«Город, посаженный на иглу тотальной автомобильной зависимости, становится нефункциональным, неэффективным и категорически неудобным для жизни…Для города важен каждый человек, а не только тот, у кого есть личный автомобиль». Таково мнение специалистов-архитекторов, подготовивших проект Декларации градостроительного развития Ульяновской области. В проекте описываются основные градостроительные проблемы и решения, к которым постепенно приходят во всем мире. Как Улграду пояснил один из составителей, архитектор Александр Варюхин, декларация подготовлена не чиновниками, а действующими архитекторами на основе собственного, российского и мирового опыта. По сути, это своего рода городская идеология для специалистов и жителей, руководство к размышлению. Что же, давайте поразмышляем.

Декларация является, по сути, кратким перечнем наиболее актуальных градостроительных идей, обращенным ко всем участникам градостроительной деятельности на территории Ульяновской области и инструментом сравнения векторов мирового и регионального развития. Остановимся на пунктах, которые, на наш взгляд, являются самыми актуальными для Ульяновска.

Качество городской среды деградирует

Для начала в проекте описывается современная ситуация градостроительного развития региона. По большому счету, здесь жители ничего нового не прочитают, так как каждый день сталкиваются со всеми вытекающими последствиями градостроительной политики. Качество городской среды деградирует, отмечается в проекте, город не удобен для жизни большинства категорий жителей. Кроме того, в проекте говорится, что город не привлекателен эстетически, отчужден в своем развитии от креативных горожан.

Городу необходимы изменения приоритетов: теперь приоритетами должны стать пешеходы

По мнению авторов проекта, это вопрос политический, означающий, что для города важен каждый человек, а не только тот, у кого есть личный автомобиль. Соответственно приоритету пешеходов, по-особому организуется и городская среда с широкими тротуарами. Тротуары – наиболее важный элемент инфраструктуры города и самый важный элемент транспортной системы.

654433ef6ff275ba61dcf0965ec90a10

Насколько сильно далек Ульяновск от этих передовых идей, мы все прекрасно видим: в последние годы у пешеходов даже нет приоритета на тротуаре, машины заполонили все, и уже даже в пешеходных зонах он не может чувствовать себя в безопасности. Таким образом, на сегодняшний день, приоритетом, к сожалению, является автомобиль.

Далее обозначаются занимательные принципы нового урбанизма и экоустойчивости. Их приведем полностью:

– 5-ти минутная пешеходная доступность до объектов обслуживания

– создание частой сетки улиц без тупиков (через 70-80 метров) с иерархией: узкие улицы, бульвары, аллеи. Высокое качество пешеходной сети и общественных пространств.

– разнообразная типология жилых домов

– создание рабочих мест непроизводственной сферы в жилой среде вдоль транспортных коридоров

– соединение природных и уличных систем

– развитие зеленого транспорта: электротранспорта, велосипедов

– более высокая плотность при пониженной этажности 6-8 этажей

Эй, вы там на 30-м этаже!

Базовым принципом создания безопасной городской среды является наличие условий осуществления «социального контроля» – возможность увидеть, услышать, лично вмешаться в происходящие события, отмечается в проекте.

Специалисты приводят пример. Повышение этажности жилых домов до 13-30 этажей значительно увеличивает количество преступлений в лифтовых холлах и лестничных клетках, так как в зданиях повышенной этажности контроль над этими пространствами значительно ослаблен. На оживленной улице исторического центра города с плотной застройкой безопаснее, чем на территории микрорайона. Кстати, сам Александр Варюхин отметил, что не уверен, что город должен быть низким. Впрочем, этот пункт городу еще предстоит осознать. пока же на градостроительные советы все чаще выносятся на рассмотрение именно высотки.

А вот далее – еще несколько интересных идей относительно формирования общественных пространств

Общественные пространства необходимы горожанам для коммуникации, для ощущения общности и снятия социальной напряженности. Качество города – это качество его общественных пространств.

CIMG2978К сожалению, классические общественные пространства (улица, площадь, сквер, двор) в Ульяновске постепенно заменены пространствами торговых центров. В проекте отдельно указано на то, что необходимо восстановление этих классических пространств. Кроме того, говорится в проекте, важно восстановить улицу как пространство для пешехода. Человеку должно быть здесь интересно, комфортно и безопасно.

Кроме того, говорится о необходимости разделения частных и общественных пространств с помощью градостроительных решений. Если границы земли, которые де-юре находятся в зоне вашей ответственности, не очевидны, вы не будете воспринимать эту территорию как свою, соответственно не будете включать ее в зону своего комфорта. Когда хозяин не очевиден – пространство становится маргинальным.

Город, посаженный на иглу тотальной автомобильной зависимости, становится нефункциональным, неэффективным и категорически неудобным для жизни.

Так характеризует ситуацию проект декларации, подготовленный специалистами. Отметим и мы, что транспорт для Ульяновска становится настоящей проблемой, значительно ухудшающей качество ульяновской городской среды.

По мнению авторов проекта, сегодня уже стало очевидным: политика приспособления городов к автомобилям не является эффективным средством от заторов. Более того, транспортные планировщики из многих стран пришли к единодушному признанию того факта, что города с автомобильным доминированием не могут быть удобными для жизни.

CIMG8582

CIMG6837Интересно посмотреть на предлагаемые решения, сдерживающие использование автомобилей (приводим полностью):

– расширение сети пешеходных улиц;

– развитие общественного транспорта, разрешение провоза велосипедов в общественном транспорте;

– постепенное сокращение парковочных мест;

– повышение стоимости паркинга;

– развитие велоинфраструктуры;

– введение жестко регулируемого парковочного режима, в первую очередь на улицах, где припаркованные автомобили снижают их пропускную способность;

– введение парковочных тарифов с прогрессивной почасовой ставкой, направленных на значительное увеличение платы за долгосрочную стоянку. Данная мера избавляет город от необходимости активного сооружения многоэтажных паркингов, особенно в городском центре;

– введение норм, обязывающих каждого автовладельца обзавестись узаконенным парковочным лотом по месту жительства;

– введение на улицах в жилой застройке ограничений по скорости движения и сквозному проезду;

– преобразование в пешеходные зоны улиц со значительным пешеходным движением и хроническими заторами;

– предоставление преимуществ в движении вагонам общественного транспорта (в частности, трамваям и троллейбусам), в том числе: обособление путевых конструкций, выделение обособленных полос, предоставление приоритетной зеленой фазы на пересечениях в одном уровне;

– повышение уровня комфорта вокзалов и аэропортов, необходимо организовать пространство вокруг транспортных узлов с хорошей базовой навигацией, с хорошим общепитом и магазинами, чтобы пересадка с одного вида транспорта на другой была легкой и приятной;

– сужение широких проспектов (особенно в Новом городе), необходимо отдать часть полос общественному транспорту, велосипедистам, расширить тротуары для пешеходов.

Отказаться от практики заполнения машинами всего пространства без остатка, повысить, таким образом, качество жизни. Отметим, что так считают специалисты на основе мирового опыта, а не простые обыватели, которым просто мешает авто на детской площадке. Мир уже понял несостоятельность такого подхода, который мы сейчас переживаем, но учиться на чужих ошибках, видимо, Ульяновск не будет, а пойдет своим путем.

CIMG5916 CIMG5828

CIMG5827

По следующим пунктам Ульяновск пока тоже далек от идеала:

Подземные переходы должны стать наземными, лестницы – это препятствие, особенно зимой, контакт с городом в подземном переходе резко ограничивается глухими стенами, подземное пространство неуютное, создает неприятные отталкивающие ощущения. Улицы при этом пустеют, становятся безлюдными, скучными.

Набережные должны стать доступными для пешеходов. Надо цивилизовать автобусы, троллейбусы, трамваи. Необходимо выделить полосы для общественного транспорта, увеличит частоту движения, сделать остановки удобными для пассажиров, развить сеть скоростных трамваев. Следует улучшить навигацию, сделать понятные указатели, в том числе на иностранных языках

CIMG3021 При прочтении следующих пунктов становится особенно безнадежно:

Важно увеличить частоту движения общественного транспорта за счет внедрения сетевой схемы движения с пересадочными пунктами в ключевых узлах сети. Пропускную способность дорожной сети должна определять плотность застройки. При недостаточной пропускной способности вводится принцип выделения квот на строительство парковочных мест в общественных зданиях, особенно в центральных районах городов. Эта мера стимулирует горожан пользоваться общественным транспортом.

Необходима активация проблемных районов

Периферия города – центр внимания, отмечается в проекте. Так, необходимы перепрофилирование промзон, реконструкция спальных районов, создание точек роста, сопоставимых с центром по ценности территории, создание и наращивание ценности периферии, создание новых центров, нового качества городской среды, создание модели постсоветского жилья и уход от безликой стандартизации, создание соответствующей инфраструктуры и сервисов, мотивирование бизнеса создавать такое жильё. Опять же, по этому пункту мы далеки: новые кварталы у нас безликие и однотипные.

Проект декларации довольно большой и довольно занимательный. Полностью его можно почитать здесь http://www.build.ulgov.ru/laws/2310/

Ульяновцев просят поучаствовать в его обсуждении, а свои предложения и замечания направлять на электронный адрес регионального министерства строительства, ЖКК и транспорта 410346@mail.ru. Александр Варюхин также пояснил, что это лишь первый шаг, попытка понять, что нужно жителям, куда двигаться дальше. От идеалов, прописанных в проекте, пока далека вся страна, отметил специалист, подчеркивая, что у нас долгое время было советское градостроительство, по тем временам – хорошее, но мы продолжаем жить, времена меняются. Это также попытка взглянуть иначе и на собственную работу, понять, как специалистам работать дальше.

Фото из архива Улграда