На прошедшем 18 ноября заседании облправительства губернатор Сергей Морозов сообщил о планах по созданию у нас Поволжского центра культуры, досуга и шоппинга. Таким образом, досуг, культура и потребление в повседневной жизни населения культурной столицы сплотятся еще сильнее. Власти говорят о доходах и новых рабочих местах, но нам хочется затронуть другую серьезную проблему, актуальную для Ульяновска. Речь идет о детях, жизнь которых уже с малых лет проходит в торговых центрах, так как других площадок в городском пространстве для них практически нет. У каждого дома в шаговой доступности есть торговые центры, парков же и других зеленых зон, безопасных и интересных для детей, у нас нет. Власти удобно спихнуть эти проблемы на бизнес, просто раздавая разрешения на строительство очередного ТЦ, многие родители, за неимением альтернатив, ведут детей в торговые центры, и их детство проходит в центре потребления. Итог один: вырастают новые потребители, которые готовы потреблять все больше и больше.

Дети пошли бы в парк, если бы он был

Мы уже писали о том, как Ульяновск накрывает волной потребления. Торговые центры все больше становятся площадкой досуга ульяновцев всех возрастов, а в последние годы в эту потребительскую лямку втянули и детей. Конечно, многие дети посещают кружки, школы искусств, познавательные и игровые программы в детских центрах музеев, у нас есть Дендропарк, а в области – красивейшая природа. Но досуг, особенно маленьких детей и их родителей, все больше сосредотачивается именно в торговых центрах.

Можно было бы сказать, что мы сгущаем краски. Но через подобное проходит весь мир, а мы опять наступаем на чужие грабли. Так, в Стамбуле было проведено исследование способности городских детей наблюдать, чувствовать, вдыхать, интересоваться и устанавливать контакт с природой. Оказалось, что свободное время дети, прежде всего, посвящают посещению торговых центров и просмотру телевизора. Исследование также показало, что дети испытывают наибольшее счастье в парке и больше всего хотят, чтобы у них был сад в школе. 73 процента детей, которые живут в доме с садом или имеют возможность посещать расположенный рядом парк, играют в парке, а 53 процента из них не бывают в торговых центрах. 79 процентов детей, проживающих рядом с парком, не посещают торговые центры. 57 процентов детей, не обладающих возможностью бывать в саду или парке рядом с домом, не играют в парке, 40 процентов вовсе не совершают прогулки на природе.

Таким образом, исследователи показали: когда детям предлагается выбор – пойти в парк или торговый центр, ребенок выберет парк. У нас же такой альтернативы практически нет. Результат мы видим в переполненных детских площадках в торговых центрах.

Что уже много лет не получается у властей на Венце, у популярных торговых центров получилось за полгода

CIMG4304Достаточно взглянуть, что все больше детских площадок в Ульяновске появляется именно в торговых центрах, причем не самых плохих. Они чистые, интересные и …не бесплатные в большинстве своем. В одном из торговых центров одного из спальных районов открылась небольшая площадка, где всегда аншлаг. Детей настолько много, что возникает только один вопрос: неужели это единственное место, где ребенок может провести время интересно? Причем оно также не бесплатное. Но родители ведут детей именно сюда, не имея никакой альтернативы.

Торговый центр – безопасность и долгожданные потребительские удовольствия

Конечно, выбор родителей понятен: в городе попросту нет безопасных и подходящих для детей чистых парков, открытых пространств, безопасных аттракционов, доступных каждому. Таковы приоритеты нашей градостроительной политики, итогом которой стало то, что торговый центр всегда находится рядом с домом, а вот до парка (хотя бы такого, какой есть) еще нужно добраться. Каждый день на маршрутке с ребенком туда не поедешь, а вот забежать в соседний ТЦ – запросто. Там ребенок может и перекусить (опять же не самую полезную еду), и поиграть, это можно совместить с покупками, встречей с друзьями и пропуском банки-двух пивка. Все отлично: и ребенок при деле, и родителям хорошо.

Но вот что делать с кругозором ребенка, его связью с миром природы – непонятно. Складывается ситуация, что у нас в городе ребенку элементарно негде покормить уток на пруду в соседнем парке, что есть практически в любом городе той же Европы, к которой столица мира так усердно стремится, или в той же Москве. Например, в Вене или в Барселоне можно спокойно зайти в парк, где есть водоем, посидеть на берегу или набережной, показать ребенку чаек, уток и даже лебедей (у нас бы их давно повылавливали), чтобы он посмотрел на них именно в природе, а не за забором заезжего зоопарка с измученными зверями, опять же рядом с очередным торговым центром.

CIMG5721

CIMG0107

CIMG9439

CIMG1137

Наступаем на чужие грабли

Конечно, такая ситуация не только в Ульяновске. Да и та же Европа через это прошла. В Санкт-Петербурге в 2011 году было проведено крупное исследование*, показавшее, что торговые центры постепенно стали выполнять функцию городского пространства.

Европа и Америка также проходят через эти проблемы. Например, по данным книги «Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру»**, еще в 1986 году Америка насчитывала больше высших учебных заведений, чем торговых центров. Но уже спустя 15 лет число торговых центров стало более чем вдвое превышать число высших учебных заведений. Ничего не напоминает? Майкл Якобсон, основатель Центра изучения коммерциализации в Вашингтоне, говорит о том, что торговые центры становятся центрами притяжения, и дети, так же, как и взрослые, рассматривают торговые центры как место, естественным образом предназначенное для того, чтобы чем-то заполнить скучную жизнь.

Теперь и наша страна, а вместе с ней и Ульяновск, идет по этому пути

По данным портала informing.ru, Россия стала лидером по количеству построенных торговых центров в Европе. Если учитывать все новые площади, то общий объем торговых центров в стране составляет более 16 миллионов квадратных метров. Больше только в Турции и в Великобритании.

CIMG4299Да, конечно, есть и другие цифры. К примеру, по соотношению торговых площадей и числа жителей РФ, страна находится только на 28 месте среди стран Европы. На 1000 человек приходится чуть более ста квадратных метров. По этому показателю лидирует Норвегия – на 1000 человек приходится более 630 квадратных метров. Второе место занимает маленький Люксембург – более 530 квадратных метров.

Но дело в том, что в Европе много альтернативных видов досуга, и торговый центр, являясь местом притяжения жителей, не является единственным вариантом. Речь идет о наличии, к примеру, парков, причем благоустроенных парков с инфраструктурой, где действительно можно провести время всей семьей, а не просто посидеть на скамейке в компании с гопниками и бутылками. Кроме парков, создаются и просто бесплатные огороженные детские площадки со специальными покрытиями и оснащением. Хорошо, что у нас тоже стали появляться хотя бы чистые детские площадки, как, например, вот эта:

CIMG0799

Исследование 2012 года, проведенное в Москве показало, что предпочтения в проведении досуга москвичей мало связаны с посещением учреждений культуры, находящихся в ведомстве департамента культуры. Тут и берут свое коммерсанты, предлагающие массу альтернатив в виде кафе, торговых центров и т.д. Кроме того, культурная жизнь сосредоточена исключительно в центре города. А вот в пределах района культурной среды, создаваемой именно муниципалитетом для всех групп населения, практически нет.

Интересно, что даже Москва по качеству культурной среды уступает Европе, хотя по интенсивности культурных потребностей населения Москва от европейских столиц не отличается. Москва находится на 70 месте по рейтингу пригодности городской среды для жизни (livability) городской среды из 140 культурных центров мира, уступая всем крупным городам Западной и Центральной Европы. Но ситуация постепенно меняется: например, в самом центре Москвы, у Кремля, на месте снесенной гостиницы “Россия” разбивают парк, а не строят очередной отель или торговый центр.

Досуг ульяновцев постепенно переместился в торговые центры, а общественные городские площадки не способны с ними конкурировать

С детства ребенок привыкает играть, есть и покупать в одном месте – и это место торговые центры, а не городские общественные пространства, парки с аттракционами, благоустроенные дворы и т.д. Уже сейчас можно наблюдать, как ульяновцы, приходя с детьми в фастфуд, берут не только еду, но и обязательно в придачу игрушку. Таким образом, у детей прочно ассоциируется связь «еда-подарок-развлечение-торговый центр».

Родители с детьми попадаются на удочки маркетологов

Там, где дети – там и взрослые. А родитель, как известно, готов потратить на ребенка любые деньги. А раз здесь можно купить что-то и себе, потратит и на себя. Но торговый центр получает прибыль в любом случае. Даже если родитель не купит себе, ребенка без ничего он все равно не оставит. Кстати, неслучайно все больше торговых центров начали себя позиционировать именно как семейные. Торговые центры привлекают людей с высокой покупательской активностью, а неимение альтернативы или времени на организацию досуга своего ребенка, родители, естественно, выберут семейный торговый центр, где и самим можно отдохнуть и пошоппиться, пока ребенок играет, и ребенку купить все необходимое в одном месте, и вроде как сам ребенок при деле. Все довольны.

Можно, конечно, обходить их стороной

Но возникает вопрос: а куда пойти с ребенком, если поблизости нет парка. Тем более детского, да еще с аттракционами. Да еще чистого, да без асоциальных элементов в виде курящих гопников с пивом, да еще с безопасными аттракционами. Или другая ситуация – при многочисленных кафешках можно увидеть батуты, небольшие детские площадки – вот, собственно, и весь досуг детей на окраинах. Яркая детская площадка в светящихся огнях торгового центра будет манить ребенка всегда. Муниципалитет этим не озабочен, властям проще дать разрешение на очередной торговый центр, и бизнес-то уже решит за муниципалитет все проблемы.

Мы уж не говорим о современной городской среде, где каждой группе населения найдется интересный досуг именно на городских, бесплатных площадках.

Даже по выходным на окраинах города нет площадок, где происходит что-то интересное, не инициированное торговыми центрами, где было бы много людей.

У нас таким «человеком-оркестром» стал торговый центр. То есть город, можно сказать, вообще не вкладывается в воспитание поколения детей, не связывающих свой досуг с торговыми центрами. Они подрастут с уже сформированной моделью поведения и станут новыми потребителями: сначала будут просить все больше денег у родителей (а к тому времени мы уже станем столицей шоппинга), а когда начнут зарабатывать, поведут туда своих детей.

Между тем, места, куда людей уже притянули торговые центры, имеют потенциал для создания там небольших парков. Например, у гипермаркета в новом городе, расположенного на пересечении проспектов Сурова и Ленинского Комсомола, летом открываются сомнительные кафе, остальную часть года там пустырь, где много мусора и стаи собак. Изредка сюда приезжает цирк или зоопарк, которые становятся настоящим событием, так как пойти в этом микрорайоне с детьми абсолютно некуда. Когда-то здесь был парк с колесом обозрения, почему бы вместо того, чтобы плодить антисанитарию, здесь не благоустроить более-менее приличный парк?

CIMG2275

То, что потребность в познавательном досуге у многих родителей и детей в Ульяновске есть, доказывает и популярность детских программ в одном из музеев города, которые уже даже не рекламируют, так как ресурсов у них самих уже не хватает. И стоят они абсолютно недорого.

Какой же итог?

Создание городской среды, удобной для жизни, не может приносить прибыль всем, но это не должно быть целью. Вот в этом вся загвоздка. Одно дело – дать разрешение на строительство очередного торгового центра, загнать туда людей, забив их досуг шоппингом, и, таким образом, снять с себя заботы и по созданию нормальных парков и скверов, и по благоустройству прилегающих территорий, другое – вложить деньги и делать все самим.

Но разве воспитание, улучшение здоровья подрастающего поколения и их единение с природой – не главная прибыль, которую может получить власть от вложения средств в эту сферу? Например, в Барселоне, власти организовали удобный общественный велопрокат по смешным даже для нас ценам (чуть больше 40 евро в год), хотя для города он убыточен. В итоге за 7 лет количество велосипедистов выросло более, чем в 2 раза. Вопрос досуга при таком подходе у городских жителей отпадает сам собой. Вспомните, сколько стоит прокат у нас на площади Ленина? 200 рублей в час! Таких цен нет даже в Европах, где нет и таких зарплат, как у нас.

И так во всем остальном: бесплатных или недорогих вариантов досуга для детей очень мало, и эту нишу заполнили детские зоны в торговых центрах. Только вот цель у них – собственная прибыль и воспитание нового поколения, которое придет сюда потреблять уже со своими детьми.

* «Здесь как музей»: торговый центр как общественное пространство». Желнина Анна, 2011. Журнал социальных исследований Laboratorium

** Дэвид Ванн, Томас X. Нэйлор, Джон Де Грааф), 2010 год, США

Юлия Узрютова. Фото из архива Улграда