6-7 декабря ульяновцам предоставилась редкая возможность воочию увидеть то, как раньше справляли свадьбу различные народы Поволжья.
На межрегиональный фестиваль-конкурс «Свадьба в Обломовке» приехали фольклорные коллективы из Удмуртии, Чувашии, Мордовии, Башкортостана, Республики Марий Эл, а также из Самарской, Астраханской и Ульяновской областей. Зрители и компетентное жюри (в их числе – фольклористы-музыковеды и профессиональные этнографы) смогли оценить сценическое воплощение свадебных обрядов, относящихся к различным национальным традициям.
– Честно говоря, я впервые участвую в фестивале подобного формата: конкурс организован в рамках одного условного «жанра» – свадьбы. И это, конечно, уникально для России. Дворец «Губернаторский», в котором проходили выступления, оказался прекрасной площадкой и для самодеятельных, и для учебных коллективов. Жаль только, что зрителей было маловато: ведь это не только зрелищно, но и познавательно, – отметила один из членов жюри – доцент Самарской госакадемии культуры и искусства Наталья Бикметова.
Кстати, конкурсным просмотром и итоговым награждением программа фестиваля вовсе не ограничилась: после ярких и запомнившихся выступлений участников «Свадьбы в Обломовки» пригласили на «круглый стол» – для того, чтобы обсудить то, как будет развиваться данный конкурс в дальнейшем. Кроме того, во время этой встречи члены жюри высказали ряд пожелании и замечаний по поводу увиденного.
– Следует напомнить, что никакого единого общерусского свадебного обряда не существует и никогда не существовало. Традиция каждого села своеобразна и неповторима. Я убежден, что чем продуманнее этнографическая основа сценической постановки, тем выступление выразительнее и эмоциональнее, – поделился своим мнением доцент кафедры литературы УлГПУ Михаил Матлин.
Другой участник дискуссии – доцент Самарской госакадемии культуры и искусства Тамара Ведерникова – обратила внимание фольклорных коллективов на целый ряд несоответствий в их выступлениях.
– Например, у марийского коллектива наблюдалось смешение костюмов различных традиций. Далеко не во всех выступлениях чувствовалось понимание того, что свадебный обряд – это драма, переход девушки-невесты в новую жизнь. Не встретилось и упоминание о так называемой «кладке», жених ни разу не сказал: «Спасибо за дочку!» и т.п. Впрочем, нужно понимать, что воплотить аутентичную свадьбу на сцене – это большой труд. Все наши замечания делаются только для того, чтобы улучшить ваши выступления в будущем, а не для того, чтобы кого-нибудь задеть или обидеть, – сказала Ведерникова.
Участники конкурса восприняли критику вполне благожелательно, правда, что касается «несоответствия костюмов», некоторые из выступающих на это замечание резонно возразили: «Мы – коллективы самодеятельные, бюджет у нас сами знаете какой: что нашли – то и одели!».
В целом атмосфера и фестиваля, и «кру-глого стола» была действительно праздничная и по-настоящему творческая. Многие из приехавших пообещали посетить и следующий фестиваль, а также привезти новые коллективы – к примеру, из Самары.
– Я считаю, что подобные конкурсы – это проявление своеобразного «сопротивления нации» засилью глобализации и разрушению нашей исконной культуры. Традиционная свадьба – богатейший источник для культурных исследований и художественных поисков. Поздравляю всех с удавшимся праздником! – выразил общее мнение участников фестиваля председатель жюри – доктор искусствоведения Александр Ярешко.
Стоитдобавить, что победителем «Свадьбы в Ооломовке» стал народный фольклорный коллектив «Эревет» из Чебоксар (руководитель – Александр Федулов).
Евгений Нувитов

НАША СПРАВКА. Организатором фестиваля-конкурса является НКО Фонд поддержки современного искусства «Артпроект». Партнер и исполнитель проекта – областной центр народной культуры при поддержке Министерства культуры России.