Супруги Кристина Крапоткина и Владимир Борисов стали первыми ульяновцами, прошедшими чисто спортивный маршрут по Гималаям. Осенью они провели целый месяц в Непале, из которых 25 дней – непосредственно в горах. В Гималаях находятся легендарные вершины, в том числе высочайшая точка мира Эверест. «Могу без лишней скромности сказать, что это первый чисто спортивный маршрут по Гималаям, совершённый ульяновцами, – рассказывает Кристина. – Мы шли без гидов, портеров (носильщиков) по заранее намеченному маршруту, соответствующему второй категории сложности». Побывали ульяновцы и в столице Непала Катманду. Владимир и Кристина рассказали Улграду о своих впечатлениях от этого шумного и интересного города, обычаях и традициях данных мест, а также о самих Гималаях, сложном быте горного туриста и ярких эмоциях, которые перекрывают все трудности. А также – поделились отрывками из дневника

Khumbu_Sagarmatha_National_Park_фактический маршрут 16_10_13 - 10_11_13

(фото кликабельно)

Кристина работает программистом в УлГТУ, пишет статьи для различных Интернет-ресурсов. А ее муж, Борисов Владимир, – менеджер по продажам. Впервые Кристина пошла в горы всего пять лет назад, хотя занимается горным туризмом с 2005 года: она начала ходить в походы еще в лицее, со своим преподавателем математики – Натальей Корниловой, вырастившей не одно поколение туристов нашей области. Муж Володя – в горном туризме шесть лет, а началось все со знакомства с ульяновским руководителем многочисленных горных и пешеходных походов Стасом Кушманцевым.

1

Буддистская ступа в горах

Сегодня Владимир и Кристина не пропускают ни одного сезона

Они уже были в различных районах Кавказа, на Алтае, в Крыму (в одном из Крымских походов, кстати, тоже были только вдвоём – проехали на велосипедах). В прошлом году зашли на обе вершины горы Казбек (5034 м) под руководством Александра Борисова, младшего брата Владимира. Новый поход – спортивный маршрут в Гималаях – согласовывался с ульяновской маршрутно-квалификационной комиссией. Также оформлялась маршрутная книжка, где по дням расписаны график движения, ключевые точки и препятствия на пути, карты с намеченной ниткой маршрута.

(на фото: караван гружёных яков)

5– Так что всё было серьёзно, – говорит Кристина. – Вообще, перед каждым официальным походом проделывается огромная работа. А после прохождения пишется и защищается отчёт. И уже на основании этого проводятся Чемпионаты: отчёты отправляются в судейскую коллегию, по итогам присваивают разряды. В нашем виде спорта разряды присваиваются ещё и за дистанции.

– Как пришла идея отправиться именно в Гималаи?

– Гималаи – это своеобразная Мекка для любого человека, любящего горы. Именно там находятся легендарные вершины, в том числе и Эверест. Естественно, мы оба мечтали туда попасть. В своём путешествии мы решили охватить обширную зону национального парка Сагарматха. Прошли к Эвересту путём первых экспедиций, направляющихся к этой горе в прошлом столетии. Мы зашли на вершину Кала Патар, посетили озёра Гокио, прошли так называемые «Три перевала» (коммерческие группы ходят этот отрезок как самостоятельный трек повышенной трудности). По долине, ведущей в Тибет, спустились обратно – в посёлок Лукла, откуда улетели в Катманду – начальную и финальную точку нашего похода. Кстати, Лукла запомнилась своей взлётной полосой, расположенной между скалой и пропастью.

9

На фоне Эвереста

Авиабилеты – основные затраты на путешествие в азиатские страны, на месте цены очень низкие на всё: на еду, проживание, перемещение внутри страны

– Но сейчас многие авиакомпании проводят акции: снижают стоимость на различные направления, – продолжает рассказ Кристина. – Например, мы в мае купили билеты на октябрь из Москвы в Катманду и обратно за 30% от их первоначальной цены. Стоимость снаряжения обычно варьируется в диапазоне «до бесконечности». Мы данным видом спорта занимаемся давно, и снаряжение появлялось постепенно. Всё взять и купить сразу – очень дорого. На всё путешествие у нас ушло около 3 тысяч долларов на двоих (перелёт, мелочи по снаряжению, питание и проживание в Непале). Спонсоров у нас нет, приходится просто много работать.

Поход полностью организовали сами

Кристина и Владимир готовились к походу в течение года: собирали информацию про маршрут, специфику страны и района путешествия, характер препятствий, особенности оформления документов и т.д. Ну, и, естественно, активно зарабатывали деньги.

– Если вы идёте в коммерческий поход по Гималаям, то за вас всё делает представитель компании, через которую вы едете. Мы совершали полностью самостоятельное путешествие, так что всё делали сами: оформляли разрешения, искали способы купить билеты при перемещениях внутри страны (для иностранцев в Непале это небольшая, но всё-таки проблема).

До Катманду из Москвы летели с пересадкой в Стамбуле. А из Катманду до начала маршрута добирались на местном автобусе с непальцами 9 часов

4– Непал живёт, в основном, за счёт туризма, так что туристическая инфраструктура в горах развита. У нас в стране такого и в помине нет: вы можете нанять гида, носильщика, в каждом посёлке имеются гостевые дома – лоджи. Например, иностранцы с палатками на треке почти не ходят – все ночуют в таких домах, можно поесть. И всё это по смешным ценам. Но мы шли спортивный поход, так что лоджами почти не пользовались.

По прилёте застал муссон: в этом году он закончился позднее, и первые 6 дней тропический дождь шёл стеной

– Причём дождь начинался строго в два часа дня и шёл до наступления темноты. Поэтому первую часть маршрута всё было мокрое, включая нас и наши вещи. Даже с пиявками познакомились. В высокогорье обычная для этой зоны погода: когда солнце – жарко, когда его нет – мороз. Когда улетали домой, в Катманду было +25.

– На какой высоте вы были?

– Максимальная высота – 5634 метра. До этого так высоко не забирались. Неделю ночевали на высотах больше 5000 метров. (фото: неподалёку от посёлка Лабуче. Недалеко Эверест)

– Какие отличия Гималаев от других гор сразу бросились в глаза?

– Всё огромное! Кавказ и Алтай по сравнению с Гималаями – крошечные. Первую неделю мы шли вверх-вниз. Причём если вверх, то на 1000-1200 метров. И это по вертикали! Если вниз, то бесконечные серпантины до боли в коленях. Встречались интересные особенности рельефа: например, ледники очень сильно отличаются от наших.

8

На фоне горы Ама Даблам

– Что было самым сложным или даже страшным?

В этом году в Гималаях ну очень снежно. Идём с перевала к леднику Кхумбу– Когда не могли улететь из Луклы в конце маршрута (улетели только со второй попытки – наш первый рейс отменили), а билеты домой уже буквально горели. На маршруте же яркие впечатления затмевали все трудности.

«Надо отметить хорошее самочувствие: голова не болит, не тошнит, жрать хочется»

В походе Кристина и Владимир вели дневники. Кристина поделилась цитатой из дневника, о том, как на пути оказался многокилометровый ледник Кхумбу, стекающий с Эвереста. Его пересекали поперек – километр шли в течение трех часов, но в итоге заночевали прямо на гигантском леднике. Чтобы читателям было понятно, Кристина сразу дает пояснения: мульда – это яма во льду, часто наполненная водой; турик – пирамидка из камней, которую ставят рядом с тропой для указания дороги.

«Ледник Кхумбу – это хитрое переплетение камней, льда, мульд и озёр. При этом на ледник нужно подниматься. Из-за снега тропу не видно. Пробовали ориентироваться по редким турикам, но проваливались в снег по пояс. Приплыли облака, видимость пропала совсем. В сумеречном свете перебрались по тонкой перемычке через ледниковое озеро. Стремительно темнело. Ещё немного прошли с фонариками и решили вставать на ночёвку: стало опасно скакать по камням. Снова спали на снегу, топили воду и пытались высушить хоть немного спальник. Высота 4969 м. Надо отметить хорошее самочувствие группы: голова не болит, не тошнит, жрать хочется».

Отсекая излишества

3

– Снаряжение у нас было стандартное, горное: палатка, спальник, кошки, страховочные системы, верёвка, пуховые куртки, тёплые вещи из флиса, аптечка, посуда, горелка и газ, – рассказывают Кристина и Владимир. – Вообще, всё перечислять можно долго: когда ты готовишься к автономной жизни в горах, брать приходится многое, до нитки с иголкой. И нужно ещё учитывать, что всю эту кучу вещей нести тебе самому на спине, поэтому отсекаются все излишества.

Из специфического покупали только таблетки для очистки воды

– До начала маршрута, ещё дома, мы составляем раскладку по продуктам. Сколько и что берём на каждый день. Из дома брали крупы, сушёное мясо, копчёную колбасу, орехи, энергетические батончики: то, что не купишь в Непале. Самое неудобное в плане быта – это когда приходится топить снег в высокогорье, чтобы получить воду: уходит много сил, времени и газа. О ванной в походе вообще можно забыть до спуска в цивилизацию. Моешься в ледяных реках. Что касается лекарств, то набор был стандартный: антибиотики, лекарства от боли в горле, от кашля, от проблем кишечно-желудочного тракта, перевязочные материалы. Из специфического покупали только таблетки для очистки воды – в наши горы мы такое не берём, у нас вода чистая.

«Первое впечатление от Катманду: грязно, пыльно, шумно»

– Мы прилетели в столицу Непала – Катманду. Здесь много скутеров, велосипедов, мотоциклов. Нет дорожных знаков, левостороннее движение. Все ездят и бибикают. В общем, ужас, но аварий нет! Антисанитария жуткая. Планировки в городе вообще нет: такое ощущение, что дома строят так, как захотят владельцы – разноцветные этажи, надстройки. В Катманду стоит несколько огромных ступ: Боднатх, Сваямбунатх – очень красивые места. В Боднатхе свободно живут обезьяны, которые даже украли у меня печенье.

6

Ступа Боднатх в Катманду

Но есть в Катманду туристический район – Тамель

– Вот там здорово: можно встретить представителей практически любой страны мира. Общались мы только на английском языке, на котором разговаривают все таксисты, торговцы, гиды и вообще все непальцы, работающие в сфере туризма.

В Непале обязательно нужно попробовать мо-мо

– Еда там очень простая, но вкусная! Много риса, рисовой лапши – нудлз. В Непале обязательно нужно попробовать местные пельмени с разными начинками, мо-мо, а также далбат – своеобразный сет, состоящий из варёного риса, овощного или мясного кари, острой редьки, одного или двух салатов, чечевичного супа в отдельной мисочке. Все очень вкусно и сытно.

7

Катманду

– А как люди живут в горах и чем они занимаются?

– До определённой высоты население занимается сельским хозяйством и животноводством. В высокогорье – только туризм: лоджи, ресторанчики. Горная народность – шерпы – работают гидами и носильщиками.

В Непале распространён буддизм, особенно в горной части

– В горах много ступ – религиозных сооружений. На цветных флажках непальцы пишут молитвы и изображают Будду. Затем эти флажки и белые шарфы развешивают в священных местах, на перевалах, мостах. Ветер развевает флаги и «уносит» молитвы в небо. Красиво!

Неотъемлемые атрибуты Непала Гималайские гиганты и буддистские флажки

Неотъемлемые атрибуты Непала: Гималайские гиганты и буддистские флажки

Ульяновск идентифицировали по Ленину

– Русских мы почти не встречали, общались только с иностранцами, многие из которых из российских городов знают только Москву. Несколько человек знали, кто такой Ленин – так и идентифицировали наш город: место, где он родился.

2

С золотистыми буддистскими барабанами – «мани»

Наедине с Гималаями

Хотя в Гималаях Кристину и Владимира, как они говорят, впечатлило «всё!!!», им больше всего запомнились вершины Эверест и Ама Даблам.

– Это второй маршрут таким вот чисто семейным составом, – говорит Кристина. – Первый раз мы были в велопоходе в Крыму. Часто выбираемся за город вдвоём: на велосипедах, на лыжах. По сравнению с групповыми походами есть свои плюсы и минусы. Из плюсов можно отметить манёвренность: быстрее принимаются решения, потому что мы мыслим в одном ключе, всё-таки семья. Из минусов: больше рисков, больше сложностей. Например, в этом году в Гималаях очень много снега, иногда мы уходили по пояс в сугроб. А по этому снегу нужно идти – «тропить». Одно дело, когда это делает целая команда по очереди, а совсем другое, когда один мой муж. Меня Вова тропить не пускал, всё-таки девушка.

Кстати, Владимир поддерживает свою жену в этом увлечении

– Мало того, мы и познакомились в горах, на Алтае, – рассказывает он. – Я тогда зашёл на гору Белуха, а Кристина прошла свой первый горный поход. В горах всё происходит ярче, потому что понимаешь, что всё зависит от тебя – порой даже жизнь жены. Иногда приходится повышать голос, за что очень стыдно впоследствии. А походы вдвоём с женой – лучшая семейная терапия: такие яркие эмоции сближают. В нашей семье уж точно не возникают разногласия по поводу способа и места проведения праздников и отпусков.

«Фотографии красивые, но вы больные))»

99

Эверест

На Гималаях Кристина и Владимир, естественно, не останавливаются. На Новый год они готовят лыжный поход по Южному Уралу. На майские праздники хотят отправиться в Турцию, в поход по Ликийской тропе. Также планируют прокатиться по Норвегии на велосипедах.

– Как родные и друзья относятся к вашему увлечению?

– Первый раз я собралась в горы в 2006 году, мне тогда было 17 лет, рассказывает Кристина. – Так вот: родители меня просто не пустили туда. Вообще, поначалу они плохо относились к моему увлечению. Потом поняли, что это всерьёз и надолго, смирились. Сейчас гордятся и знакомым своим рассказывают, где их дочь побывала. В Ульяновске в настоящее время не больше десяти девушек регулярно ходят в горы. А большинство моих друзей также занимаются туризмом, так что мы с ними «на одной волне», как говорится. Те, кто не туристы или альпинисты, восхищаются и говорят: «Фотографии красивые, но вы больные», – и улыбаются.

Юлия Узрютова. Фото предоставлены Владимиром и Кристиной