13 ноября состоялось очередное заседание экспертного совета при комитете Законодательного Собрания по аграрным вопросам, природопользованию, развитию сельских территорий, природопользованию и охране окружающей среды. Его провел председатель комитета Виктор Антипов. В заседании совета приняли участие директор Инзенского лесничества Бари Каюмов, заведующий кафедрой лесного хозяйства Ульяновского государственного университета Вячеслав Кублик, директор департамента лесного хозяйства Любовь Кублик, почетный гражданин Ульяновской области Юрий Поляков, начальник отдела министерства финансов Ульяновской области Наталья Челокиди, депутаты комитета Сергей Глебов и Николай Ваганов.

На заседании экспертного совета обсуждались вопросы финансирования лесного хозяйства на 2014 год. Его участники посетовали, что в Ульяновской области в отличие от соседних регионов на эту отрасль денег выделяется недостаточно – около 600 тысяч рублей. По той же причине Ульяновская область не принимает участия в соответствующей федеральной программе. Не «просматриваются» средства для содержания техники и зданий, то есть имущества лесхозов, находящегося в областной собственности. По словам Вячеслава Кублика, отсутствуют средства для расчистки и воспроизводства лесов, борьбы с вредителями, для закупки посадочного материала и семян. Дефицит средств для посадочного материала, в частности, составляет 16 млн. рублей.

– Все согласны с тем, что лес должен давать отдачу, – отметил Вячеслав Кублик. – Но если мы не будем восстанавливать лес, то постоянно пользоваться им мы не сможем. Как мы вообще можем увеличить объем поступлений в бюджет области, если даже толком не знаем, чем располагаем? Мы не можем правильно оценить лес как государственную собственность. У нас ежегодно прирастает 5 млн. кубометров древесины в лесу, а шестой миллион кубометров – сгнивает. Нужны мероприятия по лесоустройству, финансовые вложения в лес, чтобы увеличить поступления от аренды. Образно говоря, мы шампанское пьем, а на спичках экономим. При вложении в мероприятия по лесоустройству мы можем получить в бюджет в итоге в десять раз больше. На приобретение техники, тракторов деньги – 70 млн. рублей – выделялись только в «пожарном» 2010 году, когда огнем было уничтожено 22 тысячи гектаров. После пожаров прошло три года – за это время практически не восстановлено ни одного гектара леса.

Также было отмечено, что лесное хозяйство может дать рабочие места сельскому населению. И если сегодня в этой отрасли занято около 4 000 человек, то при определенном финансовом вложении в отрасль количество может быть увеличено до 15 тысяч, особенно при развитии системы глубокой переработки древесины. В настоящее время в этом направлении можно наблюдать упущенный общий экономический эффект. Кроме того, лес, как отметили участники совещания, – это не только древесина как природный ресурс и продукт, это основа экологического равновесия.

По словам Сергея Глебова, мы должны четко представлять, на какую сумму из федерального бюджета Ульяновская область может рассчитывать. Профильное региональное министерство предлагает получить в ближайшие три года 23 млн. рублей на лесоустройство и 559 млн. рублей – на ликвидацию последствий 2010 года. Однако эти средства могут поступить, если регион возьмет на себя софинсирование в размере не менее 20%. Юрий Поляков также добавил, что для решения этого вопроса на федеральном уровне нужно подключить усилия депутатов Государственной Думы и Совета Федерации от Ульяновской области.

По итогам заседания экспертного совета Виктор Антипов рекомендовал подготовить проект письма в региональное правительство с аргументированным обоснованием необходимости выделения средств на софинансирование мероприятий по лесоустройству в 2014 году в размере 10-15 млн. рублей, с тем, чтобы 19 ноября на заседании комитета этот документ был рассмотрен и утвержден. Не исключена возможность изыскания средств позднее, уже в процессе исполнения бюджета. Также председатель аграрного комитета Виктор Антипов указал на важность проведения инвентаризации погибшего и существующего леса и анализа собираемости налогов от арендной платы по лесному хозяйству.