В Ульяновске прошел IV Всероссийский театральный фестиваль. Он объединяет благодарных учеников Мастера – народного артиста России, лауреата Государственной премии Бориса Александрова, который ушел из жизни три года назад. Молодые актеры продолжают дело своего Учителя, как и он, столь же самозабвенно отдавая себя искусству театра. «Александровский сад» возделывается этими «садовниками» с любовью, каждое дерево-спектакль приносит плоды, которые способны утолить духовный голод страждущего зрителя.
Вот и на этот раз фестиваль представил интереснейшую программу.
Воспитанница театральной студии «Драм» Бориса Александрова Ольга Королева, руководитель детско-юношеского театра «Виват!» ЦДТ №6 Ульяновска, вместе со своими учениками представила новую работу – сказку «Страсти по Насте» по Михаилу Бартеневу. Театральная студия «Арлекин» из города Заречного Пензенской области привезла спектакль «Наказание без преступления» по мотивам самого известного романа Федора Достоевского.
Необычной постановкой стала сказка «Вольке» московского театра «Бу…». Эта работа еще одной ученицы Бориса Александрова Екатерины Не-груцы создана специально для слепых и слабовидящих детей. Чтобы полностью погрузить особенную публику в атмосферу спектакля, используются, например, запахи корицы, чая и мандаринов, капельки воды. Дети начинают вдруг «видеть» происходящее, сопережить персонажам.
Оригин альн ую п рограм м у «Корни и ветви» подарила зрителям народная артистка России, актриса Ульяновского областного театра драмы Клара Шадько – вместе со своими молодыми коллегами.
Основной организатор «Александровского сада» – театр студия «Enfant-terriЫе» – показал два спектакля: «Чудесные странники» и премьеру «Слон Хортон».
«Чудесные странники» – пьеса, написанная в прошлом году художественным руководителем «Несносного ребенка» Дмитрием Аксеновым. Он же придумал декорации. Получилась сказка, в которой играют и люди, и куклы, и… те же декорации. Последние чудесным образом трансформируются, превращаясь то в деревеньку под звездным небом, уютно укутанную снежным покровом, то в избяную комнату с самоваром на столе, то в зимний лес с заиндевелыми елками в завитках овечьей шерсти.
Сказка, с одной стороны, детская, а с другой вполне себе взрослая, ведь мир спектакля раздвигается от истории двух девочек – доброй Маруси и недоброй Дуси до вселенской борьбы Добра и Зла, он идет от житейской простоты до библейской иносказательности.
… Ходит по селам Чудотворец-старик (Андрей Галактионов). За доброту, гостеприимство и хлеб-соль одаривает он хозяев златом-серебром. Маруся (Татьяна Леонова) всегда готова выручить из беды, даром накормить и приютить любого, даже и не творящего никаких чудес странника. А вот Дуся (Анастасия Кизякова) своей выгоды никогда не упустит и просто так, от души ничего никому делать не станет язык, на котором говорят персонажи, – некая очаровательная и завораживающая смесь из пословиц и поговорок, из русских сказок, сказок Шергина, рассказов Лескова, библейских сказаний.
Как и полагается в рождественской по духу и форме сказке, в противостоянии корысти и бескорыстия, верх берет последнее. В финале этой истории забрезжил вдруг свет. Все персонажи и домашние животные собираются у божественной люльки. В душе что-то родилось, произошло озарение: как жить, для чего жить… Этим ощущением создатели спектакля, как настоящие чудесные странники, одаривают зрителей, не скупясь ни на талант, ни на фантазию, ни на энергию души и тела.
К слову сказать, каждый приход в этот маленький театр есть чудо. Театральное таинство в нем начинается еще до вешалки, с самого первого шага. Необычное помещение завораживает, заманивает, озадачивает. В голых
кирпичных стенах бывшего магазина «Свияга», среди полумрака уют создают отнюдь не образцовые дизайнерские интерьеры. Старая мебель и выброшенные кем-то за ненадобностью предметы быта, книги занимают здесь почетное место. Это же надо было суметь разглядеть в ненужных, на первый взгляд, вещах не измеряемую деньгами ценность, почувствовать очарование ушедшего времени, эпохи!
Только в этом театре можно увидеть стоящий на потолке (!) венский стул с небрежно наброшенным на спинку галстуком. Посреди фойе здесь, как памятник, высится створка (одна) старой двери с осыпавшейся краской, увенчанная видавшим виды зонтиком. На вздувшейся местами амальгаме зеркала мелькают изображения коротающих время перед спектаклем зрителей. А с портретов на стенах добрым взглядом посматривает на них странник, но уже иных миров, в память о коем и затеян был этот фестиваль «Александровский сад».