Обзор событий и прессы начала зимы.

Почти строго по календарю в Ульяновск пришла зима, припорошив горожан снегом и новогодним настроением. И уже никому не хочется думать о политических делах – хочется праздника. Тем более что в ульяновской политике всё очень стабильно и вряд ли кто-то загадает под бой курантов в ней новшеств. Всем интересна только собственная жизнь. И политикам тоже.

Политическая жизнь, как она есть
Ульяновская область относится к регионам с максимальной политической устойчивостью. Таково мнение экспертов Фонда «Петербургская политика», принявших участие в составлении ноябрьского рейтинга политической устойчивости. Мы – шестые по стране. Это вовсе не говорит о том, что у нас политическая жизнь стабильно развивается. Рейтинг сигнализирует, что по политической активности мы можем сравниться с Мордовией и Пензенской областью. Это – успех!

Основания, по которым эксперты судили о политической стабильности, удивляют, так как относятся, скорее, к сфере экономики, чем к делам общественным: введение в эксплуатацию обрабатывающего центра; размещение в портовой зоне производства самолетов; готовность вертолетной компании инвестировать в регион; инициатива губернатора Сергея Морозова сделать область поволжским финансовым центром; заключение контракта на поставку в Европу топливных гранул на сумму 4,5 миллиона евро.

Интересно, какие политики причастны ко всем этим событиям?

Чтобы выяснить это, мы просмотрели местные сообщества с названием «Ульяновская политика». В «Фейсбуке» публика затаилась. Бурно обсуждались только две темы: как культурный «креатив» влияет на моральное разложение и экономическое благополучие и какой из мировых брендов производителей сумок круче? Темы экономические, в политическом сообществе, но в режиме кухонных разговоров. Явно, что такая политика не конвертируется в новые заводы, хоть этого и требовал один из главных комментаторов недели в фэйсбучном сообществе – писатель Александр Майборода.

В «Живом Журнале» сюжеты постов ближе к вопросам политической стабильности, чем к экономике. Политика здесь иного розлива – идёт борьба с алкоголизацией ульяновской молодёжи. В покровительстве алкогольному бизнесу обвиняется даже сам губернатор.

Борются также анонимные политики во главе с Виктором Каменевым с евроинтеграцией Украины. Там ситуация вышла из-под контроля, как мы и предсказывали, наш земляк стал первой жертвой революции – Ленину отломали голову и грозятся прислать в Кремль. Сторонники евроинтеграции Украины в количестве полутора человек, вышли и на улицу Гончарова в Ульяновске. Майдан простирает свои щупальца всё дальше. «Беркута» пока не видно.

Экскурсия по политическим площадкам Ульяновска убеждает, что политическая жизнь в городе очень скупа на события. Она похожа на совет непарламентских партий или детский совет, которые хотят создать в регионе: либо детские игры, либо очередной консилиум импотентов, либо прикрытие чьих-то шкурных интересов.

Возврат
На политическом мелководье и безрыбье внезапный всплеск произошёл по случаю возвращения из Москвы Дмитрия Травкина, бывшего ульяновского функционера, который год отработал в ЦИКе партии «Единая Россия». В начале недели в федеральных СМИ появилась информация о замене главы исполкома в связи с уходом Травкина в отставку по семейным обстоятельствам. К концу недели Дмитрий Викторович уже был в Ульяновске.

Своё возвращение политик объяснил приоритетом семьи перед работой. Должность не дала возможности перевести семью в Москву, поэтому с ней пришлось расстаться. Партийную работу Дмитрий при этом не бросил, оставаясь верным своим идеологическим убеждениям. Так что политической подоплёки, заявляет он, в его отставке нет.

Комментаторы осторожно (в виду авторитета Травкина) дают оценку его поступку. Но, как всегда, нашлись те, кто увидел в кадровых решениях тенденцию на отказ от медведевских инноваций в пользу жёсткой политической линии, под которую ульяновский легионер, якобы, никак не подходил.

Закулисные обсуждения свелись к тому, какой пост может занять Дмитрий Травкин в Ульяновской области. Понятно, что теперь он может подвинуть некоторые фигуры, укрепившиеся в политическом блоке власти, или занять место какого-нибудь крупного чиновника. По информации журналиста Сергея Титова, поговорить с Травкиным собирался Михаил Сычёв, зампред, курирующий политические вопросы в обладминистрации. С губернатором Дмитрий Викторович ещё не встречался.

Помимо продолжения карьеры самого Травкина также интересна и судьба других участников ульяновского десанта, высадившегося в Москве вместе с ним. Целый интеллектуальный кружок рискует вернуться на родину. Надеемся увидеть свежие тексты о нашей политической и не только действительности. В лучших традициях уезжавших и возвращавшихся Карамзина и Гончарова.

Нерабочие блоги
Пока же не балуют нас местные политики и чиновники хорошими публичными заявлениями и записями. Умолчим о неудачных попытках самопиара, которые были предприняты на этой неделе несколькими представителями административного истеблишмента. В них есть только одно хорошее: Улпресса отлично отработала на материалах механизм оценки комментариев. Оценки каждого слова теперь очевидны.

«Молодёжная Газета» провела беглый анализ блогов чиновников, заговорив о том, что они ведутся формально или вообще не ведутся. Тема эта старая и давно отработанная. Вопрос не в том, как вести блог или твиттер, а в том, как он отражает работу чиновников.

«Диван Обломова», как бы показывая класс, сделал дайджест твитов высших чиновников, в которых они рассказывали о своей работе. Губернатор Сергей Морозов пишет о командировке в Турцию, где он находился в поисках инвесторов. Татьяна Ившина, министр культуры области, постит фотки с культурного форума в Питере, куда отправилась целая делегация директоров учреждений региона. Руководитель аппарата правительства Светлана Опёнышева подробно рассказывает о своей поездке в Калугу на учёбу. Из «Инстаграма» мы узнаём, что вместе с ней управленческую учёбу проходили зампред Екатерина Уба, директор департамента Николай Глинкин и многие другие работники администрации. Одним словом, работа на этой неделе в жёлтом здании кипела.

В противовес «тонкому троллингу» правительства «Диван» делает ещё и обзор достижений команды Сергея Морозова, выведя самого губернатора за скобки и восхваляя отдельных чиновников – инвестиционщика Александра Смекалина, информационщицу Наталью Мартынову и главного по туризму Сергея Лаковского. Резюме сей басни таково: «Пусть Сергей Иванович не всегда замечает и правильно интерпретирует ваши успехи, господа чиновники и бизнесмены, но в силу своих скромных возможностей, будем бороться с этой досадной несправедливостью».

Может и нам приглядеться к работе команды Морозова? Сквозь призму нерабочих блогов.

Как лопают чиновники?
Вполне актуален призыв замечать работу подчинённых губернатора в свете популяризируемой областным правительством новой кадровой политики. Её смысл Сергей Иванович сформулировал в пословице «Как поработал – так и полопал». Предполагается, что чиновников будут периодически оценивать по ряду критериев, от соответствия которым и будет зависеть их зарплата. Министрам дадут какой-то минимум, который они должны будут отработать в штатном режиме, а поощрять будут только за успехи. Кроме того, при отборе кандидатов на должности, теперь вводится трёхступенчатая система, предусматривающая в частности написание претендентами программ действий на новом посту и испытательный срок.

По поводу критериев для министров уже ходят смешные шутки. Ладно, Александр Смекалин, чья польза выражается в миллиардах инвестиций и может быть измерена! А вот, Татьяна Мурдасова, отвечающая за демографию, будет получать зарплату в зависимости от роста рождаемости? Татьяна Ившина будет зависеть от количества концертов и кассового сбора на них? А Александр Чепухин теперь зависит от цены на яйца!? Страшно подумать о критериях эффективности министерства Валентины Карауловой: массовость зарядок, количество инвалидов и скорость койко-места.

Остаётся только два вопроса.
Первый: а можно ли огласить критерии, по которым будут судить о работе чиновников? Может быть, там всё измеряется в количестве страниц отчётов: чем толще – тем жирнее? Или в экономии средств?
От ответа зависит то, какой праздник отмечать 9 декабря: День борьбы с коррупцией или День чиновника. А зачем министрам работать на столь унизительных условиях? Лопать-то скоро будет нечего! Или, может быть, есть альтернативные источники еды?

Питание без альтернативы
На неделе разгорелся информационный батл между двумя «хозяйствующими субъектами», претендующими на то, чтобы обеспечивать питанием государственные учреждения образования и здравоохранения. ООО «Галиас» направило жалобу в региональное управление ФАС на то, что в конкурсной документации на обслуживание учреждений здравоохранения введено дополнительное требование о наличии у участников конкурса «опыта исполнения двух контрактов на оказание одноименных услуг», стоимость каждого из которых должна быть не менее 20 % от цены контракта конкурса. Под такое условие, по мнению заявителей, подпадает только одна фирма региона.

Правозащитник Игорь Корнилов, участвующий в информационной кампании на стороне «Галеаса», считает, что в ведении дополнительных условий на лицо факт коррупционного покровительства своему бизнесу со стороны некоторых депутатов Законодательного собрания области. Он направил информацию об этом на имя президента Владимира Путина. Грозится в понедельник акцией протеста.

Зампред Валентина Караулова заявила в интервью Сергею Титову из «Коммерсанта», что убирать дополнительные условия не намерена: «Требования ко всем одинаковые. Ни с кем я эти вопросы обсуждать не буду, потому что все требования направлены только на обеспечение качественным питанием».

Андрей Толмачёв, глава ООО «Альтернатива», также объяснил заботой о качестве еды необходимость дополнительных условий в контракте. Более того, он выступил с инициативой создания специальной Ассоциации предприятий социального питания, чтобы отсекать от участия в торгах и поставках фирмы-однодневки, фирмы-посредники и фирмы-вымогатели.

В комментариях под интервью молодого социального предпринимателя развернулась небывалая по своей сдержанности и рассудительности дискуссия. Общий её вывод заключается в том, что на питании детей и больных экономить нельзя, а создание защитных механизмов на торгах есть жизненная необходимость. Кстати, тут мы вполне вписываемся в «федеральную струю», как говорит наш губернатор.

Борьба на рынке госзакупок Ульяновска имеет давнюю историю и ждёт своего описания. Масса интересных заходов для журналистских расследований, о которых так много говорили на этой неделе как о жанре журналисты и блогеры.

Экологические рекорды
Интересную информацию из ПФО обсуждали на прошлой неделе блогеры. Согласно ей, в Приволжском федеральном округе выявлено более 18 тыс. мест несанкционированного размещения твёрдых бытовых отходов. Более половины выявленных свалок приходится на 5 субъектов округа. Лидером печальной статистики является Ульяновская область с показателем 2 726 свалок.

В области утверждена специальная программа по решению проблемы ТБО, но, согласно информации из округа, реально она не работает, строительство новых полигонов ТБО не ведется, так как программа вообще не финансируется.

Проблема эта не нова, но теперь получен очень чёткий сигнал свыше о том, что нельзя больше так безнаказанно, простите, засерать свою землю. Решить вопрос нельзя только одними программами. Нужно, чтобы вместе работали областные и местные власти, гражданские активисты-экологи, предприниматели и население. Нам нужно некое «экологическое правительство» региона.

Эта тема будет испытанием для нового главного эколога Константина Долинина. Идея создания экологического правительства принадлежит, по его словам, губернатору Сергею Морозову, но отвечать в конечном итоге за результаты будет новоиспеченный эколог. Пока же он занят проблемой более мелкой, но трогающей душу любого коренного симбирянина. Долинин спасает древний источник, Маришкин родник, на чьи водоносные слои покушаются строители. По мнению гидрогеолога Николая Иванова, повредить родник уже «ничто не может, он уже поврежден». Состояние ключа крайне плачевное и воду из него пить уже нельзя. «Постройка дома убьет его до конца» – уверен тот. Прошло всего 365 лет после того, как первые горожане испили ключевой воды из истока Симбирки. И вот, городской родник умирает. А не умрёт ли с ним город?

Первый снег
Константин Долинин и тысячи наших земляков разместили в своих блогах фотографии выпавшего снега. Снеговики, снежные аллеи, чарующий Венец – такие снимки даруют ощущение Нового года и веру в чудеса. Необычно рано город оделся в праздничную иллюминацию. В это раз её очень много, подобрана она в едином стиле, эскизы заранее обсудили с общественностью. Всё вроде бы по уму, даже заядлые критики ходят и радуются украшениям, забывая о том, что красота тоже требует бюджетных жертв.

Обратной стороной наступившей зимы стали транспортные проблемы. Сезонным явлением привычно покатились проклятия в адрес дорожников. В этом году техника и люди были готовы почти за месяц до покрова, но и в этот раз не обошлось без критики. Говорят, что ругать дорожников начали за пол часа до того, как пошёл снег. Надо отдать должное, основные дороги почищены, общественный транспорт не сбоит, работают телефоны горячей линии по очистке магистралей.

Проблемы есть у частного транспорта. За первые снежные дни резко увеличилось количество ДТП. В том числе с человеческими жертвами. Людей сбивали на переходах, люди страдали в маршрутках и машинах. Частая причина аварий – лихачество и лысая резина. Как бороться с властями, мы примерно представляем. Но как бороться с обычными людьми, которые страдают сами и разрушают судьбы других из-за собственной безответственности?

Читайте Улпрессу. Она оказывает воспитательный эффект.