Ровно двадцать лет назад, 15 ноября 1993 года, в горном районе Ирана, недалеко от аэродрома Керман потерпел катастрофу ульяновский “АН-124” “Руслан”. Все, кто находился на борту, погибли.
КОНТРАКТ
1993 год был непростым для страны, тем более – для ульяновского авиастроительного завода. Кризис вплотную подобрался к “Авиастару”. Заметно упали темпы производства. Тем не менее, в октябре на заводе состоялось большое событие – выпустили очередной самолет “Руслан”. Этот лайнер передали ТОО “Магистральные авиалинии”. Но его судьба была недолгой. “Руслан” налетал всего 116 часов.
Тогда еще не было специальной авиакомпании, которая бы занималась чисто коммерческими перевозками. “Волга-Днепр” только появился. А потребность в авиаперевозках крупногабаритных грузов росла. На этом можно было заработать большие деньги. На что и клюнули ульяновские летчики. Иностранные коммерсанты предложили выгодный контракт.
Самолет вместе с экипажем и инженерно-техническим составом передали в аренду авиакомпании “Атлант эйр интернешнл ЛТД”. Предстоял коммерческий рейс по маршруту “Ульяновск – Дубай – Керман – Ташкент”. В принципе, ничего необычного. Экипаж подобрался опытный. В общей сложности летчики налетали более 10 тысяч часов. Командиром “Руслана” был Анатолий Лубяницкий, в то время заместитель начальника летно-испытательной станции АО “Авиастар”, пилот первого класса. До Ульяновска он долгое время работал в Душанбе, в Таджикском управлении гражданской авиации. Летал на многих типах самолетов.
Второй пилот “Руслана” -его брат Владимир – также был опытным летчиком. Кроме штатного состава экипажа, в тот роковой рейс полетел двадцатисемилетний штурман-стажер Алексей Сысоев.
В ПОСЛЕДНИЙ РЕЙС
Перед самым полетом у Лубяницких умерла мать. Но рейс нельзя было откладывать. Контракт предусматривал большую выгоду для обеих сторон. Поэтому сразу же после похорон братья отправились в свой последний полет.
Для обслуживания самолета в этот рейс также была направлена техническая бригада: три инженера и четыре техника. Кроме того, на борту находились представители компании: поляк, канадец и иранец (по слухам, родственник одного из членов правительства Исламской Республики Иран).
До Арабских Эмиратов долетели нормально. В Дубае заправили самолет. Кстати, арабские бизнесмены заинтересовались “Русланом” и не скрывали своего восхищения.
15 ноября 1993 года в 14.20 (время по международной системе) “Руслан” взлетел из аэропорта Дубай. Коммерческого груза на борту не было, запас топлива – около 37 тонн. Через 38 минут самолет уже подлетел к Керману, и экипаж доложил диспетчерам о снижении.
ГИБЕЛЬ
В это же время на аэродроме взлетал другой самолет, и иранские диспетчеры не разрешили посадку. Ульяновский борт ушел в зону ожидания. В принципе, обычная штатная ситуация.
“Руслан” стал кружить в зоне ожидания, но все дальше и дальше удаляясь от схемы захода на посадку аэродрома. В этот момент, как назло, ухудшилась погода (видимость – 3 километра, легкие осадки). А “Руслан” уже находился в высокогорной местности и далеко от аэродрома.
В 15.30 экипаж получил “добро” на посадку и приступил к снижению. Но через две минуты радиовысотомер вдруг подал сигнал тревоги. Впереди опасность – столкновение. Секунда – и командир принял решение. Штурвал на себя, и самолет тяжело начал набирать высоту.
В 15.32 раздался повторный сигнал тревоги радиовысотомера. Высота была 10 тысяч 500 футов (около 3,5 км), скорость – 400 км в час. Сигнал тревоги не прекращался. Командир вновь резко потянул штурвал к груди. Но не успел… Самолет ударился о склон горы на высоте 11 200 футов (примерно 3,75 км). На часах было 15.33. Взрыв был такой силы, что его слышали за несколько километров.
ЭТО БЫЛ ШОК
О трагедии стало известно сразу. К месту катастрофы, в труднодоступный горный район немедленно направились иранские спасатели и альпинисты. Но добрались до места падения лишь на рассвете.
“Руслан” рассыпался на части. Никто из экипажа не выжил. Скорбная весть тут же долетела до Ульяновска.
– Это был шок для нас, работников “Авиастара”: погибли лучшие пилоты, лучшие специалисты, – вспоминает помощник руководителя ЗАО “Авиастар-СП” Геннадий Семочкин.
Для расследования причин катастрофы была создана комиссия Организации гражданской авиации Исламской Республики Иран. По международным нормам расследование проводит та страна, где произошла катастрофа. И она сама решает, допускать ли к расследованию российских специалистов. Увы, нашим представителям не разрешили работать на месте катастрофы. Тем не менее, для участия в расследовании причин аварии в Иран все-таки выехали российские специалисты, в ом числе несколько сотрудников “Авиастара”.
Несмотря на сильный удар самолета о скалу, альпинистам удалось найти “черные ящики”. Для облегчения поисков с “Авиастара” в Керман были отправлены макеты этих магнитофонов.
ОШИБКА ПИЛОТОВ
Расследование заняло несколько месяцев. Корреспондент “МГ” в свое время ознакомился с материалами комиссии. Выяснилось, что все системы самолета работали нормально. В трагедии была немалая вина экипажа.
На аэродром Керман пилоты садились впервые. Но перед полетом летчики не полностью изучили рельеф местности горного аэродрома. Не был включен в состав экипажа инструктор для сопровождения на горный аэродром. К тому же инструкции по безопасности полетов вообще запрещают посадку данных типов самолетов на высокогорные аэродромы. Во время полета пилоты не использовали радиолокационную станцию в режиме “Горы”. Ошибочно определили местонахождение, тем самым не выполнили установленную схему захода на посадку.
Есть доля вины и на диспетчерской службе Кермана. Диспетчеры нечетко работали с экипажем. В результате самолет удалился от заданного курса почти на 50 километров, вошел в высокогорный район и приступил к снижению. Когда радиовысотомер подал сигнал тревоги, поднять такую махину на безопасную высоту экипаж просто не успел.
ПОХОРОНЫ
К концу ноября 1993 года тела погибших членов экипажа были доставлены в Ульяновск. 27 ноября город прощался с ними.
Это был морозный день. Где-то под минус 20. Тысячи ульяновцев пришли проводить в последний путь погибших летчиков. Похоронная процессия растянулась на несколько километров. А в небе, прощаясь с пилотами, промахав крыльями, пронеслись “ЯК-40” и “Руслан”.
Братьев Лубяницких после официального прощания похоронили на погосте в селе Архангельское, рядом с матерью. Остальных членов экипажа – на заволжском кладбище.
Но только через десять лет после трагедии руководство “Авиастара” нашло средства и установило стелу погибшим.
БЫЛИ ЛИ ДЕНЬГИ?
После трагедии стали ходить слухи о якобы пропавших деньгах. В то время не было безналичной системы оплаты топлива, поэтому экипаж возил с собой деньги для заправки самолета в различных аэропортах. Разумеется, у них всегда была наличность. Когда после трагедии
в офисе вскрыли сейф, то там не оказалось денег. По другой версии, сейф уже был вскрыт.
– Там много таинственного, и слухов много ходило, но никто тогда расследования не проводил, – сказал нам один из представителей тогдашнего руководства “Авиастара”, пожелавший остаться инкогнито.
– Сейчас что-либо говорить и утверждать уже трудно. Вполне возможно, что денег в сейфе и не было. Все в рейс взяли пилоты. Только злые языки потом утверждали, что после трагедии ряд руководителей самолетостроительного завода заметно обогатились. Хотя возможно, что это просто совпадение…
Арсений КОРОЛЕВ.
P.S. Трудно сказать, как сложилась судьба родственников погибшего экипажа. Кто-то уехал из Ульяновска, у кого-то полностью изменилась личная жизнь. Но за могилами следят. Там постоянно лежат цветы.
А сегодня на заволжском кладбище пройдет траурный митинг по случаю годовщины трагедии. Соберутся друзья и родные погибших. Ведь память пока жива.