Итак, в понедельник на аппаратном совещании губернатор Ульяновской области Сергей Морозов поставил перед кабмином задачу создания в регионе вертолетного центра.
Он сообщил, что в рамках международной выставки вертолетной техники (вероятно, имеется в виду выставка HeliRussia-2013 – в июне в Москве) управляющей компанией «Ульяновский авиационный кластер» (УАК) были «проведены переговоры с рядом вертолетных компаний», «они завершены, и теперь ничто не мешает нам создать в регионе вертолетный центр». Советник губернатора, гендиректор УАК Вильдан Зиннуров доложил, что «не выставляя никаких особых условий, вертолетная компания «Аэросоюз» готова инвестировать порядка 60 миллионов рублей в создание в регионе посадочных площадок вместе с вертолетной техникой, а также реализовать два важных для нас инфраструктурных проекта – центр технического обслуживания и ремонта (ТОиР) и филиал вертолетной академии для подготовки пилотов». Минимальное требование «Аэросоюза» – потребность в заказах должна быть не менее 30 летных часов в месяц, то есть, как минимум – один летный час в день. Зиннуров считает, что потребность в таких вертолетах есть со стороны министерств и ведомств региона, среди них – МЧС, минсельхоз, минздрав, администрация губернатора.
Сергей Морозов поручил отраслевым министерствам в срок до 10 декабря «произвести оценку потенциальной потребности в услугах вертолетов в 2014-2016 годах» и к 20 декабря подготовить соглашение с «Аэросоюзом». Губернатор подчеркнул «важность проекта», заметив, что «если будет пройден этот этап, то у нас не за горами и более амбициозные проекты, связанные с вертолетной тематикой».
Как мне пояснили в ЗАО «Вертолетная компания «Аэросоюз», речь идет об использовании вертолетов Robinson 44. На начальном этапе компания поставит в Ульяновск один-два вертолета (все зависит от потребности). Стоимость часа полета такого вертолета – около 25-27 тысяч рублей.
robinson_r44_IMG_2084
Robinson 44 – хорошие вертолеты, но приспособлены далеко не для всех задач

Получить пояснения Вильдана Зиннурова мне не удалось – три дня его телефоны так и не отвечали. Между тем, уважаемый мною вице-премьер, министр сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Александр Чепухин горячо поддерживает создание в Ульяновске вертолетного центра, отмечая, что его авиауслуги необходимы для мониторинга состояния лесов, природных ресурсов и сельхозугодий, предупреждения лесных пожаров, выявления случаев воровства леса и полезных ископаемых и т.д. Министр считает, что мониторинг необходим ежедневный, то есть в год для работы вертолетов должны использоваться все рабочие дни – в 2014 году это 1970 часов.
Даже если остальные министерства и ведомства будут очень скромными в своих желаниях использовать вертолетную технику, и в сумме все они добавят еще столько же часов, то тогда потребность в услугах вертолетного транспорта для госнужд составит около 4 тыс. летных часов в год. При стоимость услуг «Аэросоюза» около 25-27 тысяч рублей за час полета в год как минимум потребуется 100 млн рублей из областного бюджета. Александр Чепухин уверен, что мониторинг даст экономический эффект, который должен быть не меньше затрат – это сохраненные леса и полезные ископаемые, спасенный урожай, а также пополняющие бюджет штрафы за выявленные с воздуха административные нарушения. Я уж не говорю о спасенных благодаря санавиации человеческих жизнях, цена которых подсчету не поддается.
Скорее всего, предложения облправительства по внесению в бюджет еще одной расходной статьи (в 100 млн рублей), возражений у депутатов регионального заксобрания не вызовет – председатель бюджетного комитета заксобрания Алсу Балакишиева подтвердила, что если предложения будут экономически обоснованными, то депутаты согласятся с изменениями. Более того, видимо, даже оппозиция не будет против. Лидер фракции КПРФ Александр Кругликов отметил, что экономическое положение региона очень тяжелое, но восстанавливать то, что было еще в советское время, необходимо.

Не будь я чуть более осведомлен в вопросах региональной авиации, я бы, наверное, тоже поддержал проект. Потому что развивать региональную авиацию нужно, вертолеты Robinson 44 – хорошие машины, довольно надежные. В ряде СМИ указывалось, что по неофициальной статистике, все катастрофы Robinson 44 в России произошли из-за ошибок пилотирования, и ни одной не было в следствие отказа техники (одна авария произошла в 2012 году в Крыму из-за отказа муфты привода несущего винта).
Но это очень небольшой вертолет. Помимо пилота он может взять еще только трех пассажиров. Он имеет только один двигатель, а согласно требованиям Воздушного кодекса пролет воздушного судна с над городом с одним двигателем может осуществляться только на высоте, позволяющей в случае отказа силовой установки безопасно осуществить посадку за пределами города, то есть для Robinson 44 с одним двигателем это означает приземление на авторотации, значит высота полета должна быть около километра. Значит, в городе в целях выполнения срочных санзаданий по спасению людей, это вертолет приземлиться не может. Правда, дополнения в Федеральные авиационные правила в особых случаях разрешают это делать под ответственность центра управления воздушным движением и иных лиц, ответственных за безопасность полетов. Есть и еще один недостаток – вертолет не приспособлен для аварийно-спасательных работ и санавиации – в нем не могут уместиться носилки для раненых и больных.
В советское время в Ульяновске для этих целей использовался вертолет Ми-2 ульяновского аэроклуба ДОСААФ (два газотурбинных двигателя, позволяющих без ограничений садиться в населенных пунктах, 8 пассажирских мест, возможность перевозки больных и раненых на носилках – до 4-х носилок и место для врача, возможность подъема человека с помощью специальной электролебедки во время спасательных операций). Его заменить мог бы вертолет Bell 206L4 или Eurocopter EC175 с двумя газотурбинными двигателями и салоном, позволяющим вместить носилки с пострадавшим, но стоимость часа полета такого вертолета более 70 тыс. рублей, в то время как час полета Ми-2 – 30 тыс. рублей.

P8151895
Когда-то этот Ми-2 считался незаменимым для аварийно-спасательных работ и в качестве санитарной авиации

Но вот какая странность. Я знаю, что, неоднократно, начиная с 2003 года по нынешнее время, ульяновский аэроклуб ДОСААФ обращался к областной власти с предложением использовать возможности его авиационной техники для государственных нужд (мониторинг лесов и полей, санавиация, спасательные работ и пр.) – самолеты Ан-2 и Вильга-35, вертолет Ми-2, а также частные специализированные самолеты, базирующиеся на аэродроме ДОСААФ «Белый ключ». Но ответ всегда был один – все это достаточно дорого, в бюджете нет на это средств. Не спорю, возможно. Только вот стоимость летного часа Ми-2 – около 30 тыс. рублей – лишь чуть дороже, чем у Robinson 44. Вильги-35 – 12-15 тыс. рублей, самолета М-12 (который стали собирать и в Ульяновске) – около 9 тыс. рублей, а самолета Л-13ВВМ «Альбатрос» – вообще 6 тыс. рублей (почти в пять раз ниже, чем у Robinson 44). Разница ощутима. При этом деньги бы оставались в Ульяновске и шли бы шли на дальнейшее развитие региональной авиации.
Ульяновские авиаторы считают, что использовать вертолеты для всех видов работ по госнуждам – «это несколько жирновато», и, если и вправду есть потребность (а она, конечно же, есть) логичнее использовать различные виды авиатехники дифференцированно, и применение нашлось бы всем, в зависимости от возможностей и задач каждого летательного аппарата. Так, для патрулирования и мониторинга дешевле всего использовать «Альбатрос» (можно М-12, «Вильгу» и др.), для срочных вылетов чиновников в райцентры – М-12, «Вильгу» или им подобные легкие самолеты (все они могут легко садиться на неподготовленные короткие грунтовые площадки длиной в 150-200 метров). Для санавиации – АН-2, способный садиться на грунтовые площадки, а в случае их отсутствия и для аварийно-спасательных работ вылетит вертолет Ми-2 (или ему аналогичный американский Bell 206L4, если достаточно денег в бюджете). Для сверхсрочных и сверхважных полетов чиновников, инспекторов, полиции в поисках преступников, а также в случае выявления в ходе мониторинга с воздуха тех или иных нарушений, конечно, будет удобен Robinson 44.
Если речь идет об экономии бюджета, то еще логичнее для мониторинга природных ресурсов и сельхозугодий, пожарного патрулирования, аэрофотосъемки, картографии и пр. использовать беспилотные летательные аппараты (БПЛА). За этим направлением будущее. Затрат в сравнении с вертолетами – практически никаких, поскольку потребление топлива у таких аппаратов мизерное, разве что на заплату оператора. Причем, сегодня это совершенно реальное и перспективное направление. Стоимость импортных БПЛА, позволяющих вести высококачественную фотосъемку (компания Геосалют http://www.geosalut.ru/bpla/ ), колеблется в пределах от 0,85 до 2,8 млн рублей. Более того, БПЛА в последние годы очень активно создаются в России, благо, что талантов в нашей стране много (и даже странно, что этим не занимаются в авиационной столице, где помимо авиационного хорошо развивается IT-кластер). Так, специализированные БПЛА для аэрофотосъемки и видеомониторинга (в том числе с тепловизором) делают в Ижевске (http://unmanned.ru/ ), в ГК ZALA AVIA (Москва, Ижевск, http://zala.aero/ ), в Казани (http://www.enics.ru/bla?product_id=20 ). В Смоленской области вообще реализуется специальная программа постоянного воздушного мониторинга с помощью сети центров БПЛА (http://www.aerokarta.ru/ ). А создает для них летательные аппараты совместно с коллегами из Казани ульяновский авиатор, руководитель ульяновского клуба авиамоделистов (входит в федерацию авиационного спорта Ульяновской области) Юрий Тынников. Один комплект БПЛА, созданный ими, состоящий из двух самолетов, наземной станции, системами автоматического управления и видеонаблюдения стоит 1,5 млн рублей. По словам Тынникова, он уже предлагал ряду ведомств региона воспользоваться услугами БПЛА, «но интереса не было».
Вот, почему, мне кажется все это странным.
Конечно, это круто, когда вертолеты барражируют над авиационной столицей, оберегая регион от лесных пожаров, гибели посевов, воровства природных ресурсов.
Конечно, это здорово, когда полиция догоняет преступников на вертолете, от которого не уйдет никакой супер-классный джип, а врачи вовремя прилетают на место аварии и доставляют пострадавших прямо на крышу больничного комплекса, поскольку дорога каждая минута.
Конечно, это круто и здорово, когда развивается региональная авиация, а губернатор или иной высокий чиновник срочно вылетает на решение проблемы в дальний район и быстро возвращается назад, поскольку для главы тратить на автомобильные поездки по три-четыре часа в одну сторону – это тоже расточительно.
Но во всем есть свои пределы и свой резон, зависимые от финансовых возможностей. Даже богатые Транснефть и Газпром для мониторинга трубопроводов начинают отказываться от использования вертолетов в пользу БПЛА.
Вертолет Ми-2 ульяновского аэроклуба ДОСААФ, который в советское время активно использовался для выполнения различных госзадач, уже не первый год стоит на приколе, выработав межремонтный ресурс. Но на капремонт вертолета денег (8,5 млн руб.) у аэроклуба нет. Регион тоже не может помочь, ссылаясь на отсутствие средств. А если у нас нет денег, то стоит ли заводить разговоры о вертолетных центрах? Я лично хорошо отношусь к «Аэросоюзу». Молодцы ребята, активно развивают свой сетевой бизнес в регионах (уже в девяти областях они обеспечили свое присутствие). Но одно дело развивать его за счет частных заказов, другое – за счет государственных. За счет частных пока не везде и не все получается. В Волгограде компания, уже второй год работающая под брендом «Аэросоюза», пока никак не может стать рентабельной, поскольку заказов фактически нет, а областное правительство не видит необходимости пользоваться их услугами.
Но если деньги все-таки есть, то не лучше ли подойти к теме системно и комплексно, давая возможность развиваться своей региональной авиации?
Так есть или нет?
Или я чего-то не понимаю?

В сжатом информационном варианте тема здесь, в Ъ