ГИБДД подвела статистику ДТП с участием пешеходов за 11 месяцев 2013 года. Статистика не радует, несмотря на то, что по сравнению с 2012 годом количество «пешеходных» ДТП уменьшилось на 17%. Всего на дорогах области за 11 месяцев погибло 33 пешехода, а ранено 193 человека. Большинство ДТП при этом произошли в городе. Можно ли снизить эту печальную цифру? Мы, совместно с активистами УРОО «Городская среда» попытались разобраться в проблеме.

Отметим, что традиционно пик ДТП с участием пешеходов приходится на зимний период. Причины понятны — гололед и плохая видимость. Последняя неделя идеально подходит под эти условия.

Позавчера вечером на улице Гагарина недалеко от супермаркета «Гулливер» под колесами маршрутного автобуса погибла женщина. Причина оказалась банальной — переход дороги в неположенном месте. Мы каждый день проходим мимо и за минувший год лично наблюдали как минимум 5 ДТП на этом месте. Удивительного мало — люди спешат к своеобразному центру общественной жизни района не особо задумываясь о соблюдении ПДД. Ведь ближайший пешеходный переход находится у перекрестка в 100 метрах, а магазин — вот он, рядом, стоит лишь быстро перебежать дорогу.

dtp

Широко известна агитационная поговорка «сэкономишь секунду — потеряешь жизнь». Но в реальности секунды чаще всего оказываются дороже. Авось пронесет. Но проносит не всегда — по оценкам «Городской среды» из 222 ДТП с участием пешеходов более половины случились по похожему описанному выше сценарию — вечер, супермаркет или кафе через дорогу, пешеходный переход через 100 метров, спешка, невнимательность. Итог — реанимация или смерть.

Со времен СССР остались «Методические рекомендации по организации пешеходного движения», разработанные еще в 1977 году профильным НИИ при МВД СССР. В этих методических указаниях четко указано, что пешеходные переходы необходимо располагать с учетом сложившихся маршрутов пешеходного движения.

Увы, но в настоящий момент эти рекомендации не носят обязательного характера. При устройстве пешеходных переходов муниципалитеты руководствуются ГОСТ Р 52766-2007 и СНИП 2.07.01-89. Ни в одном из этих документов не прописана рекомендация учитывать сложившиеся пути «миграции» пешеходов через дорогу.

Впрочем, никто не мешает эти пути все-таки учитывать. Конечно, с учетом ограничений, вносимых нормативной базой. Так, пешеходный переход запрещено устраивать непосредственно возле остановки общественного транспорта (необходимо отступить на 30 и более метров), зона, где расположен переход, должна быть хорошо просматриваема, а расстояние между пешеходными переходами должно составлять 200-300 метров.

В мае этого года городская администрация по предписанию ГИБДД убрала пешеходный переход около ЦУМа. Согласно ответу, полученному от администрации «Городской средой», это позволило увеличить пропускную способность улицы. Ой ли?

Мы специально наблюдали за остановкой маршруток у фонтана за ЦУМом в течение 20 минут и выяснили, что подавляющее большинство пешеходов полностью игнорируют ПДД, и для того, чтобы перейти дорогу, вовсе не спешат к ближайшему пешеходному переходу в районе улицы Энгельса. Переходят «по старинке» – там, где пешеходный переход был раньше. Наверное, пропускная способность улицы от этого действительно увеличилась, ведь теперь пешеходы вынужденно ждут «окна» в потоке, чтобы быстро перебежать дорогу. Тормозить автомобилистам перед «зеброй» не приходится, но пешеходам от этого радостней не становится.

Аналогичная ситуация и в ряде других мест города, где пешеходный переход расположен вовсе не там, где реально переходят дорогу пешеходы. Типичный пример — остановка около строительного рынка на улице Марата, где пешеходные переходы есть у двух соседних перекрестков, но в середине улицы перехода нет. Причина понятна — на расстоянии положенных 200-300 метров от остановки общественного транспорта уже есть два пешеходных перехода, а значит, формально все нормы соблюдены. За год на этом участке произошло как минимум 2 ДТП при участии пешеходов.

Еще один пример — проблемный перекресток проспектов Ленинского Комсомола и Ульяновского. Недавно на этом перекрестке были убраны практически все надземные пешеходные переходы. Причина понятна — у людей есть возможность воспользоваться подземным переходом. Но очень многие его по привычке игнорируют. Итог — не менее 5 ДТП с участием пешеходов за 2013 год.

Думаем, что продолжать не надо — практически каждый житель города наверняка вспомнит с десяток неудобных пешеходных переходов, которые не соответствуют реальным сложившимся путям движения пешеходов. Особенно проблема обострилась после «пивного» переноса остановок общественного транспорта. Сейчас найти удобный пешеходный переход рядом с остановкой зачастую становится проблемой.

На одной из встреч «Городской среды» глава города Марина Беспалова заявила, что в ближайшее время в городе планируется провести серьезную работу по обозначению пешеходных переходов — поставить столбики, нанести светоотражающую разметку и т. д. Фактически, речь идет о полном соблюдении существующего ГОСТа. Но насколько это будет эффективно, если многими из обновленных пешеходных переходов люди фактически не пользуются?

Может быть проблема в рамках существующих нормативов не имеет решения? Не думаем — реальные пешеходные потоки вполне можно выявить. Более того, для этого вовсе не обязательна дорогостоящая учетная система транспорта, о разработке которой в последнее время часто говорят.

Вспомним советское время, да и 90-е годы. Тогда система пешеходных переходов была значительно более продуманной и отвечающей реалиям. Причем безо всяких систем учета.