В рамках данной программы предполагается перестроить систему их работы. Об этом заявила заместитель Председателя Правительства – Министр образования и науки региона Екатерина Уба 13 декабря в ходе пресс-конференции, посвященной деятельности ведомства в текущем году и планам на 2014 год.
Изменения в работе учреждений социальной сферы стали одним из вопросов, затронутых Президентом РФ Владимиром Путиным в Послании Федеральному Собранию 12 декабря.
«Так, мы повышаем зарплаты в образовании и здравоохранении, чтобы работа учителя, преподавателя, врача вновь стала престижной, привлекла сильных выпускников вузов. Но достойная оплата труда, как мы и договаривались, должна обеспечиваться не только исключительно за счёт бюджетных вливаний, а благодаря реформам, которые призваны повысить эффективность расходов, а главное – качество услуг в социальной сфере, чтобы люди видели, как меняется к лучшему работа наших школ, университетов, поликлиник и больниц», – отметил Владимир Путин.
По мнению Президента, наряду с повышением зарплат необходимо реализовать целый комплекс мер для выполнения данных задач. Среди них – переход на эффективный контракт и проведение аттестации специалистов, внедрение подушевого финансирования, когда преимущества получают те учреждения, которые предоставляют услуги наилучшего качества, развитие реальной конкуренции, открытие бюджетной сферы для НКО и социально ориентированного бизнеса. «И, безусловно, это оптимизация бюджетной сети за счёт сокращения неэффективных расходов и звеньев, снятие барьеров для самостоятельности бюджетных учреждений», – подчеркнул глава государства.
Как считает ректор Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Татьяна Есенкова, необходимость изменений вызвана рядом объективных причин. Так, за период с 2007 по 2013 годы в регионе количество школьников в целом уменьшилось на 13622 человека (11,1%), в том числе в сельской местности – на 8876 человек (25%). «Из-за снижения численности детей в общеобразовательных учреждениях некоторых населенных пунктов в одном классе учится от одного до пяти человек. Это необратимо влечет за собой дифференциацию школ, которая все больше становится тенденцией. Она снижает равенство доступа к качественному образованию для детей. В первую очередь, это, безусловно, касается жителей малых населенных пунктов. Кроме того, дифференциация в итоге порождает неравенство возможностей индивидуального и профессионального роста, что усиливает и закрепляет социальное расслоение», – отмечает Татьяна Есенкова.
Как поясняют в региональном Министерстве образования и науки, Ульяновская область идёт по пути создания крупных образовательных центров с филиальной сетью. «Школа, детский сад просто поменяют статус, станут филиалом или подразделением. При этом во главу угла ставятся не финансовые вопросы, а повышение качества образования и возможность дать его каждому ребёнку», – поясняет Екатерина Уба.
Педагоги также высказались по поводу вносимых изменений. «Уверен, качественное профильное обучение детей невозможно организовать в той школе, где мало учеников и учителей. И, напротив, эта задача сможет быть в полной мере реализована в базовом образовательном центре. Кроме того, важно создать среду социализации для учеников, что в малочисленных школах практически нереально. В настоящее время на первый план также выходит психолого-педагогическое сопровождение детей. Вместе с тем, объединение школ вокруг крупного образовательного центра дает возможность качественно организовать воспитательную работу и внеучебную деятельность», – подчеркивает народный учитель СССР, учитель физики школы р.п. Ишеевка Ульяновского района Петр Головин.
Как отмечают специалисты, в системе объединения школ, в которых мало учеников, вокруг одной базовой при уменьшении численности юридических лиц будет проще организовать перераспределение финансовых потоков и кадров, то есть восполнить нехватку квалифицированных педагогов. При необходимости можно будет использовать материальную базу крупных образовательных учреждений для занятий детей из филиалов.
Таким образом, в ближайшие несколько лет должна быть создана оптимальная, эффективно работающая сеть муниципальных образовательных организаций, что, по предварительным оценкам, позволит сэкономить в 2014-2016 годах 155 млн рублей.
Кроме того, с 1 января 2014 года будет проходить поэтапный процесс перевода всех образовательных учреждений на региональный уровень управления. В первую очередь, изменение коснется дошкольного образования.
По информации областного Минобрнауки, в соответствии с принятием Закона «Об образовании в Российской Федерации» с 1 января 2014 года изменяется порядок финансирования детских садов. В частности, затраты, связанные с организацией педагогического процесса, в том числе на заработную плату руководителя и педработников, будут осуществляться за счёт средств областного бюджета. А финансирование обеспечения ухода и присмотра за детьми в детских садах будет производиться за счёт муниципалитета и платы родителей.
По мнению экспертов, это позволит сделать схему распределения средств более четкой и прозрачной, а, значит, поможет выстроить оптимальную систему управления дошкольным образованием.
«Будет происходить конкретное целевое финансирование нужд образовательного процесса. Приведу пример: деньги, направляемые на заработную плату, не будут тратиться на ремонт. Кроме того, средства будет выделяться на воспитанников по фактическому списку. Эта мера также позволит повысить ответственность воспитателя за детей. При этом уровень заработной платы персонала не должен снижаться», – поясняет Екатерина Уба. Также руководитель ведомства отмечает: в результате ожидается повышение качества образовательных услуг за счет выстраивания вертикали управления.
«Уверена, что изменения, которые учтены в новом законе, помогут сделать нашу работу более результативной», – отметила заведующая Центром развития ребёнка – детским садом №253 «Белоснежка» Людмила Данилова.
Также с целью развития контрактной системы и повышения эффективности государственных закупок в программе предусмотрена дальнейшая работа по их централизации. Это позволит обеспечить сокращение расходов бюджета непосредственно на приобретение товаров, оплату работ и услуг. Кроме того, в ближайшие годы будет активно развиваться частно-государственное партнёрство в профессиональном образовании. В частности, планируется увеличить общий объём привлеченных средств работодателей на обучение студентов и модернизацию учебно-материальной базы учреждений до 32,5 млн рублей.