Видимо, там наверху не забыли идейку об окультуривании России на либеральный лад, потому что вчера перед боем новогодних курантов по ТВ Россия-24 много слов на эту тему произнёс советник президента по культуре г-н Толстой. Увы, они меня как русского писателя повергли в недоумение. Культура – Мировой проект: “Год русской культуры – 2003” Исторически сложившаяся многовековая русская культура, определяет нынешние ценностные приоритеты нации и нормы деятельности, картину мира и образ жизни, формирует среду обитания, национальный характер и национальные интересы. Это дает ныне основание для “выращивания” нового национально-оптимистического самосознания. Сегодня ценностным приоритетом русской нации, истории и культуры служит историческая устойчивость национальной идентификации. Ибо сегодня – в сохранении национальной идентификации есть смысл жизни нации, другими словами – её историческое бессмертие. Являясь главной ценностью и целью культуры, сохранение национальной идентификации оказывается, в то же время, подлинной и глубокой проблемой. Ибо не понятно, являемся ли мы всё ещё той же нацией, что создала летописание и великую русскую литературу, русское зодчество и живопись, русскую науку и русский авангард, что взрастила Сергия Радонежского и Серафима Саровского, что победила иноземных захватчиков в 1242, 1380 и 1480, 1613, 1812 и 1945 годах? Сохранение русского языка и российской государства ещё не гарантирует исторической устойчивости национальной идентификации. “Совок” – страшное слово и страшное явление. Явление поразительное и угрожающее для современной России. “Русская идея” как суть национальной идентификации была дана в окончательной форме Владимиром Соловьёвым (1888 г.): “…идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности”. За Соловьёвым последовали все “классики русского религиозного возрождения”, обсуждая “русскую идею”, в её мессианском плане, до и после 1917 г. Последнюю точку в этой дискуссии поставил Иван Ильин (1948 г.): “…Эту творческую идею нам не у кого и не для чего заимствовать: она может быть только русскою, национальною. Она должна выражать русское историческое своеобразие и в то же время – русское историческое призвание. Эта идея формулирует то, что русскому народу уже присуще, что составляет его благую силу, в чем он прав перед лицом Божиим и самобытен среди всех других народов…”. Итоговый вывод Ивана Ильина: “Такова русская идея: свободно и предметно созерцающая любовь и определяющая этим жизнь и культуру. Там, где русский человек жил и творил из этого акта, он духовно осуществлял свое национальное своеобразие и производил свои лучшие создания … Божьи дары – история и природа – сделали русского человека именно таким… Этим определяется и задача русского народа: быть таким со всей возможной полнотой и творческой силой, блюсти свою духовную природу, не соблазняться чужими укладами, не искажать своего духовного лица искусственно пересаживаемыми чертами и творить свою жизнь и культуру именно этим духовным актом “. Великие русские мыслители XX века пытались идентифицировать нацию через характеристику русского человека (Николай Бердяев, Николай Лосский)) или характеристику русской нации в целом (Питирим Сорокин): “Совокупность основных черт русской нации включает ее сравнительно длительное существование, огромную жизнеспособность, замечательное упорство, выдающуюся готовность ее представителей идти на жертвы во имя выживания и самосохранения нации, а также необычайное территориальное, демографическое, политическое, социальное и культурное развитие в течение ее исторической жизни “. Но более продуктивным, хотя и не альтернативным философскому, явилось самовыражение нации в художественном и религиозном аспектах. Русские летописи и литература глубоко исследовали самобытность русского человека, русской истории и культуры, явив миру историческое своеобразие и неповторимость нашей национальной системы ценностей. Общечеловеческие и рациональные ценности – истина, добро, красотa – преломились на русской православной почве в более сердечные – веру, надежду, любовь. Понятие совесть формировало ту нравственную среду, где совершались и всем миром оценивались как личные, так общественные и государственные деяния. В этом же духовном пространстве были взращены и представлены как национальные герои русские святые: страстотерпцы и великомученики, монахи-подвижники, святые воины и князья. Их церковная канонизация началась в XI веке и продолжается до сих пор. Обретение святых мощей Серафима Саровского в 1993 году было великим торжеством истинно верующих. Как и чудо возрождения храма Христа Спасителя в Москве. В XIX веке к национальным героям были причислены Пушкин, затем – Толстой и Достоевский. В XX веке были прославлены Вернадский и Циолковский, Вавилов и Капица, Курчатов, Королёв и Гагарин. В русской культуре сформировавшаяся за 1000 лет национальная система ценностей, определяющая, прежде всего, этические нормы и эстетические идеалы нации, к настоящему времени глубоко и всесторонне осмыслена теоретически, но забыта. Во всей полноте ею владеет практически лишь узкий круг православных художников и интеллектуалов. И ныне великая цель культуры – ввести в обиход нового поколения россиян эту православную систему ценностей. Фактически речь идёт о возвращении народу его вековых обычаев и обрядов, привычек и предпочтений, трудолюбия и милосердия, праздников и печалей, его месяцеслова и любви к земле и русской природе, его национальных героев и национальных святынь. Принцип “одновременности прошлого и настоящего” может реализовать и актуализировать всю полноту богатства русской культуры. Культурное наследие должно стать живым и действенно, инструментально войти в труд, быт, отдых людей. “Это – моё время!”, – должен гордо сказать сегодня любой россиянин, свободный и полный хозяин своего великого прошлого. Принцип национального оптимизмадолжен стать рабочим инструментом эпохи Русского Возрождения. Наличие иноязычных и иноконфессиональных культур как равноправных в системе российской культуры следует считать её дополнительным богатством. Идентификация, глубокое понимание самобытности и своеобразия русской культуры стало возможным только в комплексном к ней подходе: “изнутри” (самопознание) и “извне” (чужими глазами). Длительное сосуществование автохтонных (типа чувашской, мордовской, марийской и др.) и аллохтонных культур (типа – немцев Поволжья) в тесном соседстве с русской бесспорно обогатило последнюю и способствовало углублению её самопонимания. Русская же культура, делегировав свой язык другим как язык межэтнического общения, существенно “дополняла” развитие соседних “внутрироссийских” культур. Культурно-экологическое разнообразие “экосистемы” российской культуры несомненно увеличивает её историческую устойчивость. Именно идеал русской православной системы ценностей в его ориентации на духовность (вместо материальности), самоограничение (вместо гедонистичности), альтруистичности (вместо эгоистичности), совестливости (вместо бесстыжести и цинизма), общинности и соборности (вместо предельной индивидуалистичности), любви (вместо ненависти и “кровной” мести), красоты (вместо эстетики безобразия), веры (вместо безверия) может служить моделью новой системы ценностей для России и всего человечества. Вместо экономически ориентированной “Глобальной экологической программы”, принятой ООН в 1980-х годах, русская культура уже сегодня может предложить мировому сообществу ее принципиально иной вариант: От общества потребления (на Западе) и общества злоупотреблений (на Востоке) – к обществу духа. В контексте русской культуры реализация такой программы фактически означает возрождение национального идеала нравственности. Отсюда рождается вторая значимая цель – возвращение народу и каждому россиянину идеи бессмертия души. Реальность воплощения в жизнь этой идеи становится очевидной каждому, кто видит не умирающее величие грандиозных свершений и идеалов русского и других российских народов в тысячелетней истории. Преодоления бездуховности, в которой блуждают не только люди, но само существо человека, ныне не только возможно, но и необходимо. Об авторе Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Сергей
Всегда с недоверием относился к радетелям за русскую культуру, которые всем своим творчеством утверждали обратное. Чтобы видимо клюнули упёртые русофилы и опубликовали в каком-нибудь “Литературном Ульяновске”. Вот что пишет о Славе Лён википедия… По вашему, г-н Полотнянко, он всю жизнь боролся за истинно русскую культуру?
“Творчество Славы Лёна и составляет суть его биографии. Совмещая свою научную деятельность в области Наук о Земле (20 полевых сезонов и более 200 опубликованных работ) с занятиями литературой и изобразительным (визуальным) искусством, Слава Лён в своём альманахе NRL (издававшимся в Австрии) представил в 1978 году концепцию «Бронзового века русской культуры (1953—1989)». В монографии «Древо Русского Стиха» (1983) он зафиксировал более 50 неподцензурных (подпольных) школ русского стиха Бронзового века в поле русской поэзии. В формо-языковом поле Лён выделил семь стиховых систем: 1) традиционный (классический) стих; 2) верлибр; 3) квалитизм; 4) концепт; 5) неверабальный стих (вербарт и артбук); 6) русский свободный стих; 7) Ре-Цептуальный стих («объемлющую стиму»). Эта типология стим и школ русского стиха была использована Генрихом Сапгиром в Антологии самиздата (М., 1996). В 1974 году Слава Лён с Венедиктом Ерофеевым создали меташколу Ре-Цептуализма — искусства «второй рефлексии» художественного процесса. В 1985-м году Лён сумел опубликовать в журнале «Человек и природа» Манифест Ре-Цептуализма. В рамках Ре-Цептуализма Слава Лён построил Нелинейную Теорию Искусства, основанную на идее смены художественных парадигм и метаэстетике (включающей «эстетику прекрасного» Александра Баумгартена, 1735, «эстетику истины» Мартина Хайдеггера, 1935-55, и «эстетику добра-благодати» Славы Лёна, 1974). Мировая премьера Ре-Цептуализма состоялась 17 октября 1997 года на вернисаже выставки «Кокон» в Гудзоне. Её продолжила выставка «Рецептуальные практики» Славы Лёна и Ольги Победовой в 2001 году. Серия выставок других школ художников-рецептуалистов прошла в разных странах: Испания, Англия, США. В частности, Слава Лён как куратор открывал осенью 2007 года серию выставок своих учеников школы Руслана Црима и Арсена Гучапшева в Национальном музее в Нальчике. Мировая премьера Ре-Цептуализма «ПОБЕДОВА-над-СОЛНЦЕМ» прошла в июне-июле 2010 в Российской академии художеств”.