15 января в Законодательном Собрании в формате круглого стола прошло обсуждение вопроса «О реализации Закона Ульяновской области «О внесении изменений в статью 2 Закона Ульяновской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области государственным полномочием по определению должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об отдельных административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Ульяновской области об административных правонарушениях».

Мероприятие было посвящено обсуждению проблем, связанных с привлечением к административной ответственности юридических и физических лиц, которые устраивают несанкционированные свалки мусора в муниципальных образованиях области.

В работе «круглого стола» приняли участие председатель комитета Законодательного Собрания по аграрным вопросам, продовольствию, развитию сельских территорий, природопользованию и охране окружающей среды Виктор Антипов, заместитель председателя комитета Сергей Глебов, директор департамента охраны окружающей среды министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Амир Галяутдинов, начальник правового отдела министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Юлия Шагаева, представители администраций муниципальных образований области.

По словам Виктора Антипова, закон, принятый региональным парламентом в декабре и наделяющий администрации районов и поселений полномочием привлекать к административной ответственности граждан и организации, виновных в замусоривании территорий, не только призван улучшить экологическую обстановку в поселениях, сделать их чище, но и укрепить финансовую устойчивость муниципальных образований, так как все поступления такого рода штрафов будут направляться в местные бюджеты. Именно поэтому представители муниципальных образований в ходе круглого стола назвали данный закон «настоящим подарком к Новому году». Напомним, что ранее штрафы налагались инспекторами минсельхоза и федеральными инспекторами, причем, как правило, – на глав администраций муниципальных образований поселений, а не на истинных нарушителей. Согласно федеральному закону об основах организации местного самоуправления в РФ, организация уборки мусора является обязанностью местных властей, однако на деле зачастую они не имели реальных рычагов для наведения порядка в данной сфере. Как следствие, число несанкционированных свалок в поселениях, в лесах, в посадках, в полях и вдоль дорог постоянно растет.

Амир Галяутдинов отметил, что разработаны методические рекомендации по применению статьи 10.1 (о штрафах) Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях и разосланы в муниципальные образования.

В ходе круглого стола прозвучали конкретные советы по привлечению к ответственности тех, кто выбрасывает мусор там, где не следует. К примеру, бывает сложно доказать сам факт правонарушения, «поймать за руку» без помощи полиции, так как для составления административного протокола необходим документ, удостоверяющий личность, а требовать его предъявления вправе только сотрудники соответствующих органов. Поэтому эффективными будут только те рейды, в которых будут участвовать представители полиции. После оформления протоколов дела будут направляться в суды для вынесения решения о взыскании штрафов с нарушителей. Амир Галяутдинов выразил готовность оказать полную консультативную поддержку муниципальным образованиям в этой работе.

По мнению Сергея Глебова, особое внимание следует обратить на юридических лиц, так как именно они наносят окружающей среде наибольший вред. От граждан уполномоченные представители муниципальной власти также могут требовать договор со специализированной организацией на вывоз мусора – отсутствие этого документа уже само по себе является административным нарушением. В многоквартирных домах такие договоры от имени жильцов, как правило, заключают управляющие компании либо ТСЖ. Жители частного сектора таких документов зачастую не имеют.

Было отмечено, что ответственность за эти правонарушения не снимается и с муниципалитетов: бывает, что договор на вывоз отходов жителям сельской местности заключать просто не с кем. По словам Сергея Глебова, задача муниципалитетов заключается в том, чтобы рассчитать необходимые объемы вывоза мусора, его периодичность, а также определить конкретное место для его утилизации.

Также участники круглого стола отметили необходимость постройки крупных межпоселковых полигонов по утилизации бытовых отходов. Но для этого муниципальные образования должны выделить земельные участки и разработать техническую документацию. В настоящее время муниципалитеты такую работу еще не провели, соответственно, в областном бюджете также не предусмотрено финансирование строительства данных объектов.

Виктор Антипов выразил уверенность, что новое законодательство станет для муниципалитетов стимулом для ликвидации несанкционированных свалок и позволит им, в том числе посредством данной работы, пополнять свои бюджеты.

Для справки:
За организацию несанкционированных свалок размер штрафов составляет:

для граждан – 2-4 тысячи рублей,

для должностных лиц – 10-20 тысяч рублей,

для юридических лиц – 100-200 тысяч рублей.