить учителей для школ региона. Зайдите на сайты министерства и управления образования и посмотрите список вакансий. С каждым годом их количество растёт. А затем пройдитесь по самим образовательным учреждениям. Посмотрите на возраст педагогов. Ну, и где хвалёные выпускники педагогического университете?! Да не идут они в школу!!!!!!!!! Куда угодно, только не в образование. И зарплата тут не при чём))))))))) Просто их не научили тому, что требуется современной школе. Они уже на стадии педпрактики принимают решение бежать от школы сломя голову. Да и большинство преподов вуза в школе-то когда последний раз были? На многих кафедрах работают сплошные теоретики, не имея представления о реальной практике. Когда к нам на практику приходят студенты, мы за голову хватаемся, а уже если “посчастливилось” принять выпускника, то это такая гловная боль, что мама не горюй. Конечно, есть и замечательные выпускники, но их не просто единицы, а такая капелюшечка, что и не разглядеть. Эффективность любого вуза надо оценивать, в первую очередь, по качеству работы выпускников (и не по бумажкам!!!!!!!), а по реальным отзывам, в том числе и родителей, чьих детей эти педагоги учат. Про наш пед очень подходят слова Ф. Раневской: “зачем ремонтировать фасад, если канализация старая”. Да, многое в нем делается и меняется, только качество подготовки выпускников падает год от года. У нас в школе через год-другой совсем работать некому будет.
Аноним
в ульяновской области два бесполезных вуза пед и сельхоз 90% выпускников не работают по специальности а те кто работают специалисты нулевые. и необязательно их закрывать просто перекрыть бюджетное финансирование они сами загнутся
Аноним
Это да. Сейчас этот никому не нужный вуз содержится ПОЛНОСТЬЮ на деньги налогоплательщиков, то есть нас с вами! На наши с вами деньги ректоры, проректоры и президенты получают там зарплаты в сотни тысяч (да и рядовые преподы не особо бедствуют), разъезжают по заграницам, строят бассейны… А результат – выпускники педа работают ГДЕ УГОДНО, НО ТОЛЬКО НЕ В ШКОЛЕ!!! Спрашивается, зачем мы их учим на наши деньги? Лишить их бюджетных мест, посмотрим, пойдет ли кто-нибудь учиться в пед ЗА ДЕНЬГИ?