94-й федеральный закон, регулирующий госзаказ на поставку товаров и услуг, очень часто подвергается критике. Направленный на снижение уровня коррупции, он не снял этой проблемы – нечистые на руку чиновники находят способ за “откат” отдать заказ самому сговорчивому поставщику или исполнителю. В то же время, 94-й ФЗ стал источником множества бюрократических проволочек, из-за которых в конечном итоге страдают рядовые потребители.
Взять к примеру те же дороги. Пока неповоротливая государственная машина размещает заказ, рассматривает заявки и проводит торги, уходит время. Итог мы видели: дорожники завершают работы в спешке, под осенними дождями и до самых холодов. Как это сказывается на качестве ремонта мы знаем – уже весной многие отремонтированные дороги покроются ямами.
Другой пример – социальное питание. Подрядчик, который обеспечивает питание в больницах, школах и детских садах, также определяется через аукцион. Кто готов кормить детей и больных за меньшую цену – тому и отдают заказ. К чему это может привести мы тоже хорошо знаем. Достаточно вспомнить скандал, разгоревшийся летом в связи с ситуацией в областной психиатрической больнице. ООО “Галеас”, которое за счет значительного снижения цены контракта выиграло конкурс на право оказывать “карамзинке” услуги по организации питания , стало поставлять в больницу некачественные продукты, да еще и не в полном объеме (в период с 1 по 10 июля в больницу недопоставлено 160 кг сыра, 120 кг сливочного масла, 55 кг консервированных огурцов), а больные вместо щей с мясом вынуждены были есть «жидкую консистенциию с присутствием жира». В одном из кусков мяса сотрудники больницы и вовсе обнаружили гнойник. Главврач больницы в связи с этим неоднократно направлял подрячдчику письма с претензиями, но тот продолжал оказывать некачественную услугу, пока в дело не вмешалась пресса. Подробности этой истории читайте здесь .
Тем временем, календарный год подходит к концу и впереди – новые конкурсы на право организации питания в в учреждениях социальной инфраструктуры. Вряд ли можно ли быть уверенными в том, что история не повторится в какой-то другой больнице или школе. При нынешнем законодательстве никто не застрахован от недобросовестного отношения подрядчиков к своим обязательствам. В тендерах наверняка будет участвовать “Галеас” и другие подобные организации. Как добиться того, чтобы детей и пациентов больниц не кормили недобросовестные подрядчики?
Во-первых, в технических требованиях госконтракта к исполнителю можно прописать особые условия. Например, наличие у потенциального подрядчика опыта работы в социальных учреждениях (так можно отсечь от участия в аукционе подставные фирмы-однодневки), присутствие в штате медицинского работника, отвечающего за надлежащее качество поставляемых продуктов и другие условия.Однако многие из этих условий могут быть соблюдены претендентом формально, ведь для него главное – получить контракт, заработать.
Во-вторых, недобросовестных подрядчиков можно и нужно вносить в соответствующий перечень, чтобы не допустить их участия в последующих аукционах.
В третьих, что касается социального питания, то получатель услуги (руководство соответствующей школы или больницы) должен очень внимательно следить за соблюдением подрядчиком ГОСТа, качеством и количеством поставляемых продуктов, технологии приготовления пищи, санитарным состоянием пищеблоков и столовых, квалификацией сотрудников. Должностное лицо организации должно нести ответственность за качество питания наряду с подрядчиком.
Наконец, можно было бы рассмотреть возможность полного отказа от системы госзакупок по 94-му ФЗ при организации социального питания. Подрядчиков могла бы выбирать специальная комиссия, которая руководствовалась бы не только тем, как дешево исполнитель готов кормить детей и пациентов, а насколько он обеспечен квалифицированными кадрами, оборудованием и т.д. Кроме того, у учреждения должна быть возможность расторгнуть договор с исполнителем в случае, если тот допускает какие-либо нарушения при организации питания.
Разумеется, это только часть возможных мер по наведению порядка в сфере организации социального питания. Но на сегодняшний день ясно одно: система госззаказа при организации социального питания нуждается в реформировании. Иначе больных снова будут кормить сомнительными “консистенциями”, приготовленными из испорченных продуктов.