Выступавшая в Ульяновске в минувшую пятницу знаменитая певица поделилась с корреспондентом «УС» своим видением будущего российской культуры.
Концерт Надежды Бабкиной и ансамбля «Русская песня», которым она руководит вот уже без малого сорок лет, стал знаковым событием фестиваля «Свадьба в Обломовке». Как ни крути, а именно народные песни, как никакие другие, ассоциируются в массовом сознании с традиционной русской свадьбой, непременными обрядами выкупа невесты, братанием родственников и прочим. А у самой Надежды Георгиевны большой опыт по этой части.
– Меня часто приглашают на свадьбы в роли свахи и распорядителя торжества, -рассказала певица. – Я стараюсь, чтобы все действо было живым, настоящим. Вижу, как
люди тянутся к своим истокам, как хотят возродить былые традиции. На свадьбе моего сына Даниила мы оформили зал ресторана так, чтобы каждый уголок стал островком деревенского быта. С одной стороны поставили печь, там сидела и вязала девушка, с другой гончар на глазах гостей делал посуду. Жених был в сапогах и купеческой жилетке, невесту обрядили в сарафан. Во всем был русский, народный дух. Гости были просто в восторге.
– Увы, наш фольклор многими сейчас воспринимается как нечто более экзотичное, чем западная культура…
– И я с этим категорически не согласна. Мы должны душой болеть за сохранение национальных традиций. Ведь культура народа – основа государства. Нельзя воспитывать новые поколения в обстановке постоянного негатива, отрицания своего прошлого. Это путь разрушения. Будущее можно строить только на позитивных мотивах.
Замечательно, что у вас в городе организовали столь масштабный фольклорный фестиваль. Мероприятие яркое, зрелищное. Ради участия в нем мы даже перенесли съемки в новогодней программе на телевидении. Кстати, мой отец родом из Ульяновска, и сегодня, выходя из самолета, я почувствовала, что возвращаюсь на родину предков.
– Одной из крайностей нашего времени является отрицание советского наследия.
А Вы, насколько я знаю, гордитесь тем, что родом из СССР?
– Да, я родом из советской эпохи и не понимаю тех, кто утверждает, что СССР был тюрьмой. Вспомните, сколько блестящих талантов появилось тогда. Была отработанная программа развития художественной самодеятельности, из которой вырастали профессиональные артисты. Была кадровая политика, поддержка студенчества. Сейчас же люди предоставлены сами себе и не чувствуют заботы государства.
– А не хотели бы Вы стать министром культуры? Думаю, Вы могли бы изменить ситуацию в этой сфере к лучшему.
– Не стану министром культуры никогда. Не хочу быть девочкой для битья, и там у меня не будет таких возможностей, чтобы способствовать развитию народного творчества. Поймите, подлинный фольклор не может быть коммерческим. Его должно поддерживать государство. Народные песни и эстрада никак между собой не сочетаются, поскольку в поп-музыке на первом плане всегда стоит финансовый успех. Уверена, если бы мы везли на то же «Евровидение» не очередное подражательство западной поп-культуре, а наше, исконно народное искусство, достижения были бы куда выше. Так что нужно не изобретать велосипед, а постараться вернуть народу фольклор. Это будет дорогой в новую жизнь для всей страны.