Тема социального питания постоянно на слуху и это не случайно. Организации, работающие в этой отрасли, обеспечивают питанием граждан в детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования, в лечебных учреждениях. За несколько последних лет все больше учреждений отдают эту услугу на аутсорсинг, справедливо полагая, что специализированные операторы справятся с этой функцией лучше. Но качественной услуга может быть только в том случае, если операторы будут действовать строго в соответствии с законом и действующими стандартами.

Дискуссия о качестве питания регулярно активизируется перед очередным финансовым годом при заключении новых контрактов. Часто предприниматели,  уличенные в некачественном оказании услуги, сетуют на строгость федерального законодательства, требуют убрать те или иные критерии оценки качества, оставив единственным параметром  – цену.

Но с таким подходом не соглашаются заказчики услуги, которые понимают, что если единственным параметром будет цена, то победителем конкурса может оказаться организация, не имеющая соответствующей квалификации и закупающая самые дешевые продукты, в ущерб качеству. Страдать в конечном итоге будут дети и пациенты больниц.

Вместе с этим, на федеральном уровне  все чаще говорят о необходимости усиления контроля, в том числе и гражданского, за качеством продуктов питания, потребляемых гражданами.

О состоянии дел в отрасли мы побеседовали с руководителем одного из региональных операторов социального питания ООО «Альтернатива» Андреем Толмачевым.

– Андрей Валерьевич, что можно назвать основной сложностью при оказании услуг социального питания?

– Одной из основных, –  выбор поставщиков. Главный приоритет в нашей работе, это, безусловно, качество оказываемых услуг, которое основывается, прежде всего, на качестве поставляемых продуктов. Отбору поставщиков мы уделяем повышенное внимание, здесь учитываются все факторы – качество поставляемого товара, его цена, логистические возможности производителя.

В отказах от учреждений мы имеем возможность оперативно расторгать договоры поставки с недобросовестным поставщиком. Поэтому регулярно мы самостоятельно заказываем экспертизу используемых продуктов в лаборатории. Помимо этого контроль проводит Ветеринарная служба, совместно с Министерством сельского хозяйства. Все результаты экспертиз становятся предметом детального обсуждения с поставщиками. В случае несоответствия требованиям качества, мы тут же расторгаем договор.

Большая часть наших поставщиков – это ульяновские производители. Хотя  если по качеству местные поставщики не уступают иногородним, то вот в остальном бывают сложности. Кто-то не может обеспечить требуемые нами объемы поставок, кто-то не может выдерживать график доставки. И для поставщиков, и для операторов это проблема. Первые теряют рынок сбыта, вторым приходится нести дополнительные затраты.

– Что может стать решением проблемы?

– На наш взгляд, выходом может стать создание крупных логистических центров, которые бы принимали продукцию от региональных производителей и оперативно доставляли ее операторам. Не секрет, что, например, овощи из районов нашей области с трудом попадают в учреждения областного центра. Находящиеся вблизи  крупных центров производители пользуются этим, завышая цену. Это само по себе неправильно, так как это влечет к увеличению стоимости обедов для школьников.

 

– Какие еще существуют проблемы?

– Я неоднократно на различных форумах и совещаниях поднимал проблему сроков, на которые заключаются контракты. Сегодня это максимум год – полгода. К сожалению, при таком подходе операторам сложно планировать свою деятельность на долгосрочные периоды. Сфера социального питания обязывает операторов быть социально-ориентироваными. Просто заключить контракт, выполнить его условия и уйти – этого сегодня мало. Бизнес должен вкладываться в модернизацию оборудования, пищеблоков, чем мы активно занимаемся. За последние годы было закуплено достаточно много оборудования в школьные столовые, в пищеблоки лечебных учреждений. Остро стоит кадровый вопрос – сейчас для всех операторов актуальна проблема нехватки кадров. Мы активно сотрудничаем как с местными образовательными учреждениями, так и иногородними, оплачиваем курсы повышения квалификации, привлекаем на стажировку студентов, стараемся постоянно повышать зарплату сотрудникам.

Но опять же, решать эти задачи можно эффективно, только имея контракты на более длительные сроки. К счастью, сейчас определенные сдвиги в этом направлении наметились.

– Сейчас остро встал вопрос о конкуренции при проведении торгов. Ощущаете это на себе?

– Я всегда говорил, что конкуренция – это хорошо. Но только, если эта конкуренция здоровая. В этом случае операторы подстегивают друг друга, а это идет только на пользу качеству оказываемых услуг. Например, мы первыми начали перевод питания в школах на безналичный расчет. Видя это, и другие операторы начали развивать это направление.

Но главным приоритетом для всех операторов на рынке должно оставаться качество оказываемых услуг. К сожалению, часто при проведении торгов по 94 закону ключевым критерием оказывается цена. Это позволяет практически любому зарегистрировать фирму-однодневку и путем сильного снижения цены победить на торгах. Но о качестве в этом случае говорить уже не приходиться. Для сферы социального питания это просто недопустимо. Поэтому считаю, что главным критерием должна быть не цена, а качество оказываемых услуг. При этом опыт компании при оказании аналогичных услуг должен превалировать. Тем более, что у заказчиков все инструменты для этого есть – в статье 11 94 закона четко прописано – «При размещении заказов на поставки пищевых продуктов и (или) на оказание услуг общественного питания для указанных учреждений и организаций заказчик, уполномоченный орган вправе установить также требование к участникам размещения такого заказа о наличии у них опыта исполнения соответственно двух контрактов на поставки одноименных товаров (поставки пищевых продуктов в указанные учреждения и организации) и (или) на оказание одноименных услуг (услуг общественного питания для указанных учреждений и организаций), стоимость каждого из которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится конкурс или открытый аукцион в электронной форме.». Такое понимание у заказчиков сейчас есть и большинство торгов проводятся по конкурсу, где этот критерий фигурирует. Для крупных операторов такие критерии не являются проблемой, но они позволяют не допустить к торгам сомнительные компании.

– То есть, указание требования о наличие опыта позволяет повысить качество.

– Конечно, но на этом не стоит останавливаться.

Сейчас есть понимание о необходимости создания своего объединения, Ассоциации социального питания. Организации, которая, как и СРО в строительстве, будет нести ответственность перед потребителями за своего участника. Кроме того, у объединения появится возможность организовывать тотальный лабораторный контроль качества продуктов, осуществлять эффективный внутренний контроль. Одновременно Ассоциация должна активно заниматься пропагандой Здорового питания, решать вопросы подготовки персонала и многое другое.  Мы уже обсудили эту идею с несколькими предприятиями,  и нашли взаимопонимание. Думается, что объединение усилит и даст необходимый эффект,  приведет к росту качества оказываемой услуги. Подобное объединение позволит более эффективно решать целый ряд вопросов. Во-первых, Ассоциация сможет регулировать региональный рынок услуг социального питания, следить за качеством оказываемых услуг всеми операторами. Во-вторых, Ассоциация сможет решить вышеозвученную задачу создания логистического центра. И самое главное, совместная работа позволит выработать единые стандарты социального питания, которых сейчас, к сожалению, просто нет. Четкое следование стандартам – залог высокого качества оказываемых услуг всеми операторами.