Итак, в понедельник на аппаратном совещании губернатор Ульяновской области Сергей Морозов поставил перед кабмином задачу создания в регионе вертолетного центра.
Он сообщил, что в рамках международной выставки вертолетной техники (вероятно, имеется в виду выставка HeliRussia-2013 – в июне в Москве) управляющей компанией «Ульяновский авиационный кластер» (УАК) были «проведены переговоры с рядом вертолетных компаний», «они завершены, и теперь ничто не мешает нам создать в регионе вертолетный центр». Советник губернатора, гендиректор УАК Вильдан Зиннуров доложил, что «не выставляя никаких особых условий, вертолетная компания «Аэросоюз» готова инвестировать порядка 60 миллионов рублей в создание в регионе посадочных площадок вместе с вертолетной техникой, а также реализовать два важных для нас инфраструктурных проекта – центр технического обслуживания и ремонта (ТОиР) и филиал вертолетной академии для подготовки пилотов». Минимальное требование «Аэросоюза» – потребность в заказах должна быть не менее 30 летных часов в месяц, то есть, как минимум – один летный час в день. Зиннуров считает, что потребность в таких вертолетах есть со стороны министерств и ведомств региона, среди них – МЧС, минсельхоз, минздрав, администрация губернатора.
Сергей Морозов поручил отраслевым министерствам в срок до 10 декабря «произвести оценку потенциальной потребности в услугах вертолетов в 2014-2016 годах» и к 20 декабря подготовить соглашение с «Аэросоюзом». Губернатор подчеркнул «важность проекта», заметив, что «если будет пройден этот этап, то у нас не за горами и более амбициозные проекты, связанные с вертолетной тематикой».
Как мне пояснили в ЗАО «Вертолетная компания «Аэросоюз», речь идет об использовании вертолетов Robinson 44. На начальном этапе компания поставит в Ульяновск один-два вертолета (все зависит от потребности). Стоимость часа полета такого вертолета – около 25-27 тысяч рублей.
Robinson 44 – хорошие вертолеты, но приспособлены далеко не для всех задач
Получить пояснения Вильдана Зиннурова мне не удалось – три дня его телефоны так и не отвечали. Между тем, уважаемый мною вице-премьер, министр сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Александр Чепухин горячо поддерживает создание в Ульяновске вертолетного центра, отмечая, что его авиауслуги необходимы для мониторинга состояния лесов, природных ресурсов и сельхозугодий, предупреждения лесных пожаров, выявления случаев воровства леса и полезных ископаемых и т.д. Министр считает, что мониторинг необходим ежедневный, то есть в год для работы вертолетов должны использоваться все рабочие дни – в 2014 году это 1970 часов.
Даже если остальные министерства и ведомства будут очень скромными в своих желаниях использовать вертолетную технику, и в сумме все они добавят еще столько же часов, то тогда потребность в услугах вертолетного транспорта для госнужд составит около 4 тыс. летных часов в год. При стоимость услуг «Аэросоюза» около 25-27 тысяч рублей за час полета в год как минимум потребуется 100 млн рублей из областного бюджета. Александр Чепухин уверен, что мониторинг даст экономический эффект, который должен быть не меньше затрат – это сохраненные леса и полезные ископаемые, спасенный урожай, а также пополняющие бюджет штрафы за выявленные с воздуха административные нарушения. Я уж не говорю о спасенных благодаря санавиации человеческих жизнях, цена которых подсчету не поддается.
Скорее всего, предложения облправительства по внесению в бюджет еще одной расходной статьи (в 100 млн рублей), возражений у депутатов регионального заксобрания не вызовет – председатель бюджетного комитета заксобрания Алсу Балакишиева подтвердила, что если предложения будут экономически обоснованными, то депутаты согласятся с изменениями. Более того, видимо, даже оппозиция не будет против. Лидер фракции КПРФ Александр Кругликов отметил, что экономическое положение региона очень тяжелое, но восстанавливать то, что было еще в советское время, необходимо.
Не будь я чуть более осведомлен в вопросах региональной авиации, я бы, наверное, тоже поддержал проект. Потому что развивать региональную авиацию нужно, вертолеты Robinson 44 – хорошие машины, довольно надежные. В ряде СМИ указывалось, что по неофициальной статистике, все катастрофы Robinson 44 в России произошли из-за ошибок пилотирования, и ни одной не было в следствие отказа техники (одна авария произошла в 2012 году в Крыму из-за отказа муфты привода несущего винта).
Но это очень небольшой вертолет. Помимо пилота он может взять еще только трех пассажиров. Он имеет только один двигатель, а согласно требованиям Воздушного кодекса пролет воздушного судна с над городом с одним двигателем может осуществляться только на высоте, позволяющей в случае отказа силовой установки безопасно осуществить посадку за пределами города, то есть для Robinson 44 с одним двигателем это означает приземление на авторотации, значит высота полета должна быть около километра. Значит, в городе в целях выполнения срочных санзаданий по спасению людей, это вертолет приземлиться не может. Правда, дополнения в Федеральные авиационные правила в особых случаях разрешают это делать под ответственность центра управления воздушным движением и иных лиц, ответственных за безопасность полетов. Есть и еще один недостаток – вертолет не приспособлен для аварийно-спасательных работ и санавиации – в нем не могут уместиться носилки для раненых и больных.
В советское время в Ульяновске для этих целей использовался вертолет Ми-2 ульяновского аэроклуба ДОСААФ (два газотурбинных двигателя, позволяющих без ограничений садиться в населенных пунктах, 8 пассажирских мест, возможность перевозки больных и раненых на носилках – до 4-х носилок и место для врача, возможность подъема человека с помощью специальной электролебедки во время спасательных операций). Его заменить мог бы вертолет Bell 206L4 или Eurocopter EC175 с двумя газотурбинными двигателями и салоном, позволяющим вместить носилки с пострадавшим, но стоимость часа полета такого вертолета более 70 тыс. рублей, в то время как час полета Ми-2 – 30 тыс. рублей.
Когда-то этот Ми-2 считался незаменимым для аварийно-спасательных работ и в качестве санитарной авиации
Но вот какая странность. Я знаю, что, неоднократно, начиная с 2003 года по нынешнее время, ульяновский аэроклуб ДОСААФ обращался к областной власти с предложением использовать возможности его авиационной техники для государственных нужд (мониторинг лесов и полей, санавиация, спасательные работ и пр.) – самолеты Ан-2 и Вильга-35, вертолет Ми-2, а также частные специализированные самолеты, базирующиеся на аэродроме ДОСААФ «Белый ключ». Но ответ всегда был один – все это достаточно дорого, в бюджете нет на это средств. Не спорю, возможно. Только вот стоимость летного часа Ми-2 – около 30 тыс. рублей – лишь чуть дороже, чем у Robinson 44. Вильги-35 – 12-15 тыс. рублей, самолета М-12 (который стали собирать и в Ульяновске) – около 9 тыс. рублей, а самолета Л-13ВВМ «Альбатрос» – вообще 6 тыс. рублей (почти в пять раз ниже, чем у Robinson 44). Разница ощутима. При этом деньги бы оставались в Ульяновске и шли бы шли на дальнейшее развитие региональной авиации.
Ульяновские авиаторы считают, что использовать вертолеты для всех видов работ по госнуждам – «это несколько жирновато», и, если и вправду есть потребность (а она, конечно же, есть) логичнее использовать различные виды авиатехники дифференцированно, и применение нашлось бы всем, в зависимости от возможностей и задач каждого летательного аппарата. Так, для патрулирования и мониторинга дешевле всего использовать «Альбатрос» (можно М-12, «Вильгу» и др.), для срочных вылетов чиновников в райцентры – М-12, «Вильгу» или им подобные легкие самолеты (все они могут легко садиться на неподготовленные короткие грунтовые площадки длиной в 150-200 метров). Для санавиации – АН-2, способный садиться на грунтовые площадки, а в случае их отсутствия и для аварийно-спасательных работ вылетит вертолет Ми-2 (или ему аналогичный американский Bell 206L4, если достаточно денег в бюджете). Для сверхсрочных и сверхважных полетов чиновников, инспекторов, полиции в поисках преступников, а также в случае выявления в ходе мониторинга с воздуха тех или иных нарушений, конечно, будет удобен Robinson 44.
Если речь идет об экономии бюджета, то еще логичнее для мониторинга природных ресурсов и сельхозугодий, пожарного патрулирования, аэрофотосъемки, картографии и пр. использовать беспилотные летательные аппараты (БПЛА). За этим направлением будущее. Затрат в сравнении с вертолетами – практически никаких, поскольку потребление топлива у таких аппаратов мизерное, разве что на заплату оператора. Причем, сегодня это совершенно реальное и перспективное направление. Стоимость импортных БПЛА, позволяющих вести высококачественную фотосъемку (компания Геосалют http://www.geosalut.ru/bpla/ ), колеблется в пределах от 0,85 до 2,8 млн рублей. Более того, БПЛА в последние годы очень активно создаются в России, благо, что талантов в нашей стране много (и даже странно, что этим не занимаются в авиационной столице, где помимо авиационного хорошо развивается IT-кластер). Так, специализированные БПЛА для аэрофотосъемки и видеомониторинга (в том числе с тепловизором) делают в Ижевске (http://unmanned.ru/ ), в ГК ZALA AVIA (Москва, Ижевск, http://zala.aero/ ), в Казани (http://www.enics.ru/bla?product_id=20 ). В Смоленской области вообще реализуется специальная программа постоянного воздушного мониторинга с помощью сети центров БПЛА (http://www.aerokarta.ru/ ). А создает для них летательные аппараты совместно с коллегами из Казани ульяновский авиатор, руководитель ульяновского клуба авиамоделистов (входит в федерацию авиационного спорта Ульяновской области) Юрий Тынников. Один комплект БПЛА, созданный ими, состоящий из двух самолетов, наземной станции, системами автоматического управления и видеонаблюдения стоит 1,5 млн рублей. По словам Тынникова, он уже предлагал ряду ведомств региона воспользоваться услугами БПЛА, «но интереса не было».
Вот, почему, мне кажется все это странным.
Конечно, это круто, когда вертолеты барражируют над авиационной столицей, оберегая регион от лесных пожаров, гибели посевов, воровства природных ресурсов.
Конечно, это здорово, когда полиция догоняет преступников на вертолете, от которого не уйдет никакой супер-классный джип, а врачи вовремя прилетают на место аварии и доставляют пострадавших прямо на крышу больничного комплекса, поскольку дорога каждая минута.
Конечно, это круто и здорово, когда развивается региональная авиация, а губернатор или иной высокий чиновник срочно вылетает на решение проблемы в дальний район и быстро возвращается назад, поскольку для главы тратить на автомобильные поездки по три-четыре часа в одну сторону – это тоже расточительно.
Но во всем есть свои пределы и свой резон, зависимые от финансовых возможностей. Даже богатые Транснефть и Газпром для мониторинга трубопроводов начинают отказываться от использования вертолетов в пользу БПЛА.
Вертолет Ми-2 ульяновского аэроклуба ДОСААФ, который в советское время активно использовался для выполнения различных госзадач, уже не первый год стоит на приколе, выработав межремонтный ресурс. Но на капремонт вертолета денег (8,5 млн руб.) у аэроклуба нет. Регион тоже не может помочь, ссылаясь на отсутствие средств. А если у нас нет денег, то стоит ли заводить разговоры о вертолетных центрах? Я лично хорошо отношусь к «Аэросоюзу». Молодцы ребята, активно развивают свой сетевой бизнес в регионах (уже в девяти областях они обеспечили свое присутствие). Но одно дело развивать его за счет частных заказов, другое – за счет государственных. За счет частных пока не везде и не все получается. В Волгограде компания, уже второй год работающая под брендом «Аэросоюза», пока никак не может стать рентабельной, поскольку заказов фактически нет, а областное правительство не видит необходимости пользоваться их услугами.
Но если деньги все-таки есть, то не лучше ли подойти к теме системно и комплексно, давая возможность развиваться своей региональной авиации?
Так есть или нет?
Или я чего-то не понимаю?
В сжатом информационном варианте тема здесь, в Ъ
Владимир I
Очень много слов, странно, что вся их суть свелась к вопросу: не слишком ли дорогое удовольствие возить уважаемого Чепухина на вертолете и вообще стоит ли строить вертолеты для ради регионального начальства? Как-то наивно для Титова, впрочем, как и для любого дилетанта публично рассуждать о целесообразности того или иного проекта.
Лично меня радует сама возможность выйти, наконец, из столично-колобковой бредятины,из потуг хоть что-нибудь сморозить, лишь бы прославиться. Производство столь сложной техники само по себе имеет просветительско-воспитательный эффект для руководства. Наконец-то, займутся делом, начнут считать реальную иозможность экономики региона, а не гнаться за медийными рейтингами.
Вертолетное производство – это хорошо, если, конечно, это не очереной дирижабль.
Созерцатель
Вам бы, Владимир I, лучше не Улпрессу посещать, а сайты с комиксами – там все понятнее и короче
нОВОГОРОДЕЦ
Вообще, Сергей Олегович хотел сказать, что если есть деньги на вертолеты, то не надо их уводить из региона, пользуясь услугами сторонних авиаторов. У нас в области есть своя малая авиация (вернее была, но еще на помойку не выбросили) и ежели в нее вложить мало-мало деньжат, то она (авиация) заработает не хуже, а по многим показателям и лучше «Аэросоюза», т.к. здесь много различных типов техники. Не всегда вертолет лучше легкого самолета или беспилотника. Вот так, как-то…
Жан Миндубаев
Весьма удивлен познаниями господина Титова в сфере вертолетного транспорта. Но…бывают весьма талантливые люди. Завидую.
Теперь о собственном маленьком опыте. В башкирском городе Нефтекамске осваивали нефтяную целину. Мы с буровиками носились на маленьком трехмечстном вертолетике туда-сюда. Даже садились в цетре города -дабы пообедать в ресторане “Нефяник” при гостинице… Дело было зимой , в конце февраля. А спустя пару недель , уже в марте, я узнал о трагедии. Вертолетик , как всегда, приземлился на площадке перед гостиницей. Винты еще врашались( как всегда) когда начальник промысла и его сотрудник пошли в гостиницу. В этот момент вертолет накренилсяЮ его лопасти отскли голову начальника , затем рассекли пополам помощника. А затем вертолет начал кувыркаться по площали , калеча все вокруг себя…
Причиной аварии оказалась ямка в асфальте,ЗИМОЙ ЗАПОЛНЕННАЯ ЛЬДОМ. а В МАРТЕ ЛЕД ПРЕВРАТИЛСЯ В ВОДУ. И колесо вертолета утонулов ней…
ТАКИЕ ДЕЛА.
нОВОГОРОДЕЦ
…вообще-то у С.О.Титова авиационное образование, оттуда и познания :)
Дедок
Слушал сегодня выступающих по бюджету.Проблем выше крыши.Сколько стоит один час полёта? А тех. состояние,регламентные работы,содержание экипажа,керосин,аронаигация? Госструктуры не идут на содержание,корпорацииэкономят,а область потянет? Если денег нет даже “оживить” Досаафского “малыша”,о чем идёт вообще речь? Никакому начальству вертолёт не нужен -расточительство и баловство.Выдумки дилетантов про леса,поля и порубщиков.Единственно что может и нужен, так это для санитарных рейсови один вертолет для всего региона-это трудяга Ми-8т.принимающий на борт до 15 человек и полторы-две тонны груза.И то его содержание выльется в очень круглую сумму.
А здесь ребята, имея активы продвигают свой товар лицом с благиминамерениями.Есть у региона возможность тянуть этот воили нет это дляних второй вопрос видимо. Главное отзывчивость. Соседи из Сызрани -чисто вертолётный город и училище есть и машины и аэродромы…чего они не горят желание продублировать все начинания Москвичей по гражданскому профилю, вместе стем же обучением и вкладывать особо ничего не придётся, все уже имеется.А вот подиж ты обрабатывают Ульяновск!Не слушали представители Аэросоюза сегоднешнее заседание бюджетного комитета в Ульяновске, может вникли бы в реалии области и более трезво оценили обстановку. Это не Нефтюганск и не Тюмень с бескрайней тайгой и бездорожьем -где в области на авиаперевозки идут значительные средства.Слава богу дороги после Фроловича ещё не все приказали долго жить, можно и доехать куда нужноза 2-3 часа.
Неугомонный Дед Соколов
Насчёт Сызрани – Дедок опередил меня. А не проще ли, в большинстве случаев, заменить вертолёт дельтапланом. Двухместным, естественно. Дешевле выйдет.
Горожанин
Вы когда – нибудь ГОЛОВОЙ начнете ДУМАТЬ!
Ульяновская область всё-таки особенный регион.
У нас по своему усмотрению отменяют федеральные законы.
Если “вертолётные услуги” будут предоставляться за бюджетные средства, то по ЗАКОНУ 94-ФЗ (а в следующем году 44-Фз) должен состояться АУКЦИОН!
Из выступления Зиннурова, Морозова и Чепухина ясно, что Аэросоюз гарантировано получит контракт на выполнение “вертолетных услуг”, то на территории Ульяновской области отменили федеральное законодательство.
И очень похоже на чьи -то интересы.
Сколько лет мечтали о санитарной авиации, чтоб перевозить пострадавших в ДТП, сколько лет мечтали возродить патрулирование сельхозугодий, а про лесные уже и забыли.
Не было денег, а тут РАЗ и без вопросов найдем 100 млн. рублей.
При этом вертолёт не способен перевозить пострадавших.
Откуда такая щедрость???!
И это в условиях то, что в Инзе произошла техногенная катастрофа, именно так – источником загрязнения стал сгнивший водопровод. Может туда выделить деньги?
предложение для Чепухина- может на субсидии сельхозпроизводителей. А?
Дедок
Согласен,после Фроловича дороги остались,после Морозова пусть будут водопроводные сети, вот это было бы дело! Сети менять нужно!А не на вертолёты тратится! Они хоть и в земле будут, пиарщикам не видны, а трубы из современных материалов полсотни лет сорок протянут гарантировано(асбестовые в моем селе служат с 1971 года до сего времени 42 -года уже !)-вот и добрым словом может вспомнят руководителя!Тем более звонок насчёт Инзы серьёзный, просят вмешаться из Чердаклов.
Ветеран
Есть в Ульяновске серьезный специалист по вертолётам и вертолётному хозяйству. Прошёл все лётные ступени от пилота, до командира вертолётного полка,командующего авиацией В.Федотов. Созвонитесь через совет ветеранов,пригласите в администрацию,пораспросите…он наверняка поделиться практическими заметками по организации этого хозяйства применительно к области. А так, это всё смахивает на прожекты – почти что дерижабли.
Woronin-2
Ветеран,а как фамилия этого специалиста,откуда страх назвать имя человека,которого ценишь и уважаешь?! Это от возраста?
Ветеран
Насчёт страха, может это и громковато сказано. Приходилось десантироваться из вертолёта(в ДШБ)с этим человеком прямо на позицию крупнокалиберного пулемёта ДШК, в Афганистане.(Тот ДШК кстати сразу же в пустой вертолёт и забросили тогда как трофей)-Владимир Федотов был тогда в чине полковника и должности командира полка, но в шестерке вертолётов идущих с группами захвата базы Кала- И- Нау, шел лично за штурвалом ведушей машины(я был рядом) и единственно что перед подлётом к базе, сквозь рев двигателей прокричал -куда садиться будем? Под гору или прямо на позиции …давай на позиции, прокричал ему иначе вверх нам уже не дадут подняться, да и вас внизу завалят…Точного адреса в Ульяновске у меня его нет, но в крайней книге полковника А. Лихарева (председателя Ульяновской ветеранской организации)о нем есть глава, и на торжественных церемониях по по отданию почестей упоминается его фамилия весной этого года, (есть публикации на Улпрессе)за звание точно сейчас сказать не могу, возможно и генерал-майор. Это Владимир Федотов.Много лет не знал о нём, пока не прочел в осенью прошлого года у Анатолия Лихарева и что это оказывается и мой земляк,выпускник Сызранского училища,в том бою об этом я конечно не знал. Да и не до того было.А практик он действительно великий и имеет классность мастера.Кто ж ещё может знать правила эксплуатации и обслуживания вертолётов и что для этого необходимо – только специалист.
Ветеран
Прощу прощения, все таки память за 20 с лишним лет подвела. Правильно -Федотов Валерий Георгиевич.
Неугомонный Дед Соколов
Юрий Николаевич Тынников – порядочнейший и щепетильный человек. Около семи лет его знаю.
Дед Мазай
Уважаемые комментаторы, у меня назрело несколько вопросов, если позволите:
1.Жан Миндубаев, вы пишите “…Причиной аварии оказалась ямка в асфальте,ЗИМОЙ ЗАПОЛНЕННАЯ ЛЬДОМ. а В МАРТЕ ЛЕД ПРЕВРАТИЛСЯ В ВОДУ. И колесо вертолета утонулов ней…”, а что за тип вертолета был? с колесом?
2.нОВОГОРОДЕЦ, вы пишите “…Вообще, Сергей Олегович хотел сказать, что если есть деньги на вертолеты, то не надо их уводить из региона, пользуясь услугами сторонних авиаторов. У нас в области есть своя малая авиация (вернее была, но еще на помойку не выбросили) и ежели в нее вложить мало-мало деньжат, то она (авиация) заработает не хуже, а по многим показателям и лучше «Аэросоюза», т.к. здесь много различных типов техники.” – Вы осведомлены о всех условиях работы компании в регионе? поделитесь с нами. Что касается увода денег из региона, насколько известно, руководство региона при реализации инвест проектов работает с компаниями учрежденными на территории Ульяновской области в рамках реализации проекта, которая становится работодателем и налогоплательщиком в местный бюджет.
3. Что касается поддержки и ремонта авиационной техники Ульяновского аэроклуба ДОСААФ – А КТО ЯВЛЯЕТСЯ СОБСТВЕННИКОМ ЭТОЙ ТЕХНИКИ? Не Министерство обороны РФ в лице ДОСААФ России и Ульяновского отделения? так вот ремонт техники, которая не принадлежит Области есть большой риск. МЫ отремонтируем технику, а потом у нас ее “ПОПРОСЯТ” в Федеральных органах. Как-то некорректно, это для тех кто считает региональный бюджет.
А еще, говорить можно много, но не по делу, вот надо не языками чесать, а принимать активное участие в реанимировании АОН, и предлагать проработанные решения вопросов, ДЕТАЛЬНО. А сводится все только к очернению любой инициативы, а коснись вашей же проблемы, детально никто не скажет сколько нужно денег, как они вернуться в бюджет и т.д., только ДЕТАЛЬНО, а не в общих цифрах…8 млн.. 10 млн. и т.д.
ПАКС
Деду Мазаю:Ваш аргумент, что “.. мы отремонтируем технику, а её “попросят”- не выдерживает никакой критики. Авиационная техника находится в оперативном управлении Аэроклуба. Для её передачи другому юрлицу нужны очень веские основания. Таких случаев по всей стране не происходило. И наоборот – в других регионах местные Администрации активно сотрудничают с Аэроклубами, выделяя средства на ремонт авиатехники и инфраструктуры аэродромов. Почему там не опасаются, что отремонтированную технику какой-то злой дяденька себе отожмёт? Самара, Казань, Пенза, Саратов.. И только в “авиационной столице” Аэроклуб остался один на один со своими проблемами, а Правительство области находит все новые аргументы, наподобие Ваших, оправдывая свою бездеятельность. Поговорку про плохого танцора Вам напомнить? Ему тоже что-то постоянно мешает.