Последнее время широкое кулуарное обсуждение получила тема централизованных бухгалтерий в образовательных учреждениях. Именно кулуарное, потому, как вопрос обсуждается в режиме «все уже решено», директора обращаются к депутатам, сетуют на административное давление, сотрудники бухгалтерий пишут коллективные обращения. Иными словами, напряжение создается и во многом потому, что открытого обсуждения не происходит. В понедельник попросили комментарий по этому поводу корреспонденты «Симбирского курьера» и вчера опубликовали выстроенную на этом комментарии статью, где короткий ответ разбавлен собственной позицией автора, и эмоций в материале гораздо больше, чем аргументов. Но пусть это останется на совести издания, в конце концов, у каждого свой заказ. Поэтому, чтобы избежать различных инсинуаций, просто изложу открыто свою позицию относительно централизации бухгалтерии.

1. Экономить бюджетные средства на бухгалтерском обслуживании образовательных учреждений необходимо. На это, действительно, тратятся значительные средства, явно превышающие необходимые. Штат сотрудников в бухгалтериях школ и детских садах завышен. Мы это неоднократно обсуждали с заведующими детскими садами и директорами школ, и большинство из них с этим соглашаются.

2. Согласно вступившему в силу федеральному закону «Об образовании» функции, непосредственно не относящиеся к образовательной деятельности, передаются на уровень муниципалитетов. Иными словами, выплачивать высокие зарплаты сотрудникам бухгалтерии за счет фонда оплаты труда педагогических работников руководители учреждений не смогут. Деньги на это необходимо искать на уровне города, и поэтому вполне естественно желание мэрии на этой составляющей сэкономить. По оценкам Управления образования эта экономия существенная, около 40 млн. рублей в год. Хотя значительную часть данных средств придется потратить на компенсации сокращаемым сотрудникам.

3. Статья 28 нового федерального закона «Об образовании» указывает, что образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности. Иными словами, просто лишить учреждение финансирования на бухучет, заменив это договором на безвозмездное обслуживание в централизованной бухгалтерии, не корректно.

4. Самое важное. Лишение директорского корпуса возможности самостоятельного управление финансами своего учреждения, сведение управления к уровню «приезжайте, распишитесь», полностью убьет инициативу директорского корпуса. Это та самая институциональная ловушка.

В статье В.М.Полтеровича, институциональные ловушки – результат неверной стратегии реформ, описывается опасность такого сценария: «единожды попав в институциональную ловушку, система выбирает не эффективный путь развития, при чем со временем, переход на эффективную становится существенно затруднен или невозможен.
Фактически, директорский корпус, устранившись от управления собственным учреждением, потеряет всякую инициативу. Все существенное, что заложено в идее создания стимулирующих выплат педагогическим работникам, потеряет смысл. С точки зрения хозяйственной деятельности, руководители также перестанут экономить. Какой смысл, если возврат средств в учреждение будет под вопросом? Тезис о том, что при централизации возврат средств будет осуществлен, не убедителен, так как уже сегодня часто встречаются ситуации, когда деньги, сэкономленные учреждениями на торгах, снимаются с них и направляются на иные цели.
В конечном итоге мы вернемся к практике латания дыр вместо развития, от чего старательно уходили в последние годы.
5. Что делать? Принимая во внимание объективную необходимость экономии, нужно нормативно ограничить затраты учреждений на бухгалтерию и административный аппарат в целом. Школам и детсадам предоставить выбор. Хотите, работайте в условиях строжайшей экономии, хотите, передавайте полномочия в централизованную бухгалтерию, хотите, объединяйтесь в пулы по несколько учреждений и ведите совместный бухгалтерский учет. Но в любом случае, учреждение должно быть заказчиком. Тогда у него есть мотивация. Это позволит отработать модель укрупнения образовательных учреждений, о которых так много говорится последнее время. Управлению образования стоит наладить систему жесточайшего контроля за расходованием бюджетных средств. В таком случае мы: а) получим экономию б) не утратим тот положительный опыт, который наработан за последние годы в) сохраним ответственность руководителей за стратегию развития учреждения.