Молодой виолончелист и дирижер Денис Шаповалов, вдохновенный, как кинематографический формановский Моцарт, дал в прошлую пятницу концерт с Ульяновским государственным академическим симфоническим оркестром.
Программа, предложенная этим столичным музыкантом, была изысканной и романтической. Денис Шаповалов дирижировал исполнением двух сюит Эдварда Грига к драме Ибсена «Пергюнт» и увертюры «Ромео и Джульетта» Петра Чайковского. А в Концерте ре мажор для виолончели с оркестром Йозефа Гайдна он занял еще и место солиста.
Послушный дирижерской палочке и виолончельному смычку, оркестр звучал превосходно. Непосредственный и эмоциональный Денис заражал своей энергией и увлеченностью и музыкантов, и зрительный зал. Он покорял не только музыкальностью, отточенным профессионализмом, но и неожиданной для классического музыканта непосредственностью поведения на сцене: например, делал вид в конце выступления, что хочет забросить свою виолончель в зрительный зал…
Накануне концерта корреспондент «УС» побеседовала с гостем города.
– Денис, на Вашем сайте первые слова о Вас – Мстислава Ростроповича, очень и очень лестные: «Блестящий талант!». Трудно соответствовать этой характеристике?
– Не сложно. Это же не штанги поднимать. Что могу, то могу. Стараюсь! Можно бы лучше, но через голову не перепрыгнешь. Хотя бывает…
– А можно перепрыгнуть через голову?
– Так, чтобы коснуться неба?
– Денис, Вы – романтик!
– Скорее, романтик-психоделик. Стараюсь делать свое дело максимально, на 300 процентов. Вообще, надо проще относиться ко всем регалиям.
– Самое главное – музыка, растворяться в ней, летать?.. Это бывает?
– Да, особенно тогда, когда слушаю альбом 1975 года группы «Pink Поуо!» или «Море» Дебюсси, иногда – рок-н-ролл.
– Расскажите о Ростроповиче. Что Вас восхищало в нем?
– Я все время был в восторге от Мстислава Леопольдовича, от его обаяния. Да и не только я, все были в восторге от него – от уборщиц до королев. Мне повезло: было десять лет плотного творческого и дружеского общения. В детстве думал, что никогда с ним не встречусь, но – выпало счастье. И такие встречи с великими у меня иногда случаются. Владимира Спивакова с его оркестром видел по телевизору и думал: «Вот бы.». А потом жизнь так сложилось, что не только с ним встретился, но и поиграл. Да еще на каких площадках! И с какими знаменитыми оркестрами! Так что чудеса случаются. Правда, перед этим мне пришлось прилично позаниматься. Еще одна моя мечта – встретиться с Роджером Уотерсом, основателем «Pink Floyd». Получится ли?
– Банальный вопрос: почему из множества инструментов в Ваших руках – виолончель?
– Я не виноват. Мне было четыре с половиной года, и это был выбор родителей.
– Укладывая свою виолончель в футляр, Вы назвали ее «моя девушка». Действительно относитесь к ней, как к девушке?
– Да, хотя на французском языке виолончель – мужского рода. Но мне ближе русский вариант. Так что у меня две «девушки», две «сестры».
– Вы были победителем такого замечательного конкурса, как конкурс имени П.И. Чайковского. Вообще, нужны ли конкурсы музыкантам? Некоторые в них из принципа не участвуют и считают, что такие победы ничего не решат в их судьбе.
– Есть два варианта ответа: и да, и нет. Шопену, Горовицу, Рихтеру и так далее не нужен был конкурс, а кому-то – нужен. На конкурсе может хороший менеджмент открыться, что-то еще. Как Валерий Гергиев говорил, победители должны получить в награду раскрутку. В моем случае этого не было, нами, лауреатами, никто не занимался. Лично мне, кроме красивого названия, конкурс ничего не дал. «Поляну распахивать» пришлось самому.
– Вы «сам себе менеджер»?
– У нас команда есть, и «наш паровоз вперед летит».
– Но сейчас, когда «попса» везде и всюду, продвигать классическую музыку нелегко?
– Не припомню, чтобы на центральных каналах показывали бы симфонический концерт. Похоже, что оболванивание людей и низведение их до уровня жвачных животных идет на государственном уровне. А ведь какая была эстрада в советское время, какие имена! Возвращаясь к Вашему вопросу, должен сказать: интерес к классике упал, но сдаваться все равно не надо.
– Денис, Вы – еще и дирижер. Что это дает Вам как виолончелисту, и что как дирижеру дает Вам умение играть на виолончели?
– Прекрасный вопрос, мне еще такого не задавали ни разу. Обычно спрашивают: зачем все хватаются за палочку, не умея дирижировать? Могу с этим согласиться. Но происходит отбор: кто настоящий маэстро, а кто только делает вид. Для меня
лично дирижирование – семейное дело, потому что мой папа – дирижер. Спасибо родителям и учителям за то, что приучили меня мыслить партитурно. Отец мне говорил: «Ты не можешь выйти на сцену с оркестром, если не знаешь, что играет каждый инструмент в исполняемом произведении». И это логично. Ведь глупо было бы, если бы исполнитель роли Гамлета знал бы только свой текст, но не знал, что делает Офелия в следующем акте. Поэтому музыку я слышу не однопланово, а многопланово, всю ее структуру. Такой у меня слух. Кстати, из-за него мне, к сожалению, нелегко бывать в общепитовских заведениях, где от телевизоров исходит дебильная музыка. Если другие легко отключаются, то через меня, как сквозь фильтр, проходит все, что звучит. Возвращаюсь к Вашему вопросу: опытные музыканты, которые слушали, как я дирижирую, говорили: «Слушай, старик, тебе надо этим заниматься». Я, человек скромный, сам не полез бы туда. Попытка – не пытка, получится, так и прекрасно. Думаю, уже получается. А что до второй половины Вашего вопроса, то сознание музыканта очень сильно расширяется от работы с таким масштабным инструментом, как оркестр. Это взаимопроникающие профессии – дирижер и музыкант, особенно, если он струнник. Движения рук того и другого, если они хорошие профессионалы, естественны, все движения – как стук сердца, как дыхание.
– Вы много ездили и по стране, и по миру, играли с оркестрами высочайшего уровня. А что можете сказать о нашем симфоническом оркестре?
– Мы играли вместе год назад. Встретились вновь, и было интересно на репетициях, музыканты шли мне навстречу. Вообще, мое кредо – самому идти навстречу с открытой душой, без всяких кирпичей за пазухой. Знаете, бывают дирижеры, которые начинают «прессовать», что-то себе и другим доказывают. Если дирижер и музыканты подчиняются своему главному, замечательному, нежному «тирану» – музыке, то это есть самая совершенная тирания.
– Прочитала на Вашем же сайте, что Вы сочиняете музыку и даже провели фестиваль для молодых композиторов. Расскажите об этом.
– На самом деле, это громко сказано, что сочиняю музыку, я ее придумываю. Я фанат классического рока, психоделики, поэтому мечта у меня была – создать в этом русле что-то собственное, потому что играю ведь все время не свое, в рамках традиций, интерпретаций, чужих воззрений. Шаг вправо, шаг влево – это максимум, что ты можешь себе позволить. А тут ты понимаешь, что можешь открыть дверь в собственный мир, исследовать его. Это потрясающе! Я как-то сел и попробовал, увидел что-то неземное, другие планеты.
– Вы ощущаете музыку Космоса?
– Абсолютно, тотально, в различных модификациях. Я записал свой диск, и на его основе есть целое рок-шоу с цветом и видео. Мы с друзьями ездим, даем такие концерты. Говорят, что это некое новое направление. Что касается молодых композиторов, то года четыре назад был такой эксперимент – сподвигнуть композиторов написать что-то новое для виолончели. Это был разовый проект, не получивший продолжения, но на его основе был создан альбом.
– Приезжайте к нам со своим рок-шоу.
– Поживем – увидим!
Беседовала Ирина Морозова
НАША СПРАВКА
Денис Шаповалов родился в 1974 году в Чайковском. В 11 лет дал первый сольный концерт. В 1998 году выпускник Московской консерватории, стипендиат Фонда М. Ростроповича, он стал победителем XI Международного конкурса им. П.И. Чайковского. В 2000 году Денис дебютировал в США на Всемирном конгрессе виолончелистов, а в 2001 году стал победителем Виртуального музыкального конкурса в Нью-Йорке.
Маэстро Ростропович выделял его из всех российских виолончелистов, приглашал выступать на концертах в Англии, Франции, США.
Денис играл со многими известными дирижерами – В. Спиваковым, Ф. Федосеевым, Ю. Башметом, В. Зива, Л. Маазелем и другими. Он сотрудничает с такими ведущими коллективами страны и зарубежья, как Государственный академический симфонический оркестр, «Виртуозы Москвы», «Солисты Москвы», Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Лондонские симфонический и филармонический оркестры, оркестр Баварского радио и другими.