Инициаторы единого учебника по отечественной истории готовят новый этап её фальсификации.
Не только России, но и всему миру известен замечательный Ленинский мемориальный комплекс в Ульяновске. В советскую эпоху он превратил родину В.И. Ленина в туристическую Мекку: его ежегодно посещали более миллиона человек. Да и сейчас, в пору угара антикоммунизма, каждый год с его экспонатами знакомятся более 100 тысяч гостей города. Семь лет назад ульяновского губернатора посетила идея вернуть в город прежний мощный туристический поток. Но столичные ненавистники советского социализма этим масштабным инициативам не давали ходу. И вдруг… Нынешний ноябрь начался почти что с сенсации: Кремль принял решение расширить ульяновский мемориальный комплекс, чтобы создать Музей СССР.
ПРОЕКТ РАССМОТРЕН И ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ОДОБРЕН на федеральном уровне. Соответствующая директива поступила в регион с визой главы государства. Информация об этом появилась через неделю после рассмотрения у президента «культурно-исторического стандарта», то есть концепции единого учебника по отечественной истории. А он знаменит тем, что предусматривает создание новых «белых пятен» истории. Из исторического процесса исключена в качестве самостоятельной вехи Великая Октябрьская социалистическая революция. Она превращена в эпизод, продолжающий Февральскую революцию и не имеющий самостоятельного значения. А чтобы закамуфлировать откровенную фальсификацию событий 1917 г., Февраль, Великий Октябрь и Гражданскую войну загнали под одну крышу, назвав её Великой русской революцией.
Следом, не мешкая, была начата «музеефикация советской истории». Именно так обозначили свою новую затею её инициаторы. Идеологический смысл прост и откровенен: советское жизнеустройство следует сдать в архив. А чтобы продемонстрировать, что такая операция уже завершена, некоторые экспонаты лучше всего поместить в музей. Для сокращения обвинений в историческом подлоге в Кремле решили, во-первых, хранилище экспонатов назвать звонко и популистски-привлекательно (Музей СССР), во-вторых, отвлечь внимание от фальсификации советской истории.
Пропагандистская провокация уже начала работать. Первые публикуемые в Интернете опросы выявили, что на вопрос «Нужен ли нам музей СССР?» положительно отвечают 87% респондентов. «Нет» выбрали 11% опрошенных и только 2% воздержались. Реакция на объявление о создании Музея СССР опровергает основной посыл инициаторов: советская эпоха не канула в Лету, она живёт, она в нас. Вот ответы на вопрос, каким должен быть объявленный музей:
«Музей СССР — прежде всего музей дружбы народов» (Людмила, 50 лет, культура, Москва);
«Большой» (Юрий, 57 лет, безработный, Нижний Новгород);
«С территорию бывшего СССР» (Валерий, 23 года, военнослужащий, Москва);
«СССР — самое лучшее, что было в истории нашего государства!» (Александр Яковлевич, 59 лет, психолог, Москва);
«Музей должен вместить в себя все достижения по строительству социально справедливого общества» (Владимир Дмитриевич, 73 года, Москва);
«Социальная направленность советского строя. Человек труда на первом месте, а не перекупщик и хапуга!» (Владимир, 61 год, бюджетник, Улан-Удэ);
«Объективно освещающий период существования СССР» (Дмитрий, 33 года, Ярославль);
«Без либеральных страшилок, честный, с указанием достижений и разнообразия методов их создания» (Андрей, 44 года, специалист по информационным технологиям, Новокуйбышевск);
«Без вранья и подтасовок. Без очернения» (Олег, 55 лет, служащий, Минск).
Эти милые пожелания будущему музею симпатичны прежде всего своей искренностью. Они подтверждают вывод социологов РАН, что более половины россиян мечтают жить в обществе, похожем на советский социализм. Радоваться бы таким признаниям! А приходится горевать: не поняли люди, что их в очередной раз намерены провести на мякине.
ЗА ТЕ НЕМНОГИЕ ДНИ, когда стало известно о том, что Кремль одобрил идею создания Музея СССР, обнаружились некоторые истинные мотивы этого шага. Признания удивительно выразительны. Вот позиция заместителя директора столичного института истории России С. Журавлёва, заявившего, кстати, что Великая Октябрьская социалистическая революция — не «главное событие ХХ века». Он утверждает, что «коммерческая составляющая должна быть научным двигателем в музее. От того, в какой степени это будет реализовано, зависит успех всего проекта».
Не менее московских историков заинтересованный в коммерческом успехе директор Ульяновского центра туризма и сервиса С. Лаковский, пришедший в музейную сферу из бизнеса, утверждает: «На той же самой площадке внутри кластера могут проводиться экскурсии, тема которых будет связана, например, с репрессиями или… выдающимися стройками».
Идеологами будущего Музея СССР считают себя руководители Изборского клуба. Дело в том, что в начале 2013 г. ульяновский губернатор С. Морозов и писатель А. Проханов (он же президент Изборского клуба) в письме Путину высказали убеждение в необходимости «без политических истерик и идеологического радикализма выработать национальный консенсус в оценке советской эпохи». Музей СССР был ими предложен как «важный символ примирения «красных» и «белых», то есть советской, национал-большевистской России сталинского типа и России православно-монархической». А узнав о решении Кремля, изборские идеологи заявили: «Одобрена не просто схема масштабной перестройки, одобрен тот информационный и идеологический вектор, под который она проводится. Наша идея — самая сильная, потому что верная».
К оценке проекта подключились и эксперты такого архиидеологизированного антисоветского центра, как Высшая школа экономики. Они дали положительное заключение, углядев в туристическом центре… аль-
тернативу индустриализации России. «В ВШЭ считают, — рассказывает С. Лаковский, — что проект будет положительно влиять на развитие экономики региона, и даже увидели в нём альтернативу «калужской модели», когда приглашаются инвесторы, строят заводы, и таким образом экономика наполняется деньгами». Ну, там, где появляется ВШЭ, неизбежно навязывание торгашеской, либеральной идеологии.
Идеологически от либералов мало отличается позиция так называемых евразийцев. А. Дугин предлагает столь же фальсифицирующее историю экспозиционное решение: «Есть положительный миф об СССР… Предлагаю разбить экспозицию музея на три этапа: ленинский, сталинский и брежневский. Каждый этап будет представлен на двух этажах. Возьмём послереволюционный период. Наверху — позитивный миф: платоновский Чевенгур, новая советская Русь Клюева. Это то, как видели историю энтузиасты, — «ангелическая революция». На нижнем этаже «красный террор», тёмная сторона революции. Каждый может переходить с этажа на этаж и обозревать два мира. Далее — сталинский миф: империя, страна растёт и достигает планетарного могущества. Это пик нашей гордости, и не надо этого стесняться. А внизу — ГУЛАГ, «шарашки»… Это как на иконах: сверху рай, снизу ад, как и в сердце человека. Наконец, брежневская эпоха и брежневский миф: Байконур, Дворец молодёжи, флот, интеллектуализм. А внизу — диссиденты, «кухни», Сахаров и Боннэр в виде кукол. Сванидзе будет ходить только по нижним этажам, а кто-то — по верхним. В этом отношении мы бы решили ряд эстетических задач. И такого точно нигде нет»…
Но тут появляется ещё один принципиальный вопрос: а что будет с Мемориальным центром В.И. Ленина? Лукавые инициаторы и примкнувшие к ним заявляют: «Когда речь заходит о Ленине, дискуссия приобретает специфическую остроту, ибо неизбежно предстоит решить, «как много Ленина» останется в Музее СССР». Увы, уже сейчас его в мемориале остаётся всё меньше и меньше.
А КАК ОТНОСЯТСЯ к столичным идеологемам ульяновские сторонники Музея СССР? Выясняется: нет никаких оснований надеяться, что они воспротивятся фальсификации истории. Лаковский признаётся, что у него «нет ответа на вопрос, является ли история СССР историей восхождения к вершинам или историей упадка». Он считает Музей СССР своей личной мечтой, потому что это — «мощная тема»: «Хотелось бы, чтобы Ульяновск эти глобальные смыслы оставил за собой». Но, по утверждениям местных журналистов, «прежде чем заняться проектом Музея СССР, он… получил благословение православного батюшки. И в этом видится и символ, и парадокс». Какой тут парадокс?! Церковь и Кремль идут в ногу, и шаг определяют батюшки. Г-н В. Гундяев, известный также как патриарх Кирилл, однажды договорился до того, что жертвы советского народа во время Великой Отечественной войны — это наказание божие за богоборчество Советской власти.
И после этого кто-то ещё сомневается, каким планируется Музей СССР?!
Сегодня, кроме КПРФ, некому возвысить свой голос против очередной фальсификации истории. Тем более что 57% наших сограждан, по данным Института социологии РАН, мечтают о своём будущем, которое очень напоминает советский социализм.
Виктор ТРУШКОВ, газета «Правда»