Так считает питерский композитор Александр Сойников. На минувшей неделе он посетил Ульяновск и представил нашим меломанам свое последнее произведение – пьесу «Скорбный путь», посвященную последнему дню жизни Иисуса Христа.
Личность Христа – неисчерпаемая тема для людей искусства. Вспомним легендарную оперу Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда», фильмы «Последнее искушение Христа» или «Страсти Христовы». Пьеса «Скорбный путь» Александра Сойникова – тоже из этого разряда. В центре композиции – шествие Спасителя с крестом на казнь. Ощущение неотвратимости происходящего подчеркивается глубокими басовыми партиями. Когда путь достигает Голгофы, сквозь мрачный фон прорываются возгласы римских солдат и плач толпы, выраженные струнными инструментами. Кульминационным моментом становится зловещая пауза, разрывающаяся гулким звуком ударов, которыми Христа прибивают к кресту. Удары молотка переходят в последние удары его сердца…
– Я решил написать эту пьесу после того, как побывал в Иерусалиме и прошел по улице, где якобы вели Спасителя на казнь, – рассказал Александр Сойников. – Насколько это исторически достоверно – неизвестно, но каждый год сотни паломников со всего мира устраивают там свое шествие. Бывая в Палестине, я жил в монастырях, посещал город Вифлеем и другие места, связанные с Христом. Это произвело на меня громадное впечатление как на верующего человека. Я и раньше писал православные литургии, а живя в Германии, пробую сочинять произведения на католическую тематику.
– Ваше произведение трагично, тем не менее в конце чувствуется некий проблеск надежды…
– Это надежда на возрождение духовности нашего общества, возврат к тому большому и светлому, что некогда составляло сущность нашего бытия. Увы, в истории и России, и всего мира не раз были периоды, когда настоящее подменялось фальшивым, истинные ценности отходили на второй план, наступало царство лжи. Но, думаю, это время пройдет, а все чистое и прекрасное останется.
– Вы считаете, что классическая музыка может способствовать возрождению духовности?
– Вне всякого сомнения.
Эта музыка способна поднять душу до высот небес, заставить чувствовать и переживать. Сравнивать классику с той же поп-музыкой, на мой взгляд, просто некорректно. Я играл в различных жанрах, но сознательно сделал свой выбор в пользу классической музыки. По зову сердца, так сказать.
Эта музыка позволяет почувствовать себя настоящим человеком и артистом.
– Но в то же время сейчас очень многие прекрасные музыканты предпочитают совсем другие стили и направления.
– И это легко объяснимо. Что бы там ни говорили, но классику нельзя назвать коммерческой музыкой. Это творчество, а оно необязательно приносит деньги. Я много работаю, гастролирую, даю большие концерты, но никогда не был богатым человеком. Да и не стремился к этому. Недавно на конкурсе в Германии встретил
14-летнего парня, он пишет прекрасную музыку, но композитором становиться не желает – не выгодно. Вот так: каждому артисту предстоит самому решить, что для него важнее. Искренне желаю молодым ульяновским музыкантам сделать правильный выбор. Я впервые в вашем городе, и мне очень понравилась его историческая часть, прекрасные музеи. Не сомневаюсь, что среди ульяновцев много талантливых людей. А еще у вас замечательная, очень искренняя и благодарная публика. Рад, что моя музыка нашла здесь такой горячий отклик.

НАША СПРАВКА. Александр Леонидович Сойниковродился 13 января 1947 года в Гатчине Ленинградской области. Окончил ленинградский институт культуры. Работал преподавателем псковского музыкального училища, ленинградского клуба «Ровесник», Дворца пионеров и школьников Выборгского района. Написал музыку к балетам: «Антигона» (1975), «Святочные игры» (1979), поэме «Октябрь» (1981), сюите «По Руси» (1974), «Моя земля» (1976), «Русские сказки» (1978), а также музыкальное сопровождение для спектаклей и телевизионных постановок. В 1980-е активно сотрудничал с ленинградским рок-клубом, автор двух рок-опер: «Сирано де Бержерак» и «Пришествие». Живет и работает в Германии.