По роду своей деятельности как руководитель проекта, главный редактор международного альманаха «Литературная губерния» (г. Самара), конечно же, я должен интересоваться тем, чем занимается местная писательская организация Союза писателей России, что-то писать об этом для тех читателей альманаха, которым это интересно. Что я и делал, и делаю по мере возможностей: представлял и представляю творчество самарских писателей, размещаю информацию о проводимых литературных конкурсах и фестивалях. Но с некоторых пор, признаться, сам стараюсь не посещать эти мероприятия…

Несколько лет назад в областной научной библиотеке по инициативе организации молодых литераторов, что при Самарском отделении Союза писателей России, проходил конкурс с участием начинающих стихотворцев, куда меня пригласили. Я пришёл, вооружившись диктофоном, чтобы подробнее записать каждое выступление, мнение членов жюри, среди которых, как и полагается, были известные в местных литературных кругах люди. К слову, победитель, по условиям конкурса, награждался специальным сертификатом, позволяющим издание книги его стихов. Конкурс начался, я нажал на кнопку «play», пошла запись…

То, что я услышал из уст конкурсантов, меня слегка шокировало, обескуражило и разочаровало, но я себя успокаивал тем, что это всё-таки дети несмышлёные, для них поэзия – пока ещё – игра в слова, рифмовка, попытки стихосложения. Надо, ведь, уговаривал я себя, и смелость иметь этим ребяткам, чтобы выйти и свои несовершенные стишата публично прочитать, а потом пережить строгий разбор взыскательного жюри. Так я думал… Но далее произошло событие, которое и отменило на годы мои визиты на «поэтические тусовки», проводимые организацией молодых литераторов. Один из конкурсантов, симпатичный с виду парень, вышедший читать свои вирши, неожиданно заявил, обращаясь к членам жюри: «А можно матом?!» Пауза. Члены жюри переглянулись между собой, потом направили вопросительные взгляды на своего председателя, и он, неожиданно впав в какой-то бесовский азарт, не к месту и не по случаю игриво произнёс что-то такое: а-а-а давай, мол, послушаем твою матерщину…

И конкурсант выдал первое заготовленное словосочетание: «Россия бл..дь!» Я был оглушён, возмущён таким хамством, но не стал устраивать публичных сцен, встал и покинул этот шабаш, выразив своё отношение к происходящему работнику областной библиотеки. Она мне посочувствовала…
Что характерно, этот недоросль, как я потом узнал, по решению жюри получил сертификат на издание книги его стишат…

Сегодня я снова пришёл в областную библиотеку по приглашению одного из членов местной писательской организации, чтобы посмотреть, послушать, написать о том, как проходит Всероссийский литературный фестиваль имени нашего земляка – поэта Михаила Анищенко, с которым я многие годы поддерживал товарищеские отношения, популяризировал его творчество, поддерживал в минуты роковые… Завтра исполняется ровно год, как он умер. Его хорошо знал местный культуролог Дмитрий Вырыпаев. Вот что он сказал на открытии фестиваля:

– Год назад Михаила Всеволодовича не стало с нами. Но, тем не менее, он остаётся с нами в своих стихах, он с нами, поскольку здесь проходит фестиваль, посвящённый ему, проходит уже второй раз и, дай Бог, будет проходить достаточно долго…
Я бы хотел сказать, что Михаил прожил нелёгкую жизнь, жизнь вопреки той системе, которая тогда была, вопреки тому времени, в котором он жил… Но, на мой взгляд, он прожил счастливую жизнь, поскольку он жил точно в соответствии собственным предназначением: «…он хотел стать поэтом и стал поэтом», как сказал о нём Евгений Чепурных.

Для меня до сих пор удивительно, как двое молодых рабочих ребят поехали поступать в Литературный институт, спокойно прошли по конкурсу, а было 100 человек на место, и дальше начали творить. Видимо, и время удивительное было, и люди удивительные…
Ещё я хотел сказать, что Миша прожил вертикальную жизнь… Его путь несколько отличается от того пути, которым идут обычные люди. Он настолько был сфокусирован на своём творчестве, что, по сути, творчество и заполняло всю его жизнь. Он говорил, что какой бы работой он не занимался, если вдруг приходят строчки, он всё бросает и садится писать, и пишет до тех пор, пока способен держать в руках карандаш или ручку…

Можно долго говорить, но мне кажется, что об этом лучше скажут стихи, которые он писал.
И прочитал стихотворение Михаила «Вишенка»:
Наклонилась вишенка.
Смотрит и сопит.
Михаил Анищенко
Спит себе и спит.

День уже кончается.
Сына ищет мать.
А над ним качается
Божья благодать.

И звучит над кручами
Голос неземной:
«Это сын мой мученик,
Пьяный и босой».

И заходит солнышко
За гнилой умёт.
И всё так же матушка
Сына не найдёт.

Даром эта лишенка
Бродит по Руси.
Михаил Анищенко,
Господи, спаси…

***
Не имею права оценивать то, что не видел и не слышал в предыдущие дни фестиваля. Возможно, было что-то полезное. Может быть, и таланты выявлены…
Полагал, что сегодня будет происходить что-то возвышенно-печальное, созвучное высокой поэзии главного героя фестиваля – шелехметского горемыки Михаила Анищенко, поскольку Дмитрий Вырыпаев задал минорную тональность – светлую печаль в связи с завтрашней датой смерти большого поэта…
И членам жюри, и молодым участникам действа надо было услышать, ощутить эту светлую печаль. Не услышали… Не дано…

Организаторами фестиваля был заявлен поэтический ринг «Битва городов». Я сумел высидеть только командные сочинялки акростиха и рифмовалки к слову вода. Происходящее было похоже на «КВН» в ПТУ глухого провинциального городка России. О членах жюри сказать нечего, они отрабатывали своё…
И хорошо, что у мэра Самары Дмитрия Азарова не нашлось времени посетить сей провинциальный «КВН».
Очередной раз подумалось: как же много зависит от уровня культуры организаторов подобных мероприятий. Как же много мы растеряли в последние …летия духовности, душевности, народности, ощущений принадлежности к великой русской нации, её культуре.
Жаль, что к управлению процессами в сфере культуры допускаются чиновники-недоросли, недоучки, люди не одарённые Господом ни одним талантом.
Как жаль, что некоторые бывшие талантливые по природе люди, забросив дела литературные, превращаются в окололитературных чиновников, штампующих под копирку бездарные «культурно-массовые мероприятия», на что, кстати, тратятся и немалые бюджетные средства…
Не можете сами, обратитесь за помощью к специалистам той же Академии культуры и искусств: будет вам и режиссура, и профессиональное чтение стихов Михаила Анищенко, если сами не можете, и возвышенные фестивальные мероприятия, за которые не будет стыдно перед гостями города. Только поделитесь, попросите, усмирите гордыню…
P.S.
Друзья Михаила Анищенко, посмотрев на этот «КВН», тихо удалились. И по старому писательскому обычаю приняли на грудь за помин души поэта. Как говорится, помним, любим, скорбим.
__________________________________________________________________

Владимир Александрович Клименко – самарский поэт, автор шести поэтических сборников – «Полигон» (1995), «Энергия слов» (1998), «Исповедь» (1999), «Пора отвечать» (2002), «Русская речь» (2006), «Сокровенное» (2011). Родился 4 августа 1953 года в совхозе имени Масленникова Хворостянского района Куйбышевской (ныне Самарской) области в многодетной крестьянской семье. Окончил Куйбышевское областное культурно-просветительное училище (оркестровое отделение), Куйбышевский государственный институт культуры (режиссерское отделение), учился на курсах повышения квалификации политсостава МВД СССР в Ленинградском высшем политическом училище имени 50-летия ВЛКСМ, служил во Внутренних войсках МВД СССР, в органах внутренних дел, офицер запаса. С 1989 года – журналист. Работал литсотрудником газеты «Рабочий» Металлургического завода имени Ленина, обозревателем газеты «Волжская заря», обозревателем межрегионального издания «Большая Волга», редактором газет «Алекс-информ», «Будни», заместителем директора Регионального информационного агентства «Самара», в администрации городского округа Самара. В настоящее время – руководитель проекта и главный редактор Международного альманаха «Литературная губерния» (www.samaralit.ru).
В предисловии к его книге «Русская речь» самарский писатель Михаил Толкач, в частности, пишет: «Стихи его исповедальны, во многом публицистичны, с ясной простотой. Именно так поэт стремится донести до читателя свою боль за страну, которая вовлечена ныне в омут, где царит пока всё противное национальному духу россиян.
Владимир Клименко в своём творчестве неуклонно следует народной мудрости: «Можно всю жизнь проклинать темноту, а можно просто зажечь в ней свою свечу». Его литературное творчество именно такая свечка, маленьким огоньком зовущая людей в более пристойное будущее».