На днях мы обратились к руководству государственной аптечной сети “УльяновскФармация” за информацией об условиях распространения через аптеки спиртосодержащих жидкостей. В процессе разговора встал еще один, не менее актуальный вопрос: может ли кто-то гарантировать, что содержимое упаковок с лекарствами, продаваемых в аптеках и поставляемых в медицинские учреждения для лечения больных, соответствует надписям на коробках? Можно ли быть уверенными в том, что вместо целебной пилюли мы не проглотим “пустышку”, проданную нам под видом лекарства? И соответствует ли качество препаратов всем требуемым нормам? Ни для кого не секрет, что проблема качества лекарств стоит в России очень остро.
В прошлом году в одну из ульяновских больниц по госконтракту поставили партию внутривенного раствора, изготовленного аптекой одной из фирм-поставщиков экстемпоральных лекарственных средств. Эта фирма-поставщик из соседнего региона при оформлении заявки на участие в аукционе в разы снизила начальную цену контракта. Разумеется, этот демпинг не оставил конкурентам шансов на победу. Поставка лекарств по данному контракту, конечно же, попала под особый контроль руководства больницы и регионального минздрава – все прекрасно понимали, что поставщику будет очень сложно уложится в заявленную сумму при исполнении условий контракта. К участию в приемке раствора пригласили специалистов отдела контроля качества ОАО “УльяновскФармация” (эта аптечная сеть единственная в регионе имеет такой отдел). Уже при визуальном осмотре партии препарата были выявлены нарушения: отсутствие маркировки, нарушение герметичности упаковки. Продукцию было срочно решено направить на независимую экспертизу. Она показала, что поставленные растворы – нестерильны. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, к чему может привести внутривенное вливание нестерильных растворов. Последствия страшные – вплоть до летального исхода. Контракт с поставщиком, разумеется, расторгли.
Этот случай очень показателен для понимания уровня проблемы. На сегодняшний день все поставки в больницы региона осуществляет исключительно “УльяновскФармация” и доступ недоброкачественных лекарственных средств в лечебные учреждения нашей области закрыт. Не секрет, что появление этой аптечной сети на территории региона – заслуга руководства области, в том числе лично губернатора.Можно уверенно говорить о том, что решение о ее создании было правильным и своевременным. Помимо тщательного контроля качества поставляемых лекарств, в актив “УльяновскФармации” можно занести социальную функцию, которую она выполняет. Сеть создает конкурентную среду на рынке, что позволяет сдерживать рост цен во всех аптеках Ульяновска и Ульяновской области. Только “УльяновскФармация” занимается собственным изготовлением лекарств, поставкой наркотических препаратов (это единственное предприятие, имеющее соответствующую лицензию). Для остальных это убыточно, ведь транспортировка наркосодержащих лекарств, содержание, охрана специальных помещений для их хранения требуют значительных денежных затрат. Только “УльяновскФармация” открывает аптеки в малочисленных населенных пунктах, где торговля лекарствами не бывает рентабельной. Понятно, что необходимость выполнения социальных обязательств приносит предприятию значительные убытки. В этих условиях удержаться “на плаву” позволяют большие объемы оптовых закупок со скидками от поставщиков.
В последнее время серьезное общественное внимание обращено на реализацию спиртосодержащих жидкостей – так называемых “фанфуриков” с настойками перца, боярышника и т.д. Как нам пояснили, специалисты «УльяновскФармации» разработали и выступили с предложением подписания декларации об ограничении реализации спиртосодержащих настоек. Впоследствии она была принята большинством частных аптечных сетей нашего региона. Согласно ей, настойки продаются только в мелкой таре, не допускающей немедицинского использования. Теперь главным каналом распространение (в данном случае незаконного) “лекарственных” настоек и “косметических” тоников стали киоски.
В целом же ситуация на рынке лекарств Ульяновской области сегодня объективно стала гораздо более стабильной, чем несколько лет назад. Цены, ассортимент, качество и доступность медицинских препаратов в нашем регионе контролируются государством. И было бы странно отрицать положительную роль областного руководства в этом вопросе.