28 ноября бюджет Ульяновской области на 2014 год был принят во втором чтении. Председатели комитетов и лидеры фракций Законодательного Собрания дали оценку главному финансовому документу региона.
Алсу Балакишиева, заместитель Председателя Законодательного Собрания, председатель комитета по бюджету и экономической политике.

– В этом году мы выстроили новый формат работы бюджетного комитета, и при подготовке ко второму чтению тщательно рассмотрели бюджеты каждого муниципального образования. Бюджеты всех муниципальных образований – 21 районный и три городских (Ульяновск, Димитровград и Новоульяновск) – дотационны, некоторые до 85%. Поэтому мы работали над тем, чтобы и в бюджете области, и в бюджетах муниципалитетов были в обязательном порядке отражены приоритетные направления, такие как выполнение указов Президента по повышению заработной платы, бюджетное послание Губернатора Ульяновской области, в котором определены наши главные задачи, выполнение наказов жителей региона, и все изменения бюджетного и налогового законодательства.

Впервые мы поделились с муниципальными образованиями десятью процентами акцизов за нефтепродукты – общая сумма 200 млн. руб. будет направлена в районы и пойдет на изготовление проектно-сметной документации по дорожному хозяйству и, конечно же, ремонт и благоустройство территорий.

Еще один важный момент касается исполнения закона об образовании в части дошкольного образования. Он предусматривает три уровня финансирования: за счет областного бюджета, местных бюджетов и родительской платы. На третий пункт мы обратили особое внимание и проработали этот вопрос так, чтобы плата за детей, которые посещают детские садики, для родителей не повышалась. В этой части мы освобождаем муниципальные образования от нагрузки в пределах 300 млн. руб., и с 1 января 2014 года берем эти обязательства на уровень области. Но это не окончательная сумма – при изыскании дополнительных доходов, а внутренние резервы у нас есть, в дальнейшем мы на эти приоритетные направления будем направлять дополнительное финансирование.

В отличие от многих других регионов мы не «упали» по части доходности. Сумма доходов по сравнению с прошлым годом идет с приростом 3,5%. В целом в блоке экономики работает четыре направления, которые формируют наши доходы – это сельское хозяйство, промышленность, торговля и строительство. Учитывая прогноз социально-экономического развития, дефлятор цен, заработную плату и прибыльность предприятий, можно сделать вывод, что расходы и дефицит мы определили правильно. У нас есть положительное заключение контрольно-надзорных органов и общественности.

Кроме того, мы ожидаем поступления средств из федерального бюджета – сумма около 5 млрд. рублей с плюсом войдет в доходную часть бюджета Ульяновской области. И конечно все первоочередные расходные обязательства – по газификации, по чистой воде, по модернизации системы образования, – будут приоритетными для финансирования.

Игорь Тихонов, заместитель Председателя Законодательного Собрания, председатель комитета по социальной политике:

– Бюджет Ульяновской области на 2014 год принят во втором чтении исходя из приоритетов, расставленных с максимальным участием депутатского корпуса и учетом мнения экспертов. В ходе обсуждения они уточнялись, дополнялись, и в отличие от предыдущих лет, когда бюджет вызывал достаточно много споров, сегодня у нас, депутатов, исполнительной власти и общественности есть полное понимание первоочередных задач. Это повышение заработной платы работников бюджетной сферы в рамках майских указов Президента РФ Владимира Путина, безусловное исполнение всех публичных обязательств по социальной поддержке населения, реформа дошкольного образования и дальнейшее развитие инфраструктуры здравоохранения, спорта и культуры. Приоритеты бюджета были расставлены не случайно – они находят поддержку и у избирателей, и у депутатов.

Также определены стратегические направления развития социальной политики на ближайшие насколько лет. Среди них – обеспечение учителями и врачами сельских населенных пунктов. Острый дефицит кадров можно будет “закрыть” только тогда, когда специалистам будет понятна ситуация с их обеспечением отдельным, комфортабельным, благоустроенным жильем. Без помощи государства и областного бюджета эту глобальную задачу не решить.

Сегодня мы приобретаем за счет средств бюджета оборудование, автотранспорт. Например, сегодня главным врачам из районов области были вручены 50 ключей от новых автомобилей скорой медицинской помощи. Точно также надо приобретать и жилье, которое позволит решить масштабную задачу привлечения и закрепления специалистов на селе.

Виктор Антипов, председатель комитета по аграрным вопросам, продовольствию, развитию сельских территорий, природопользованию и охране окружающей среды:

– Аграрный сектор Ульяновской области дает до 32 процентов в доходную часть бюджета, получает при этом, конечно, значительно меньше, чем хотелось бы. Тем не менее, бюджет 2014 года никак не хуже 2013-го, а если говорить о решении вопросов сельских территорий в целом, то даже лучше. У муниципальных образований появляется новая строка доходов – это 10% акцизов от продажи нефтепродуктов. 200 млн. руб. будет распределено между 21 сельским районом и тремя городскими округами на развитие дорожной сети и благоустройство. Значительно уменьшается нагрузка на муниципальные бюджеты по заработной плате работников среднего и дошкольного образования.

Если говорить об агропромышленном комплексе, мы завершаем год на достаточно высоком уровне: убрано 960 тысяч тонн зерна, приобретено 415 единиц новой техники. Отдельные проблемы есть в производстве молочной продукции и яиц, но при этом по итогам 10 месяцев Ульяновская область стала одним из двух регионов стране, где по молочной продукции не допустили снижения объемов производства.

Конечно, в условиях вступления в ВТО агарному сектору нужна серьезная государственная поддержка. Вопросы по финансированию есть, и в ближайшее время нашему комитету вместе с профильным министерством придется очень много работать, чтобы выполнить требования федеральной программы развития аграрного комплекса России до 2020 года. Этот вопрос находится на нашем постоянном контроле, и я уверен, что будут предприняты все меры, для того чтобы получить достойное финансирование из федерального бюджета.

Геннадий Антонцев, председатель комитета по жилищной политике, жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике:

– Перед вторым чтением бюджет 2014 года был рассмотрен со всех сторон. Пришло время его принимать, потому что сегодня улучшить его кардинально уже не получится. Что касается коммунальной отрасли, за которую отвечает наш комитет, мы будем работать над тремя основными направлениями: это просвещение собственников и повышение квалификации специалистов сферы ЖКХ, капитальный ремонт и энергосбережение. Сегодня этим вопросам, к сожалению, уделяется недостаточно внимания, поэтому мы сосредоточим свои усилия на поиске источников финансировании трех перечисленных направлений.

Нужно понимать, что бюджет не есть нечто, застывшее навсегда. На те статьи, которые сегодня кажутся недофинансированными, все равно появятся деньги во время и исполнения этого бюджета. Самое главное понимать, какие направления в бюджете 2014 года должны быть усилены.

Василий Гвоздев, председатель комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию гражданского общества:

– Бюджет 2014 года сложный, но абсолютно рабочий документ социальной направленности. В системе образования и здравоохранения показатели не хуже, чем в 2013 году, при этом есть определенным рост. Радует, что по разделу “национальная безопасность” заложены средства на создание в Ульяновской области миграционного пункта, который будет отслеживать и фиксировать нарушения миграционного законодательства. Заложено финансирование на поддержку общественных организаций и грантовую деятельность. Качественно отстроена система взаимодействия с муниципальными бюджетами.

Областной бюджет следующего года стал итогом слаженной командной работы. Я убежден – мы справимся, и 2014 год в целом будет достаточно стабильным. Однако в ближайшие два месяца наш комитет будет отслеживать все, что связано с реорганизацией системы муниципального и государственного управления. Нам крайне важно, чтобы были соблюдены трудовые права каждого человека, попавшего в непростую ситуацию.

Алсу Садретдинова, председатель комитета по строительству, промышленности, транспорту и дорожному хозяйству:

– Кто бы что ни говорил и какие оценки не давал, – бюджет действительно социально ориентирован и направлен на улучшение качества жизни людей. Все социально-защищенные статьи нашли свое отражение в бюджете. Проделана очень сложная работа, по итогам которой можно с полной уверенностью сказать, что все предложения, замечания и наказы населения в бюджете 2014 года учтены по максимуму наших возможностей.

Все комитеты, и наш в том числе, тщательно рассматривали все аспекты бюджетного планирования. Отдельные вопросы промышленный комитет прорабатывал с выездом на предприятия и в ведомственные учреждения. Мы рассмотрели программу комплексного развития дорожной отрасли до 2018 года, дали свои рекомендации профильному министерству и указали на те недоработки, которые были в этом году.

Очень много вопросов возникало по строительной отрасли, по программам ипотечного кредитования и стимулирования жилищного строительства. Недофинансирование, конечно, есть. Но есть и понимание взаимодействия с правительством в этой части. Поэтому будем работать дальше и двигаться вперед.

Александр Кругликов, руководитель фракции КПРФ:

– Фракция КПРФ голосовала против бюджета, и по-другому быть не может. Бюджет – это отражение общей политики и социально-экономического курса региона и страны. В настоящем бюджете Ульяновской области нас не устраивает сокращение на 1 млрд. 700 млн. рублей расходов на национальную экономику. Критическая ситуация сложилась на Ульяновском автомобильном заводе, на ДААЗе, несмотря на то что мы поддерживали эти предприятия на протяжении многих лет. Сокращение персонала – это большая беда для тысяч семей. Мы плодим обездоленных, которые столкнутся с проблемой оплаты растущих коммунальных платежей, поддержки детей, стариков, безо всякой возможности ее решить.

К превеликому сожалению, мы на три миллиарда рублей не добираем доходную часть бюджета, и целый ряд социальных программ тоже не финансируются должным образом. Урезаются расходы на здравоохранение, минус 349 млн. рублей ждет самую больную отрасль – ЖКХ.

Что касается повышения заработной платы бюджетникам… Да, эти проблемы надо решать. Но финансового подкрепления эти указы из федерального центра не получили. В очередной раз мы финансируем их за счет областного бюджета – это большая беда.

Бюджет принимается не ради бюджета, а ради того чтобы жизнь была лучше, ради того чтобы поднималась экономика и решались те или иные социальные проблемы. Что-то действительно делается, я не хочу ничего хаять. Но бюджет мог бы быть и лучше даже в сегодняшних условиях. Где можно найти деньги, и каким образом, чтобы существенно наполнить бюджет, – мы говорили в своих предложениях Губернатору. Я глубоко убежден, что надо пересматривать всю социально-экономическую политику и в стране, и в регионе.

Дмитрий Грачёв, руководитель фракции ЛДПР:

– В бюджете 2014 года в первую очередь вызывает большую озабоченность дефицит средств, заложенных на заработную плату. Пять процентов, которые закладываются на повышение оплаты труда бюджетникам с октября 2014 года, мы считаем крайне неудовлетворительным. Ведь оплата питания в детских садах уже сейчас повысилась на 25%, предстоит еще повышение. Растут и другие расходы.

Неудовлетворительно финансируется сельское хозяйство, жесточайший дефицит есть практически по всем отраслям. Не нашли своего отражения в главном финансовом документе наказы избирателей ЛДПР – это в первую очередь капитальный ремонт и переселение из ветхого и аварийного жилья, поэтому я голосовал “против”.

Ростислав Эдварс, руководитель фракции партии “Единая Россия”:

– Бюджет – это не просто цифры, это стратегия развития региона. Фракция “Единой России” приняла единогласное решение поддержать бюджет во втором чтении, потому что все возникавшие вопросы были сняты во время обсуждения. Были использованы разные формы – от узких ведомственных совещаний до широкого обсуждения с приглашением экспертов, созданием общественных советов по отдельным вопросам.

Проблемное поле действительно есть, но в рамках тех возможностей, которыми мы распологаем, мы принимаем максимально социально-ориентированный бюджет. Не только для меня лично, но и для фракции “Единой России” в целом, на первом месте было сохранение социальных обязательств, которые регион уже взял на себя. В частности, сохранены все выплаты по закону о ветеранах труда Ульяновской области. Задача будущего – сделать это звание более значимым. Важная составляющая бюджета – это повышение заработной платы врачам и учителям до показателей средней по экономике. Указы Президента РФ будут выполнены в полном объеме.

Сегодняшний вариант бюджета не окончателен – мы вернемся к его рассмотрению в начале следующего года, когда поступят дополнительные федеральные средства. Бюджет – это живой организм, и его важно оценивать в развитии.