1,5 миллиона рублей потратит область на исследования в рамках формирования регионального ИТ-кластера. Мечта одного из самых успешных ульяновских айтишников Льва Валкина, который, собственно, и форсировал тему кластера, сбылась.

Напомним, что разговоры о создании в Ульяновской области ИТ-кластера ведутся уже более двух лет, но с концептуальной точки зрения дальше разговоров и невнятных «экспертных исследований» дело не продвигалось. Правда, за время обсуждения концепции были четко выделены основные проблемы, стоящие перед региональной ИТ-отраслью. Среди них: проблема утечки квалифицированных кадров из города, отсутствие должного уровня взаимодействия с вузами, отсутствие единого физического центра взаимодействия, неотлаженность механизмов взаимодействия между компаниями, а также отсуствие методики поддержки малых стартапов.

Прописать механизмы решения этих и других проблем, стоящих перед ИТ-индустрией региона, и призвано исследование.

Подготовка кадров

В рамках исследования планируется провести масштабный социологический опрос среди школьников и студентов с целью выяснения возможных причин отъезда из области. Также будут опрошены и родители детей. Им будет задан вопрос о мотивации детей в отношении образования в сфере ИТ. Кроме того, у преподавателей выяснят проблемы преподавания информатики, а у работодателей – недостающие, по их мнению, навыки у вчерашних выпускников.

Планируется также уделить внимание проблемам взаимодействия студентов с преподавательским составом в ВУЗах, а также выявить наличие мотивации студентов к запуску собственных стартапов.

Варианты кластера

От исследователя ожидают получить конкретные рекомендации по облику возможного будущего кластера. Правда, рамки установлены достаточно жесткие. Варианта предложено всего три: «умный дом», «компьютерный квартал» и межвузовский кампус. При этом формат проекта должен быть обоснован с учетом предложений Центра развития умных городов и компании «Ernst & Young Global Limited». Причина понятна – области надо как-то обосновывать предыдущие исследования, чтобы они не оставались лежать мертвым грузом. По этой же причине исследователей обязуют использовать и данные осеннего исследования ИТ индустрии.

Впрочем, задача от этого сложнее не становится, так как в техническом задании на исследование четко рекомендовано равняться на зарубежные практики. Обосновывать выбранный вариант предлагается с помощью двух зарубежных аналогов.

Важно учитывать и серьезные амбиции заказчика. В программе планируется предусмотреть возможность создания на базе кластера международной ИТ-лаборатории.

Концепция

Концепцию кластера предлагается оформить в виде программы с конкретными сроками и обозначением необходимого финансирования. Фактически, речь идет о создании любимой региональными властями дорожной карты.

Планируется, что в ней будут предусмотрены мероприятия по поддержке стартапов, системе грантовой поддержки, повышению компетенции управленцев, развитию технологической культуры и научной базы и т.д.

Отдельного внимания заслуживают новые методы обучения. Предполагается, что в исследовании будет проработан новый подход к образованию, когда «когда опытный программист-практик из ведущей компании создаёт учебный или учебно-производственный проект, работая во главе студенческой группы».

Не забыли и про пиар. Согласно заданию, концепцией должен быть предусмотрен календарь ИТ-событий, а также план мероприятий по позиционированию региона как интеллектуальной столицы за счет массовых мероприятий, семинаров и т.д.

В результате работы должен получиться документ, описывающий сценарий кластера (кампус, «умный дом» или «компьютерный квартал») в виде дорожной карты с указанием способа управления им, а также положение о грантовой поддержке, программы обучения, годовой календарь событий, проект создания научного центра на базе двух зарубежных практик, анализ рисков и, конечно же, план пиара. Сроки планирования – до 2018 года.