13 ноября в творческом бизнес-инкубаторе «Квартал» состоялась очередная встреча на тему развития в Ульяновской области кластера креативных индустрий. Несмотря на то, что тема кластера обсуждается с конца 2012 года, до настоящего времени точной концепции и общего понимания того, чем же должен стать в конечном итоге очередной кластер, нет. Мы попытались подробно проанализировать проблему и выяснили, что кластер-это кластер.

Кластер-это кластер

Одним из главных популяризаторов идеи кластерной экономики является американский  эксперт по исследованию процессов конкуренции Майкл Юджи́н По́ртер.

Согласно Портеру, «кластер – это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга».  Основное отличие экономического кластера от технопарков, холдингов и других экономических образований по Портеру – это наличие у участников общей цепочки ценностей.

Идея кластерной экономики стала озвучиваться на федеральном уровне несколько лет назад как одна из очередных чудодейственных пилюль, способных оживить российскую экономику. Модный тренд был тут же подхвачен регионами.

Ульяновская область оказалась в русле этого тренда одной из первых. В 2011 году экспертам была заказана Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года, которая во многом оказалась завязана на идею кластерной экономики. Так, согласно документу, до 2020 года в регионе планируется сформировать сразу несколько экономических кластеров: атомный, авиационный, приборостроительный, строительный, автомобильный и агропромышленный.

В этом документе понятия «креативный кластер» нет. О его создании активно заговорили позже, в конце 2012 года. Тогда на круглом столе, посвященном созданию в регионе креативного кластера, губернатор Ульяновской области Сергей Иванович Морозов назвал его двигателем и разгонным блоком самолета области, подчеркнув важность креативных индустрий для успешного развития остальных кластеров.

3333333333

Кластер-это классно?

К этому моменту идея креативного кластера уже достаточно долго обсуждалась. Как утверждала Татьяна Александровна Ившина, на тот момент руководитель Фонда «Культурная столица», впервые тема продвижения и формирования условий для развития творческих индустрий в Ульяновской области была осознанно поднята на первом Международном культурном форуме два года назад. Тогда в Ульяновск был приглашен целый ряд экспертов, среди которых была и директор московского агентства «Творческие индустрии» Елена Зеленцова, которая рассказала об успешных примерах получения весомых социальных результатов от инвестиций в творческие индустрии. Госпожа Зеленцова неоднократно отмечала, что творческие индустрии способствуют появлению новых экономических возможностей, причем в самых разных сферах, а также являются ключевыми инструментами городского развития, способствуя качественному изменению городской среды.  На форуме также поднимался вопрос влияния креативных индустрий на социальный ландшафт региона и на развитие элементов «экономики знаний» в сфере традиционного производства.

На том же форуме была представлена первая концепция культурного бизнес-инкубатора, призванного способствовать развитию творческих индустрий через создание общей  социокультурной среды, то есть того, что Майкл Портер называет «цепочкой ценностей». Этот факт позволяет говорить о концепции инкубатора как об элементе креативного кластера. Но на тот момент этот термин ещё не употреблялся.

По словам госпожи Ившиной, впервые термин «креативный кластер» как описание программы дальнейших действий прозвучал в ноябре прошлого года во время встречи с представителями творческих индустрий на открытии культурного бизнес-инкубатора «Квартал».

На доведение идеи «Квартала» от стадии обсуждения до реализации потребовалось около года. На втором международном Культурном форуме в 2012 году был представлен уже окончательный проект культурного бизнес-инкубатора. Через два месяца в «Квартале» появились первые резиденты.

На втором Культурном форуме активно обсуждались также и темы создания в Ульяновске музея СССР и кинокластера. По обоим этим направлениям началась серьёзная работа.

Как отмечала госпожа Ившина, «паззл начал складываться». Проводился аудит имеющихся ресурсов – творческих индустрий, инфраструктурных объектов, проведены фокус-группы, созрело понимание структуры будущего кластера и его целей, были совершены ознакомительные поездки в страны Европы, проведены обсуждения с экспертами.

Несколько позже Татьяна Ившина в интервью ИА «Ульяновск-город новостей» обозначила и основную цель создания кластера как удержание и привлечение творческих людей в город. «Чем больше их в городе будет, тем будет креативнее среда, в которой мы живем, а, значит, город становится более инвестиционно привлекательным» – отмечала госпожа Ившина.

Но структуры и понимания того, что из себя будет представлять кластер, тогда не было. В качестве модели, по словам Ившиной, рассматривалась концепция «гонки за лидером». Подразумевалось, что на территории региона должны появиться предприятия-лидеры, которые станут образцом, на который можно равняться и поднимут статус кластера. В качестве двух основных потенциальных лидеров назывались музей СССР и киностудия.

Тогда мы честно пытались понять, что же реально планируется сделать, какие силы привлечь и в каком виде будет осуществляться проект (если это проект), но даже после целого ряда интервью со всеми возможными заинтересованными лицами понимания у нас не прибавилось. В голове остался лишь слоган «Кластер-это классно!», который активно использовался в презентациях. Но понимания того, что же такое в умах областных чиновников «креативный кластер», так и не пришло.

Молодежь хотят оставить креативом

Вторую попытку разобраться в вопросе мы предприняли по итогам совещания с губернатором 13 ноября. Основной вывод сделать все-таки удалось. Креативный кластер на сегодняшний день видится чиновникам как инфраструктурный проект, призванный создать условия для развития неких творческих бизнесов.

«Во главу угла будет поставлен бизнес» – утверждает нынешний директор фонда «Культурная столица» Ирина Астраханцева. Но какой именно бизнес, понимания до сих пор нет, ведь картирования (оценки) состояния «творческих индустрий» в регионе до сих пор проведено не было. На эту работу, по словам госпожи Астраханцевой, потребуется не менее полугода. Пока же была названа лишь оценочная цифра в 12500 человек, занятых в «творческих индустриях».

«Скажу честно – эта цифра была взята нами, фактически, с потолка» – утверждает руководитель бизнес-инкубатора «Квартал» Павел Андреев и добавляет, что оценка проводилась на основании налоговой отчетности по видам деятельности. Ирина Астраханцева уточняет, что видов деятельности, условно отнесенных при подсчете к «творческим индустриям», было выделено 18.

Очевидно, что эта оценка весьма приблизительная, но, отталкиваясь от нее, губернатор потребовал добиться того, чтобы за счет развития кластера количество занятых в индустрии увеличилось в разы.

Логика проста. Основная декларируемая цель развития кластера осталась неизменной – приостановить отток молодежи из региона, создав новые возможности для развития и, соответственно, дополнительные рабочие места.

2222222222

Положатся на мнение британских ученых

Впрочем, красивые цели не приближают к пониманию того, как должен формироваться кластер. «Концепции и стратегии сейчас нет» – утверждает господин Андреев и добавляет, что понимания того, как будет работать кластер, также нет. Решить стратегические и тактические задачи планируется с помощью привлеченных экспертов. Особые надежды представители фонда «Культурная столица» питают по отношению к эксперту британского совета Тому Флемингу (Tom Fleming), который руководит компанией по креативному консультированию и активно гастролирует по России с семинарами и лекциями.

В этом году господин Флеминг посетил Ульяновск в рамках Международного культурного форума. Именно там, по словам господина Андреева, с ним и была достигнута предварительная договоренность об экспертизе проекта регионального креативного кластера. «Его задача как эксперта – разработка стратегии и концепции кластера, картирование творческих индустрий» – поясняет наш собеседник. Планируется, что ответ от британского эксперта по поводу его возможного участия в проекте будет получен в ближайшее время.

6_7

Креативом будет управлять гос.компания

Параллельно планируется вести работы по разработке показателей, которые можно будет использовать для оценки эффективности работы кластера. По задумке чиновников, кластер должен активно заработать к 2016 году. Эта дата выбрана в качестве промежуточной для оценки результатов. «В штуках и граммах» – отмечает господин Андреев.

Управление кластером планируется возложить на специально созданную управляющую организацию. Ориентировочно (по предложению губернатора) выбран и её формат – акционерное общество со 100% государственным капиталом. По словам представителей Фонда, это связано с тем, что ОАО будет проще работать с недвижимостью, чем Фонду. Как отмечает госпожа Астраханцева, выбор управляющей организации пока находится на стадии обсуждения и вполне может оказаться так, что таковая будет не одна.

Отметим, что согласно концепции, предложенной Фондом, в качестве управляющей организации рассматривался «Квартал», который обозначен в презентации как «центр самоидентификации».

Впрочем, географически этот центр рассматривается шире. В качестве рабочего варианта рассматривается проект центра самоидентификации в рамках «Симбирского квартала» – части застройки в границах улиц Ленина и Льва Толстого, который призван стать центром притяжения для творческих индустрий.

Но, фактически, одной из основных задач креативного кластера должна стать конкретная инфраструктурная поддержка творческих бизнесов, а не разработка разнообразных концепций центров притяжения. Речь идет о поиске и передаче творческим бизнесам на льготных условиях определенной недвижимости. По сути, подобная концепция во многом повторяет концепцию уже запущенного «Квартала», который уже работает и, по мнению чиновников, является структурным центром будущего кластера.

Именно из-за необходимости работы с недвижимостью губернатор и предложил оформить управляющую организацию создаваемого кластера в формате акционерного общества. Иначе процесс передачи и оформления недвижимости может затянуться, что отлично иллюстрирует здание на улице Ленина 78, где сейчас располагается «Квартал». Здание до сих пор не оформлено в собственность Фонда, несмотря на то, что с момента создания инкубатора прошел ровно год.

1111111

Творчество на Моторном заводе

Тема «творческих площадей» вызвала оживленный интерес представителей творческого бизнеса. По словам Ирины Астраханцевой, в настоящий момент для размещения объектов культурного кластера рассматривается несколько вариантов – здания Моторного завода, завод «Искра», здания завода «Сигнал» у 5-ой проходной Авиастара, «свечка» на проспекте Созидателей и т.д.  Предполагается, что площади будут предоставляться для представителей креативных бизнесов на льготных условиях.

На этом поддержка не ограничится. В планах также проработка механизмов субсидирования творческих бизнесов, различного типа тренинги и совместное обучение, выстраивание механизмов взаимодействия с учреждениями культуры и т.д. Но все это пока не более чем задумки. Окончательная концепция должна появиться позже, после экспертной работы и проработки деталей.

Ульяновск – мировой креативный регион

В презентации среди основных преимуществ кластера для региона отмечается «установление бренда «Ульяновск – мировой креативный регион». Во сколько же обойдется областному бюджету такой статус области?

Ответа на этот вопрос пока нет. Озвученные на совещании 13 ноября перед губернатором цифры по признанию представителей Фонда являются «крайне оценочными» и не указывают даже на порядок потенциальных затрат. Планируется, что разговор о реальных деньгах пойдет 28 ноября на очередной встрече с губернатором.

К этому моменту планируется подготовить реестр недвижимости, которую можно будет использовать для размещения объектов кластера, реестр спроса и потребностей креативных индустрий (фактически речь идет о потребностях потенциальных участников в площадях), а также смету на сопровождение работы кластера. Исходя из этих данных и планируется оценить объем необходимого финансирования из бюджета.

Пока, по-видимому, речь идет лишь об областном бюджете. Как отмечала в начале лета в разговоре с нашим корреспондентом госпожа Ившина, в настоящий момент никаких дополнительных федеральных средств для создания из Ульяновска (если судить по бренду) мирового креативного региона привлекать не планируется. Основной расчет делается на работу с существующими источниками финансирования, включая и программы по развитию малого и среднего бизнеса.

Как отметил нам источник, близкий к федеральному министерству культуры, регион сможет рассчитывать на участие в разрабатываемой федеральной целевой программе в 2016 году. «Область работает на опережение» – отметил наш собеседник, но отказался уточнить о какой именно целевой программе идет речь – «это закрытая информация».

Впрочем, далеко не все потенциальные участники создаваемого кластера оценивают его перспективы позитивно. «Это – внедрение, а с реальным бизнесом и творчеством такое не совместимо» – отмечает директор рекламного агентства Алексей. С ним соглашается и известный в городе фотограф Юрий, который отмечает, что развивать бизнес административными мерами не получится, а закончиться все может «как всегда тем, что на выделенных площадях бесплатно разместятся «свои люди».

Более позитивно настроен лидер УРОО «Городская среда» Александр Яшин, который попал в список наблюдательного совета креативного кластера. «Вещь здравая, если подходить правильно» – отмечает господин Яшин. Примерно таких же осторожных оценок придерживаются и многие другие опрошенные нами представители творческих индустрий. По мнению большинства опрошенных, о перспективах задумки говорить сейчас вообще нельзя. «Как можно рассуждать о том, чего нет, и никто не понимает, что это будет» – резюмирует директор свадебного агентства Наталья.

Иллюстрации предоставлены Фондом “Культурная столица”