Вот на какие воспоминания натолкнула меня фотосессия Alexio Marziano: «Фотографии Ульяновска 60-80х годов: Самолёты-вездеходы..»
Цитирую автора фотосессии:
“ Март, 1992 года. Дирижабль «Россия» в сборочном цехе Ульяновского авиационного завода.
Я до сих пор помню статью об этом монстре в газете «Симбирские губернские ведомости» (если не ошибаюсь).
Правда, тогда я не особо понял, что же там за тарелку сделали…”

********************************************************************************

Сегодня мне хочется пояснить, «..Что же там за тарелку сделали..?».
Из прогноза регионального министра экономики Олега Асмуса:
(Дата прогноза — 24.11.2009)
Цитирую Асмуса:
« В Ульяновской области появятся “летающие тарелки”…Это аппарат (АТЛА) – не привязанный ко времени года, обеспечивающий высокую грузоподъемность, имеющий низкий расход топлива, практически неограниченную дальность полета, не требующий наличия аэродромов ..
..“К 2012 году будет запущена в промышленную эксплуатацию «летающая тарелка»…

********************************************************************************

А ТАРЕЛКА НЕ ВЗЛЕТЕЛА…
Ну а теперь по существу. Для начала вопрос: откуда есть пошла — нет, не Земля Русская — а мысль о создании “летающей тарелки” в головах конструкторов?Тут все понятно: внеземные цивилизации, братья Стругацкие, “зеленые человечки” и так далее… Короче, фантазия подвигнула энтузиастов воздухоплавания к созданию разнообразной техники …В то числе — и далеких уже ныне удачных и неудачных конструкций дирижаблей . Это вполне нормально, без Икара не было бы, наверное, и “Боинга”…
Сомневаться в реальности взлета “тарелки” было бы трудновато. Ибо так настойчиво, так красочно, так убедительно презентовали создатели свое детище, что человеку, к технике не имеющему прямого отношения, удержаться от соблазна весьма трудно. Как тут не «купиться» на заманчивость увлекательного проекта?
А краткая история вопроса такова. Руководство некой компании , располагающейся по адресу: Москва, ул.Люблинская, дом … позиционирует себя в сфере транспортостроения так (цитирую с сайта компании): «Компания проектирует, строит и эксплуатирует (заметьте: «строит и эксплуатирует !») » многоцелевые дирижабли и аэростаты. Конструкторы и проектанты компании создают летательные аппараты, зачастую не имеющие аналогов в мире. »
А история создания «летающей тарелки» в Ульяновске подавалась так:
С 80-х годов в СССР разрабатывался уникальный проект «Термоплан».В 1988 – 1992 год в КБ “Термоплан” на Ульяновском авиационном заводе был спроектирован и построен аппарат необычной конструкции, предназначенный для транспортировки сверхтяжёлых грузов на дальние расстояния.Термоплан – огромный диск диаметром от 140 до 320 метров в зависимости от модификации. Внизу диска размещались грузовой отсек и помещения для экипажа. Предполагалось, что термоплан сможет летать на расстояния до 8 тысяч километров, развивая максимальную скорость до 250 кмилометров в час – и перевозить до 2000 тонн груза.
Для своего времени это был передовой проект. Но после развала Союза это направление оказалось нерентабельным и бесперспективным, проект термоплана закрыли.
К этому надо добавить одну существенную деталь. Сделанный в Ульяновске термоплан так и не взлетел- он рухнул прямо на испытательной площадке…А идею «тарелочного плавания» в атмосфере подобрала та самая фирма,название которой я опускаю во избежания судебных исков по поводу «оскорбленной чести»(это ныне в моде).
И все началось снова: модели, схемы, расчетные характеристики,живописные фотографии моделей, сообщения о «завершенных проектах», неких успехах …Не испытательные- а медийные полщадки использовались «на всю катушку».Следовали многочисленные сообщения «о намерениях», мощные “фотозалпы” такого содержания: председатель совета директоров компании – ну , скажем господин Кирилл Ляптис рядом с председателем Госдумы; с зампредом правительства РФ, с министром транспорта РФ – и прочими руководящими персонами России. Вот господин Ляпитис демонстрирует им модель “тарелки”, рассказывает о неверпоятных ее достоинствах. Известный полярник Чилингаров держит в руках возрожденный журнал “Вестник воздухоплавания”, в котором – конечно же! – есть статья господина Ляптиса под обещающим названием “Локом…ой: экономика без балласта”. И опубликовано (тоже не без претензий!) “Ульяновск – центр дерижаблестроения”..
Между тем к идее создания «тарелки» аналитики воздухоплавания отнеслись неоднозначно.Вот , скажем, что писал еще в 2009 году Александр Гомберг:“Не случайно Президент РФ с улыбкой отнесся к планам дирижаблестроителей, не построивших еще НИКАКОГО дирижабля, не имеющих НИКАКОГО опыта проектирования, строительства и эксплуатации!
Все таки надо тщательнее, господа! Вспомните судьбу нашумевшего ЭКИПа, когда полуграмотные инженеры (но с регалиями) выкатили совершенно “дохлый” проект и чиновники на него клюнули! Ну они же не обязаны разбираться?! И положительные заключения весьма солидных учреждений тоже были! Однако слишком амбициозные заявления и неграмотные расчеты привели к краху этого проекта, а вместе с ним и других – нормальных, технически обоснованных и действительно перспективных.”
“Гибридные” дирижабли, а “тарелки” в особенности, мягко говоря, проработаны слабо. Риски слишком велики…Главная проблема : устойчивость “тарелок” вообще, а на малых скоростях вблизи земли, в особенности. Об этом мало кто знает, а кто знает – молчит! Эх, если бы не ветер! На Земле ВЕТЕР есть!”
Подобных критических взглядов на проект создания «летающих тарелок» было немало. Подвергались , в частности не только инженерные — но и финансовые возможности вышепупомянутой компании . Но ее руководители упорно и многократно заявляли о решении изготовить экспериментальный образец аппарата в Ульяновске и даже полетать на нем…
Но- не сбылось.
Впрочем, чего-чего- а туфту изготовлять и в прошлой, и в нынешней России весьма научились..
С добротными лететельными аппаратами дела обстоят куда хуже.