На прошлой неделе состоялось очередное заседание Общественного совета по профилактике коррупции. Основная тема встречи – муниципальные закупки и заказы. Внимание участников заседания к этому вопросу вполне понятно: данная сфера связана с расходом крупных денежных средств и, соответственно, возможной коррупцией.
– За 10 месяцев 2013 года нами было проведено 27 плановых проверок за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов. При этом объем проверенных средств составил более 318 тысяч рублей. В результате мы выявили 70 нарушений законодательства, – сообщила начальник Контрольно-ревизионного управления горадминистрации Нина Панина.
По ее словам, наиболее типичные нарушения, выявляемые при размещении заказов, таковы: закупка одноименных товаров сверх предусмотренной законодательством суммы и несоблюдение сроков, в которые необходимо направить сведения о заключении муниципальных контрактов.
– В итоге этой работы областным Департаментом контроля, куда мы передали полученную информацию, вынесено 8 постановлений о прекращении производств по делам об административных правонарушениях и еще три постановления – о привлечении должностных лиц к административной ответственности. Общая сумма административных штрафов составила 120 тысяч рублей – это почти в 4 раза меньше, чем в 2012 году, – отметила Панина.
Что касается профилактики упомянутых нарушений, то с 2012 года Контрольно-ревизионным управлением проводятся обучающие семинары и «круглые столы» с муниципальными заказчиками, на которых разбираются типичные нарушения.
Кроме того, с целью повышения эффективности использования бюджетных средств заказчикам Ульяновска предложено увеличить доли закупок конкурент-ными способами и снизить доли закупок у единственного поставщика (речь идет о договорах до 100 тыс. рублей).
Выступающая также напомнила о том, что информация о муниципальных заказах Ульяновска размещается на официальном сайте РФ: http://www.zakupki.gov.ru.
Любопытно, что Контрольно-ревизионное управление успевает проверять только 10 процентов муниципальных заказчиков: лишь 30-40 организаций из трехсот. Обусловлено это, по словам Паниной, недостаточным количеством сотрудников управления.
Еще один важный вопрос, вызвавший оживленную дискуссию, был связан с тем, что с 1 января 2014 года вступит в силу 44-й Федеральный закон, который регламентирует контрактную систему в сфере закупок. В частности, доцент УлГУ Инна Коннова предложила на базе Ульяновского госуниверситета провести обучающие курсы и семинары для сотрудников администрации и муниципальных заказчиков, чтобы исключить появление новых нарушений в изменившихся законодательных условиях.
В дополнение к этому заместитель председателя городского Комитета по регулированию тарифов Анатолий Тарасов озвучил ряд конкретных цифр, касающихся муниципального заказа.
Так, с декабря 2012 года по октябрь 2013 года названный Комитет разместил заказов на общую сумму более 1 млрд. 564 млн. рублей.
– Благодаря поиску оптимальной цены, проведению совместных торгов – в том числе в виде открытого аукциона в электронной форме – экономия бюджетных средств составила более 92 млн. рублей, то есть 6 процентов от суммы размещенного муниципального заказа, – заявил выступающий.
Он привел такой показательный пример: проведение совместных торгов (когда сходные заказы различных учреждений объединяются в один крупный заказ) позволило в 2013 году в рамках программы «Школьные окна» удешевить стоимость одного окна до 4 тысяч рублей, тогда как их средняя цена в Ульяновске – около 6 тысяч.
Стоит добавить, что на прошедшем заседании Совета его участники рекомендовали городскому руководству утвердить ряд исключении из перечня так называемых «рискованных» должностей. Напомним, на уровне муниципалитета принят перечень тех должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Так вот: из этого перечня рекомендуется убрать такие должности, как ведущий специалист-эксперт организационного управления, ведущий специалист-эксперт отдела по связям со СМИ и некоторые другие. Иными словами, это те сотрудники, которые не связаны с хранением и распределением материально-технических ресурсов, бюджетных средств и т.п.
Сергей Иванов