В Ульяновском Доме музыки состоялся необычный концерт-екатеринбургская группа «Flos Florum» исполнила для ульяновских меломанов мелодии эпохи Средневековья и Возрождения.
Сама по себе идея исполнять средневековую музыку на новый лад не так уж нова. В разное время десятки музыкантов использовали в своих композициях элементы католических песнопений (вспомнить хотя бы «Манию величия» группы «Ария»). Но «Flos Florum» пошли дальше – все мелодии они играют на точных, до мельчайших подробностей, копиях инструментов XI-XIII веков, воссозданных своими силами и при помощи лучших мастеров. Отсюда неповторимое, живое, объемное звучание, которое не спутать ни с чем.
Вначале концерта по краям сцены из полумрака появились трубачи Артемий Соколов и Анатолий Приходько в одеяниях королевских герольдов, громогласно возвестившие о начале действа, словно приглашая рыцарей на поединок. Под грохот литавр Андрея Ингушева, двойную флейту Александра Старкова и вокал Дарьи Бакиной концертный зал превратился в замок на вершине скалы, на зубцах крепостных стен заиграло солнце. Мелодия церемониального шествия по улицам европейского города XII века окунула в атмосферу католического пуританизма, а отголоски восточных мотивов звучали, словно рассказы воинов, вернувшихся из крестового похода.
После антракта музыканты решили повеселить зрителей народными песнями из дошедших до нас сборников бродячих музыкантов. Немецкие,испанские и даже русские уличные мелодии, с заводным ритмом и распевной волынкой, так и тянули пуститься в пляс. В финале артисты сошли со сцены и сыграли прямо между рядов зрителей, позволив меломанам вплотную соприкоснуться с музыкой.
– Я давно увлекался концептуальной музыкой, – объяснил после концерта Александр Старков. – Но в то же время чувствовал, что современное искусство дошло до какого-то предела в своем развитии. И решил обратиться к истокам. Вдохновение и подлинную гармонию я нашел в мелодиях эпохи Средневековья и Ренессанса. Сильно впечатлила и восточная музыка, но играть ее не рискнул – она словно безграничный космос, в котором сложно разобраться европейскому человеку. У нас иной тип мышления. Так постепенно и сформировался мой стиль. К счастью, до нас дошло много мелодий в виде манускриптов. В Европе это уже давно расшифровывают и распространяют через Интернет. Пробовал и сам писать музыку, одну вещь мы сейчас исполняем на концертах. Найти единомышленников оказалось несложно
– в желающих поиграть готику недостатка не было. Главным было, чтобы ребята смогли выйти из привычных филармонических канонов, заиграть так, чтобы музыка звучала современно. Не факт, что в средние века играли именно так, но ведь и мы живем в XXI столетии. Я всячески приветствую импровизацию, многоголосие и категорически отрицаю любую электронику. Только настоящий, живой звук.
– Насколько сложно было воссоздать средневековые инструменты?
– Первую волынку я заказал известному киевскому мастеру, но потом сам втянулся в это дело. Кстати, то, что волынка – национальный шотландский инструмент, – не более чем миф. Практически у каждого европейского народа была своя волынка, даже у русских. На сегодня я сделал уже более двадцати инструментов, в том числе зурны, флейты. Коллекция постоянно пополняется.
– Многие группы, играющие в оригинальном стиле, периодически организуют совместные проекты с музыкантами других жанров. У вас таких проектов не намечается?
– Есть идея грандиозного концерта с рок-группой, симфоническим оркестром. Но пока это лишь задумки. А в ближайших планах, по завершении гастролей – организовать новогодний вертеп на европейский мотив, но с русскими текстами. А потом нам предстоит запись нового студийного альбома.