Тема грядущего объединения ульяновских поликлиник – одна из самых обсуждаемых в последнее время. Немудрено, ведь это касается каждого и главный вопрос, который всех волнует – лучше или хуже станет после слияния? Мнения на этот счет расходятся.
План объединения городских больниц таков:
– ГУЗ «Детская больница №1» (ул. Л.Толстого), ГУЗ «Детская поликлиника №2» (ул. Орлова), ГУЗ «Детская поликлиника №4» (ул. Варейкиса), ГУЗ «Детская поликлиника №5» (площадь Горького) должны быть присоединены к ГУЗ «Детская городская больница №3» (ул. Камышинская и ул. Ефремова»);
– ГУЗ «Городская поликлиника №2» (ул. Железной Дивизии), ГУЗ «Городская студенческая поликлиника» (ул. Гончарова) присоединяются к ГУЗ «Городская поликлиника №1» (ул. Гагарина);
– ГУЗ «Городская поликлиника №7» (ул. Локомотивная) присоединяется к ГУЗ «Городская больница №3» (ул. Хрустальная);
– ГУЗ «Городская больница №4» (пр. Заводской) присоединяется к ГУЗ «Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска» (ул. Оренбургская»).
Министр здравоохранения Валентина Караулова, чье ведомство и стало инициатором объединения, считает, что этот шаг принесет только пользу. По ее словам, реорганизация направлена прежде всего на увеличение эффективности использования того технического, кадрового и финансового потенциала, который у нас сейчас имеется. Будут сокращены некоторые должности административно-управленческого аппарата больниц, финансово-экономических отделов, хозяйственных служб. При этом медицинские кадры сокращаться не будут. Зато многочисленные заместители главврачей, старшие сестры смогут оставить административную работу и заняться собственно медициной, лечением людей. Кроме того, узкие специалисты, которых сегодня нет во многих больницах, периодически будут вести прием в присоединенных учреждениях. Сторонники объединения больниц считают, что это позволит приблизить медицинскую помощь к пациентам, которые “прикреплены” к больницам, наиболее остро ощущающим нехватку “узких” медицинских специалистов.
Однако этот аспект нововведениий вызывает опасения у многих горожан. Они боятся ситуации, когда для того, чтобы попасть на прием к “своему” доктору, им придется ехать в какую-то отдаленную больницу. “Симбирский курьер” опубликовал на прошлой неделе открытое письмо родителей из Ленинского района Ульяновска, которые не согласны с присоединением детских поликлиник к отдаленной детской больнице №3 в Засвияжье. “От перестановки мест слагаемых сумма не меняется”, – заявляют они и выражают уверенность, что объединение больниц лишь ухудшит состояние детского здравоохранения в Ленинском районе, ведь если сегодня детские поликлиники №1 и №2 сравнительно неплохо укомплектованы специалистами, то объединение приведет к тому, что эти специалисты сократят количество часов приема в своих больницах в пользу других. Проблему нехватки медицинских кадров следует решать иначе: привлечением молодых специалистов, увеличением их зарплат, – считают авторы письма.
Один из противников введения новшества – депутат ЗСО Алексей Куринный – в своих опасениях смотрит еще дальше. По его мнению, проблема оттока кадров из государственной медицины в частную в результате объединения больниц может еще более обостриться. Анализ возможных последствий объединения больниц Куринный опубликовал сегодня в своем личном блоге:
“… Конечным результатом задуманного может стать лишь перераспределение недостаточных финансовых и кадровых ресурсов с более успешных учреждений на менее успешные и поддержание некого среднего уровня оказания медицинской помощи. В общем, где-то (где было совсем плохо) должно стать чуть лучше, где-то (где было удовлетворительно) – чуть хуже. Согласно плану оптимизации будет сокращен административный аппарат, дублирующие подразделения, высвободятся средства, которые можно будет направить на закрытие «дыр» по заработной плате. Специалисты-медики будут по мере необходимости перемещаться из одного учреждения в другое, закрывая уже «дыры» кадровые.
Вообще само управленческое решение в виде объединения сильных учреждений со слабыми, самая простая, но не решающая проблему в принципе мера. Недофинансирование отрасли и отсутствие внятной кадровой политики не исправишь никакими реорганизациями. Но это все в теории. Что же будет на практике?
Первое, выиграют ли что-либо медицинские и иные работники учреждений здравоохранения? Однозначно нет. Мы даже не говорим о тех, кого просто сократят или понизят в должности, с соответствующим снижением заработной платы (это около сотни живых людей, у которых есть семьи, дети, кредиты и т.д.). Мы говорим о рабочих лошадках – участковой службе, узких специалистах. Будут ли они за ту же заработную плату (а больше однозначно не будет) обслуживать другие территории, ездить по всему городу, терпеть перегрузки? Сколько из них в результате уйдет в частные медицинские центры, сколько просто откажется от дополнительной нагрузки, поскольку оплатить ее надлежащим образом существующая система не позволяет? А пенсионеры, на которых во многом держится первичное звено, и вовсе могут уйти на заслуженный отдых.
Второе, выиграют ли в этих условиях пациенты? Те, кто обслуживался в относительно благополучных учреждениях – точно проиграют. Те, кто должен почувствовать улучшение от перемещения специалистов и финансов, учитывая все выше сказанное, плюс относительное снижение финансирования отрасли и потерю управляемости в новых объединенных учреждениях, вряд ли этого дождутся.
Что касается конкретно наших реорганизуемых учреждений, то какую-то логику еще можно уловить в слиянии слабых и сильных учреждений территориально близких и функционально связанных (3 горбольница и 7 поликлиника, 1, 2 поликлиники и студенческая), хотя управляемость в итоге будет ниже, что отразиться и на качестве медицинской помощи.
Однако решение о слиянии всех детских лечебных учреждений правобережья в одно – откровенная глупость. Получится огромная, неуправляемая организация! При этом, два из пяти объединяемых учреждений (детская больница №1, детская поликлиника №2) находятся на значительном территориальном отдалении от остальных. В настоящее время они стабильно функционируют, самодостаточны с точки зрения финансов и кадров, имеют свою историю и традиции. Разрушать их структуру и выстроенную многими десятилетиями систему работы не имеет никакого смысла. Это противоречит как интересам медиков, так и горожан, территориально к ним прикрепленных.
В итоге мы имеем сумбурный процесс реорганизации, без экспертного заключения и без четкого понимания самими инициаторами процесса, что будет в конце пути.
В лучшем случае мы ожидаем некое усреднение уровня оказания медицинской помощи по городу. Выбор гражданином медицинской организации для обслуживания, гарантированный законодательством, теряет в этом случае всякий смысл.
В худшем случае реорганизация, как судорожная попытка сэкономить любыми путями, обернется дальнейшим снижением качества оказания медицинской помощи, дополнительным оттоком специалистов из государственной системы здравоохранения, подрывом всякой конкурентоспособности со стороны еще «живых» государственных учреждений…”

5 декабря социальный комитет ЗСО организовал круглый стол, темой которого стало предстоящее объединение больниц. Подводя итоги встречи, председатель комитета Игорь Тихонов сказал, что процесс реорганизации медучреждений находится в стадии осознания и расчета. С учетом федеральных тенденций у нас нет другого пути. Факторы риска есть, но сегодня все основные моменты минздравом предусмотрены. Тем не менее, если в ЗСО будут поступать сигналы от коллективов больниц, что их проблемы игнорируются, депутаты будут встречаться с людьми и держать процесс под контролем.

А как вы считаете, стоит ли проводить реорганизацию медицинских учреждений, или лучше оставить все как есть? Предлагаем поучаствовать в опросе и обсудить проблему в комментариях.

Нужно ли объединять ульяновские больницы?

Результаты опроса


Загрузка ... Загрузка ...