Обзор событий и прессы за 18-24 ноября
Неделя тихо прошелестела по информационному полю, оставляя, однако, после себя глубокие воронки. То ли мы оглохли от постоянного гула и не слышим, как вздымается земля из-под ног, то ли гениальные власти нашли наконец-то решение от всех проблем, купив золотое молчание сообщества. Не сгинуть бы нам в этой чарующей тишине. Среди полевых цветов. На братской могиле журналистики.

Кадры катастрофы
В начале прошлой недели все обсуждали авиакатастрофу в Казани. Журналист Сергей Титов был потрясён съёмкой падения «Боинга», сразу заявив о том, что здесь явно что-то не так. Самолёт вошёл в посадочную полосу почти вертикально, чего нельзя объяснить простым отказом техники. Известный писатель Александр Проханов объяснил странность катастрофы американским терактом: «Там чужая элементная база, чужие чипы с так называемыми закладками, если они там есть, позволяют дистанционно импульсом приводить в негодность эти системы. То есть можно было без употребления ракет и взрывчатки этот самолет уничтожить, то есть создать внутри него аварийную ситуацию». Многим ульяновцам идея Проханова пришлась по душе.

Меж тем первые объяснения были преимущественно связаны с возрастом и сомнительной предысторией машины. Блогер Сергей Красильников оперативно выяснил, что самолёты компании Utair, которая перевозит ульяновцев, в среднем ещё древнее, чем борты кампании «Татарстан». Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов своевременно озвучил предложение отказаться от подержанных зарубежных самолётов и пересесть на новые ульяновские ТУ-204СМ. Чуть ранее с инициативой запрета на подержанные иностранные воздушные суда выступили коммунисты в Госдуме.

Шокирующими стали результаты расшифровки «чёрного ящика», сохранившего параметры полёта. Оказалось, что техника работала нормально, а крутое пике стало последствием перехода управления самолётом от автопилота в ручной режим. Лётчик, впервые поведший самолёт на второй заход, по непонятным причинам направил машину к земле и до последнего не реагировал на падение.

Оказалось, что оба пилота в кабине были бывшими техническими сотрудниками, переучившимися на лётчиков уже в зрелом возрасте после того, как прошли массовые сокращения техников, обслуживавших отечественные машины. Явные причины катастрофы – последствия системного развала советской авиации и плюс субъективный фактор. На лётчиков теперь хотят повесить всех собак, но кто виноват в комплектовании экипажа без опытного пилота?

Всё может быть гораздо проще. От инсайдеров в компании «Татарстан» нам стало известно, что её пилоты штрафуются за уход на второй круг. Вероятно, есть также и предписание на экономию топлива, как в других компаниях. Это может объяснить, почему погибший «Боинг» заходил на полосу по малому кругу. Такой заход даёт вместе с экономией и большую вероятность ошибки курса, что и произошло на первом круге. Угроза «влететь» в многотысячный штраф могла стать причиной выхода пилота из психического равновесия, когда он взялся вручную посадить самолёт, но не смог совладать с ситуацией. Увы, речевой самописец оказался пуст, и мы не услышим последние слова пилотов, их интонацию, чтобы понять эмоциональное состояние. По нашим данным, переговоры с диспетчером велись на нецензурном наречии. Такие проблемы списать на развал СССР и неопытность пилотов нельзя.

«Росавиация» завершает внеплановую проверку авиакомпании «Татарстан». Если вскроются нарушения, регулятор может отозвать у перевозчика лицензию. Мы, конечно, не столь влиятельны, как государственное агентство, но, всё же, рекомендуем всем выбирать другие авиакомпании для своих путешествий. Кстати, в «Татарстане» есть штрафы и для пассажиров на случай возврата билета. Счастливого пути!

Заражение
Наши рассуждения о системных ошибках и заговоре молчания вокруг них очень быстро обрели предмет уже в пределах Ульяновской области. В городе Инза с 17 ноября стала распространяться опасная инфекция. Спустя неделю заражение охватило более двухсот человек. Особенно страдают дети. Чтобы избежать трагических последствий их приходится эвакуировать в Ульяновск. Причина трагедии понятна – изношенность водопровода. Как пишут остряки, процент износа водоводов ещё выше, чем процент голосов за «Единую Россию» в Карсунском районе.

Сводки из Инзы при наличии воображения могут принять форму начальных кадров из фильма ужасов, но, как все уже заметили, это совершенно не трогает наши СМИ и наших политиков, как будто на самом деле мы имеем дело с совершенно штатной ситуацией. Где развёртывание на месте оперативного штаба во главе с губернатором? Почему министр здравоохранения Валентина Караулова не пиарится на фоне взмывающих в небо машин санитарной авиации? Почему вообще ситуацией командуют медики, которые только и могут посоветовать мыть руки перед едой? А если это вторжение инопланетной формы жизни в городе, который является стратегическим транспортным узлом, в том числе и для наших стратегических ракетно-ядерных сил? Только это может объяснить операцию по информационному прикрытию инфекционной угрозы.

Где губернатор? Объезжает дороги, поздравляет матерей, общается с «программерами» и журналистами. Что у нас в местных новостях? Сельское хозяйство, новые технологии кормления бурёнок, миллионный урожай зерна. Все счастливы.

Лишь федеральная пресса и чиновники смогли прорвать информационную блокаду Инзы. До того сами жители города узнавали о происходящем из интернета. Даже сейчас, по словам блогера Владимира Воронина, «на окраине Инзы, где нет Пазухинского водопровода, о ЧП почти никто не слышал».

На сегодня мы имеем обращение к губернатору детского уполномоченного при президенте Павла Астахова, расследование СК РФ, уголовное дело, проверку водопровода. О ситуации рассказали по Первому каналу, в «Вестях» и на «Дожде». И только журналист Вика Чернышева задалась справедливым вопросом, выразив его в виде факта: «Количество заболевших в Инзе растет – на 15.00 к врачам обратились уже 252 человека. Утром было 224. И никаких увольнений, все тихо…». Блогер Борис Егоров ещё 21 числа предсказывал отставку главы Инзенского района. Давал губернатору неделю на размышление. Пока никто не пострадал. Ждём понедельника. Пьём водку вместо воды. Откуда ждать угроз дальше: воздух, вода, земля, огонь?

Рейтинг управляемости
Агентство политических и экономических коммуникаций и лаборатория региональных политических исследований Высшей Школы Экономики представили рейтинг эффективности управления в регионах в 2013 году. Ульяновская область заняла в интегральном рейтинге 48 место, при этом ранг по политико-управленческому блоку составил 57-62, по социальному – 45-51, а по финансово-экономическому – 34-35.

Комментаторы, было, усомнились в праве рейтинга быть объективным, когда узнали, что нашу область среди оценивающих экспертов представляли Нина Дергунова и Антон Хащенко, но, на наш взгляд, методика составления чарта и позиции в нём нашего региона вполне адекватные. Учитывались данные официальной статистики и мнения 80 экспертов, так что вторая половина списка – это та самая настоящая реальность «бегущего впереди паровоза» региона. Скажем больше: на наших относительно высоких позициях по экономическому блоку сказался созданный для Ульяновской области имидж экономически привлекательной территории, а на низких управленческих оценках – экстравагантный имидж губернатора.

Что самое важное в этом исследовании? Экономика, которая по большому счёту не зависит от региональной власти, идёт вперёд относительно всего региона, а вот «социалка», на которую направлен бюджет, и госуправление, которым занимается непосредственно областная администрация, отстают. Особенно – политико-управленческий блок. Как бы не пыжились чиновники, каких бы консультантов не приглашали, но управлять так и не научились.

За примерами далеко ходить не надо. Уже которую неделю Константин Долинин принимает поздравления с новым назначением. Каждую неделю – с новым. Сначала его бросили на открытое правительство. Теперь официально объявлено, что он станет «главным экологом» области, заняв должность в министерстве Александра Чепухина. Ну, подумаешь, бурная карьера, – чего ж тут плохого?! Поздравляем! Но, оказывается, что Долинин занял место, от которого отказался Дмитрий Фёдоров, ставший недавно помощником губернатора с неясными полномочиями. Будет смешно, если слухи, появившиеся в блоге Игоря Корнилова, о том, что Фёдоров займётся открытым правительством, подтвердятся. Так и получается, что сапожник и пекарь поменялись ролями.

В чём хитрость управленческого решения, мы гадать не берёмся. Как отметила у себя в блоге журналист Ольга Коваленкова, эти вопросы уже мало интересны широкой публике, так как перестановки в областном правительстве уже давно потеряли всякий смысл. Мастер литературного слова Михаил Павлов в «Фейсбуке» отметил, что колоду замусолили до того, что уже не найти желающих обновить её состав своим присутствием. В очередной раз воздержимся от разглашения информации о том, кто отказался от предложений войти в состав администрации. Отметим только слухи об уходе из мэрии Ульяновска Сергея Панчина. Официально факт не подтвердился, но выглядит как шантаж. Управленцы отказываются работать в бардаке, который творится сейчас в коридорах областной и городской власти.

Хорошо, что наши чиновники не управляют самолётами. Плохо – что управляют школами, больницами, коммуналкой и общественным транспортом.

Скованные одной цепью
Обратной стороной медали плохого управления является высокий уровень коррупции. В связи с осуждением одного из бывших морозовских министров Марины Шаипкиной, сестры убитого «серого кардинала» ульяновского правительства Александра Большакова, в сети появился коррупционный региональный дайджест.

Шаипкину приговорили к 3,5 годам лишения свободы условно и штрафом 350 тысяч рублей. Экс-министр строительства, обвиняемый во взяточничестве, Михаил Шканов находится под домашним арестом.

Реальным уголовным сроком и отсидкой может похвастать пока только доктор-ланцет Федор Прокин. Бывшему главе ульяновского минздрава в 2010 году дали восемь с половиной лет колонии за аферу при закупке медоборудования. Однако они быстро пролетели и теперь Прокин уже дома – отсидел меньше трети срока и вышел на свободу по инвалидности.

Министр Кублик «купил» дом за 315 рублей на берегу реликтового Белого озера, в курортной зоне Ульяновской области и отделался штрафом в 650 тысяч рублей с лишением права занимать должности государственной службы. Зато на госслужбе, как подмечено, его заменила жена.

Среди мало известных фактов в тексте Красильникова упоминается дом Юрия Чибисова, занимавшего должность руководителя аппарата горадминистрации при Александре Пинкове. Чибисов незаконно приобрёл муниципальную собственность – жилой дом в центре Ульяновска и земельный участок в аренду. Жилой дом обошелся чиновнику в 529,7 тысячи рублей, участок – в 1900 рублей в год. По решению суда Чибисов вернул собственность, купленную по заниженной цене. И продолжил работать в правительстве.

Упоминается в дайджесте и история с контрактом на 300 миллионов рублей по разработке 3Д-ГИС, за который «легким испугом и штрафом» отделалась замгубернатора Светлана Опёнышева.

Странно, что в дайжесте не вспомнили о министерстве Екатерины Убы, одна из структур которой была поймана на откатных закупках компьютеров. Недавно следственное управление передало в прокуратуру уголовное дело, возбужденное в отношении бывшего директора минобровского «Центра информационных технологий» Сергея Конзаева. Он заработал 5 млн. рублей на госзакупках в виде откатов и может получить до 15 лет.

Вывод из дайджеста не утешительный. Коррупционеры отделываются в Ульяновской области, да и по всей России, смешными сроками и штрафами, продолжают работать во власти и даже идут на повышение.
Разорвать звенья этой цепочки вознамерился на неделе глава национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. Поводом для внимания к Ульяновску стали торги по обеспечению питанием государственных учреждений здравоохранения. Якобы, критерии, предъявляемые областным минздравом, дают возможность пройти торги только одной коммерческой структуре. «Буквально в ближайшие дни я буду докладывать президенту Владимиру Путину о коррупционных процессах в регионах, мне пригодятся данные по этому ульяновскому делу», – заявил на днях Кабанов.

Приводные ремни гражданского общества
На неделе внимание к себе привлекли профсоюзы. Более значимый повод был немного раньше – профсоюзному движению Ульяновской области исполнилось 65 лет, прошли торжественные мероприятия и поздравления. О роли профсоюзов высказался губернатор, заявив на встрече с руководством Федерации отраслевых профсоюзов, что им «необходимо более активно вступать в диалог с работодателями, правительством и депутатами».

На прошедшей неделе повод вспомнить слова Морозова возник в связи с посещением депутатом ЗС Алексеем Куринным пятого пленума профсоюза работников здравоохранения. О беспардонном поведении депутата на собрании в своём твиттере написала Наталья Чередова, работающая в министерстве внутренней политики области. Мол, пришёл без приглашения, кричал невпопад, взял слово без разрешения, «с трудом удалось успокоить».

Никто бы не заметил ни пленума, ни доктора-дебошира, ни его оправдания в виде приглашения на описываемую встречу, если бы в обычном для «Медиа73» антикуринном сообщении не была отредактирована информация про участие в событиях чиновника Чередовой. Редакторы корректно заменили её имя на анонимного «участника заседания». Это вызвало бурную реакцию в думающей среде улнета.

Сергей Титов написал: «Вообще это очень забавно, когда за профсоюзников говорит директор департамента регионального развития. То есть, никаких профсоюзов в реальности нет. Есть исполнительная власть, и больше ничего». С ним согласился блогер Дмитрий Малых: «А какие могут быть профсоюзы, если кандидатуры их лидеров согласуются в министерстве внутренней политики?» Журналист Сергей Гогин добавил справедливого недовольства истеричной позицией профсоюзных боссов: «А я вообще не понимаю, почему депутат ЗСО, будучи еще и врачом, не может прийти на собрание врачебного профсоюза и выступить. Что за безумная регламентация? Для кого эти профсоюзы существуют тогда вообще?»

Как много сразу интересных тем о роли профсоюзов возникло на пустом месте, считает редактор Ольга Коваленкова. Дело за журналистами: дать развёрнутую аналитику по фейковому гражданскому обществу. Осилят ли?

Союз ветеранов
Журналисты на неделе отметили 55-летие своего творческого союза. Возраст пенсионный. По этому случаю Олег Самарцев, нынешний глава ульяновского регионального отделения Союза журналистов России дал печальное интервью «Медиа73», в котором рассказал о, увы, вполне очевидных вещах. Приведём некоторые выдержки.

«Сегодня понятия «журналистика» и «журналист» настолько размыты, что, говоря откровенно, называя человека журналистом, мы каждый раз должны пояснять, что мы имеем ввиду…
Состояние региональной журналистики – особый вопрос… Тут я могу быть абсолютно объективен, поскольку много лет изучаю эту проблему – уровень стремительно падает… И это не только мое личное мнение, это зафиксированная профессиональным сообществом тенденция», – говорит Самарцев.

Глядя на то, как проходили торжества, многие отметили, что задора и веселия по поводу журналистики не было. Ветераны, пришедшие на торжественную встречу работали в совершенно других условиях. А молодёжи почти нет, или её компетенция оставляет желать лучшего. Вот и нет веселия.

В меняющемся мире и журналисты должны меняться. Находить свою нишу полезности для людей в эпоху глобальной информационной революции. Вырабатывать особый профессионализм в подаче информации, её сборе и анализе. Наметившаяся тенденция массового написания обзоров и обзоров обзоров вместо работы в поле совсем не красит журналистское сообщество.

Пишите в прессу. Читайте Улпрессу. Жизнь продолжается.