Вводить или не вводить обязательную плату за капремонт с 2014 года – до сих пор не могут определиться в правительстве Ульяновской области. Губернатор Сергей Морозов поручил подготовить обращение в федеральный центр с просьбой о переносе «пожизненной меры» до 2017 года. Но шансов, что это изменит ситуацию, немного.

Согласно федеральному законодательству, со следующего года в квитанции на оплату ЖКУ появится новая строка – обязательный взнос на капитальный ремонт общего имущества. Обязанность содержать свое жилье в надлежащем состоянии была закреплена за собственниками сразу же, как появился Жилищный кодекс РФ, – еще в 2005 году. Вместе с тем в Законе «О приватизации жилищного фонда в РФ» (статья 16) сказано, что «за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома».

Иными словами, обязанность, закрепленная в ЖК РФ, наступает у собственника жилого помещения после того как бывшим наймодателем (органом государственной власти или местного самоуправления) будет произведен капитальный ремонт приватизированного имущества. Однако по сей день полностью это практически нигде не сделано. При этом государство (бывший наймодатель) предлагает нам с 2014 года начать отношения с чистого листа, изменив схему финансирования капремонта.

Поэтому у рядовых жителей возникает логичный вопрос: кто же обязан платить за капремонт? Погружение в тонкости новой схемы финансирования открывает много интересного.

Не готовы, нужен еще год

Законопроект о создании системы финансирования капремонта многоквартирных домов, который вводит обязательные ежемесячные платежи для собственников квартир, был принят Государственной Думой в первом чтении еще 8 июня 2012 года. Тогда в связи с этим по стране прокатилась волна протестов. Однако никакого воздействия на законодателей народные акции не оказали. В декабре 2012-го закон обрел силу.

Для того чтобы подготовить население и сделать программу капремонта, регионам дали год. Но справились не все.

«Мы не готовы к реализации закона о капремонте, в том числе из-за низкой информированности населения, которое в большинстве своем просто не знает новых процедур и механизмов капитального ремонта, – говорит председатель Комитета ЗСО Ульяновской области по жилищной политике, ЖКХ и энергетике Геннадий Антонцев. – Не готова и сама власть. Ведь муниципалитет – это тоже собственник, причем в Ульяновске обладающий самым большим объемом жилфонда. Однако в муниципальном бюджете не заложены средства на оплату обязательных взносов на капремонт».

Законодательное собрание Ульяновской области, взвесив все аргументы, присоединилось к инициативе Ярославской областной Думы об отсрочке на год вступления в силу закона о капремонте. Отсрочку поддержали и другие регионы – Астраханская, Кировская области. Предложение направлено в Госдуму. Сейчас в этих регионах все замерли, что называется, затаив дыхание, так как это последний шанс отодвинуть введение обязательных взносов за капремонт.

Мониторинг домов – по нулям

На сегодняшний день ни один муниципалитет Ульяновской области (да и по стране в целом, за редким исключением) не сможет дать объективной картины по жилфонду на своей территории. Между тем формирование региональной программы капремонта требует знаний по каждому дому. По идее два раза в год здание должны осматривать УК, которые на основе этих весенне-осенних осмотров составляют перечень работ по содержанию и текущему ремонту. Но по факту эта работа если и выполняется, то формально.

БТИ практически утратило свою былую функцию по составлению техпаспортов. Сосредоточившаяся на проведении проверок по жалобам населения жилищная инспекция также не ведет мониторинг состояния домов. Данные от управляющих компаний поступают недостоверные или «нулевые». Это когда в компьютерной программе мониторинга по всем параметрам забиваются нули и получается, что формально УК сдала отчет (все графы заполнила), но, по сути, никаких данных не представила.

«Мы столкнулись с этим, когда создавали свою информационную систему учета на сайте Фонда, – говорит директор ОГКУ “Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального комплекса и энергоэффективности Ульяновской области” Сергей Гигирев. – Сейчас наши программисты сделали так, чтобы нельзя было забивать нули в отчеты».

Впрочем, по мнению специалистов жилищной инспекции, это еще не гарантия получения достоверной информации от УК. Пока отсутствует мотивация к проведению мониторинга состояния жилого фонда, мы его и не получим, а значит, не сможем составить достоверную региональную программу капремонта. То есть программа в любом случае появится (как велит закон), но насколько она будет отвечать реальности? Между тем от распределения по годам проведения работ будет зависеть и то, какое решение примут собственники.

Приговорили к пожизненной мере

Собственники заинтересованы в объективной региональной программе, так как, глядя на нее, они буду решать: копить им средства на специальном счете или на счете регионального оператора, то есть в общем котле.

«Если дом стоит в начале списка, то открывать спецсчет нет никакого смысла, можно не успеть накопить необходимую сумму, – говорит гендиректор ЗАО “АКЦ Жилкомаудит” Ирина Маликова. – А отодвинуть на более поздние сроки капремонта, указанные в региональной программе, нельзя, запрещено законом (ч. 4 ст. 168 ЖК РФ – БН). Если те собственники, которые открыли спецсчет, не смогут накопить средства на капремонт в срок, указанный в региональной программе, их ждет наказание – перевод в общий котел. Орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капремонта данного дома на счете регионального оператора. И все средства со спецсчета забирают на счет регионального оператора».

Кроме того, глядя на региональную программу капремонта, собственники могут решить, пополнять спецсчет только взносами или еще и средствами от сдачи в аренду общего имущества. Это не запрещено. Досрочно накопив минимум на капитальный ремонт, жильцы могут принять решение о прекращении уплаты взносов.

Но такая возможность есть лишь у выбравших спецсчет. Приостановить плату в общий котел невозможно. «Обязанность платить взносы на капремонт возникает практически пожизненная, пока вы собственники», – поясняет Ирина Маликова.

Блиц: общий котел или спецсчет?

«Сроки, устанавливаемые законом, сжатые, – говорит Геннадий Антонцев. – Обязанность платить взносы на капремонт возникает у собственников через четыре месяца после официального опубликования региональной программы капремонта. А на то, чтобы жители изучили программу и приняли решение, где они будут копить, им отводится и того меньше – два месяца. Это мало даже для выбора банка, для подготовки и проведения общего собрания собственников, для подведения итогов и подсчета голосов».

Может показаться, что государство специально вводит «помехи» для выбравших спецсчет, так как заинтересовано, чтобы граждане платили в общий котел. Ведь банковские проценты от пользования деньгами на спецсчете будут зачисляться в доход дома. Во втором случае проценты будут принадлежать региональному оператору, эти деньги он сможет пускать, в частности, на собственное содержание.

«В законе говорится, что решение должно быть не только принято, но и реализовано собственниками не позднее чем через два месяца после опубликования региональной программы капремонта, – комментирует Ирина Маликова. – Что значит реализовано? То есть о решении общего собрания собственников должна быть уведомлена Государственная жилищная инспекция. Если собственники не провели собрание или не смогли вовремя уведомить ГЖИ о своем выборе, то они автоматом попадают в фонд регионального оператора.

Теоретически уйти от него можно в любое время, если на доме нет непогашенных кредитов (на проведение капремонта) и задолженности перед самим региональным оператором. Однако фактически ухода от регионального оператора и открытия спецсчета придется ждать два года.

Предложение, от которого нельзя отказаться

Впрочем, это лишь технические моменты. Самое главное изменение заключается в подходе: теперь весь жилой фонд будет ремонтироваться за счет собственников.

«В законе говорится, что государство может принять участие в капремонте софинансированием, а может и не принять, на усмотрение субъекта РФ, – говорит Ирина Маликова. – Как бы сейчас ремонтировался дом, где собственники не собираются на собрание и взносов не платят? Из бюджета. Но в бюджете нет денег, поэтому и принято решение о новой схеме. Но проблема с неплательщиками никуда не уходит. Если человек годами не платил за коммунальные услуги, он и за капремонт платить не будет. И с долгами за капремонт будут разбираться точно так же, как сейчас с долгами за коммунальные услуги».

Может ли регион просто отказаться от предлагаемой схемы и не вводить у себя обязательную плату за капремонт?

«Закон о региональном операторе и введение обязательной ежемесячной платы – шаги к реформированию отрасли, – говорит Сергей Гигирев. – Как показало общение с коллегами на последнем общероссийском совещании в Калининграде, большинство регионов готовятся к реализации этих нововведений. Более чем в 50 субъектах РФ принят закон о региональной системе капремонта. У нас уже создан и зарегистрирован региональный оператор – Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области. Принят Закон правительства Ульяновской области “О регулировании некоторых вопросов в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах”. Вышло Постановление правительства области “Об утверждении минимального взноса на капитальный ремонт”. И еще ряд постановлений, которые создают законодательную базу для введения обязательного взноса на капремонт на территории Ульяновской области с 2014 года. Иными словами, мы выполняем все требования федерального законодательства».

Еще один аргумент в пользу введения обязательной платы за капремонт – это условие участия в 185-ФЗ. По словам Ирины Маликовой, все регионы, которые участвуют в программе, просто обязаны ввести у себя обязательную плату за капремонт с 2014 года. Иначе финансирование субъекта РФ из федерального центра по данной программе (по ней ведется переселение граждан из ветхого жилья) прекратится.

«В срок до 1 января 2014 года должна быть утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на тридцатилетний период, – продолжает Сергей Гигирев. – Значит, если региональная программа будет опубликована в декабре 2013 года, обязательный платеж будет введен через четыре месяца – в мае 2014 года».

По информации регионального Фонда ЖКХ, в период до 2044 года на территории Ульяновской области капитальному ремонту подлежат более семи тысяч многоквартирных домов общей площадью более 20 млн кв. м. Минимальный размер взноса на капремонт, согласно постановлению правительства Ульяновской области, устанавливается равным федеральному стандарту стоимости капремонта в 2014 году, а именно – 5,2 руб. с кв. м.

Когда Госдума будет рассматривать законопроект о переносе срока введения обязательных взносов на капремонт, пока неизвестно. Глава думского Комитета по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская не раз высказывалась о том, что нынешнее законодательство не до конца проработано. Но прислушаются ли к этим доводам остальные парламентарии? Времени для принятия решения почти не осталось, до нового года, а, значит, и до появления новой строки в «платежке» – рукой подать.

Алексей Николаев